Сценарий концерта «Композиторы XIX века глазами современников»

Автор: Каменная Евгения Александровна

Сценарий концерта

«Композиторы XIX века  глазами современников»

Добрый вечер, уважаемые зрители!

Сегодняшний вечер смело можно назвать романтическим, т.к. музыка европейских композиторов 19 в.  относится к эпохи романтизма, охватывающей в основном конец первой четверти XIX — первое десятилетие XX веков.

Динамика развития русской музыкальной культуры на протяжении всего 19 в. привела к изменению её положения в контексте культуры общеевропейской. Время «ученичества», а затем создания национальной классической школы сменилось эпохой расцвета, когда русская музыка вошла мощной составляющей в мировую культуру.

Композиторы старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека.

Наш концерт откроет произведение немецкого композитора Карла Рейнеке, чьё творчество  находилось под большим влиянием композиторов-романтиков, таких как Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Иоганнес Брамс, Феликса Мендельсон.

1.   Карл Рейнеке «Марш»

Одним из ярких представителей немецкой школы романтизма является немецкий флейтист и композитор Вильгельм Попп. Автор более 600 произведений для флейты, которые были очень популярны во время его жизни.

 

2.   Вильгельм Попп «Испанский танец»

Выдающийся немецкий композитор и пианист, автор большого количества сочинений, написанных для оркестровых инструментов, Иоганнес Брамс вошёл в историю классической музыки как наиболее яркий представитель романтизма. Его биография складывалась весьма удачно в творческом плане, и композитору удалось в полной мере раскрыть отпущенный ему талант.

 

3.   И. Брамс «Колыбельная» в сопровождении симфонического орк.

Итальянский композитор Джоаккино Антонио Россини  , оказал большое влияние на развитие европейского оперного искусства XIX века. Путешествуя однажды с неаполитанской оперной труппой на гастролях в Вене для Россини произошло памятное событие — знакомство с Бетховеном, который, несмотря на глухоту, высоко оценил музыку Рлссини по нотам. Местная публика с восторгом приняла итальянского композитора. Присоединяемся к восторженной публике и встречаем

 

4.   Джоаккино Россини «Неаполитанская песня»

Ключевую роль в творческой жизни Иоганнеса Брамса сыграл венгерский скрипач Йозеф Иоахим. По рекомендации Иоахима Брамс познакомился с Шуманом, который начал активно популяризировать его в высших музыкальных кругах.

 

5.   И. Брамс «Финал квартета №2»

В России в XIX веке была особенно популярна  «Школа игры на флейте» немецкого флейтиста Вильгельма Поппа, по которой преподавал, например В. Кречман. Произведения Поппа прочно вошли в репертуар начинающих флейтистов.

 

6.   В. Попп «Полонез»

XIX век в России стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. На этот процесс оказали влияние западноевропейская культура и русский фольклор.  Ярким представителем «Новой русской музыкальной школы» в Санкт – Петербурге является Цезарь Кюи.

 

7.   Ц. Кюи «Аллегретто»

Сила дарования итальянского композитора 19 в. Винченцо Беллини — в его мелодиях, близких народным, и в искренности выражения, нередко возвышающегося до глубокого драматического пафоса. Общий характер его музыки — мягкий, с оттенком грусти. В простоте оперного письма Беллини можно видеть реакцию против перегруженного всякими вокальными украшениями стиля его предшественников и современников

 

8.   Винченцо Беллини «Каватина Нормы»

Основоположником русской классической музыки считается М. И. Глинка. Он создатель основных музыкальных жанров: оперы («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), симфонии, романса, активно использовавший в своём творчестве фольклорные мотивы.

 

9.   М. Глинка «Вальс » из о. «Иван Сусанин»

Джулио Бриччальди известен не только как итальянский флейтист-виртуоз и композитор, профессором консерватории во Флоренции. Он основал во Флоренции флейтовую мастерскую, где изготавливал флейты Бёма по собственным чертежам с двойным клапаном си бемоль, который используется и по сей день.

 

10.   Джулио Бриччальди «Венецианский карнавал»

Постоянно переезжая с места на место по городам Швейцарии и Германии, Брамс успел написать немало произведений в области камерной и фортепианной музыки. А его музыка покоряла сердца немецкой и австрийской публики.

 

11.   И. Брамс «Венгерский танец»

Из-за одинаково страстного и профессионального увлечения композицией и военным искусством Цезарь Кюи получил прозвище «Генерал от музыки». 

 

12.   Ц.Кюи «Скерцино»

         В завершении нашего романтического вечера прозвучит

13.   И. Брамс «Скерцо для скрипки и фортепиано»

Благодарим за внимание! До новых встреч!

Звучит музыка.

×
×