Автор: Каменная Евгения Александровна
Сценарий концерта
«Композиторы XIX века глазами современников»
— Добрый вечер, уважаемые зрители!
Сегодняшний вечер смело можно назвать романтическим, т.к. музыка европейских композиторов 19 в. относится к эпохи романтизма, охватывающей в основном конец первой четверти XIX — первое десятилетие XX веков.
Динамика развития русской музыкальной культуры на протяжении всего 19 в. привела к изменению её положения в контексте культуры общеевропейской. Время «ученичества», а затем создания национальной классической школы сменилось эпохой расцвета, когда русская музыка вошла мощной составляющей в мировую культуру.
Композиторы старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека.
Наш концерт откроет произведение немецкого композитора Карла Рейнеке, чьё творчество находилось под большим влиянием композиторов-романтиков, таких как Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Иоганнес Брамс, Феликса Мендельсон.
1. Карл Рейнеке «Марш»
Одним из ярких представителей немецкой школы романтизма является немецкий флейтист и композитор Вильгельм Попп. Автор более 600 произведений для флейты, которые были очень популярны во время его жизни.
2. Вильгельм Попп «Испанский танец»
Выдающийся немецкий композитор и пианист, автор большого количества сочинений, написанных для оркестровых инструментов, Иоганнес Брамс вошёл в историю классической музыки как наиболее яркий представитель романтизма. Его биография складывалась весьма удачно в творческом плане, и композитору удалось в полной мере раскрыть отпущенный ему талант.
3. И. Брамс «Колыбельная» в сопровождении симфонического орк.
Итальянский композитор Джоаккино Антонио Россини , оказал большое влияние на развитие европейского оперного искусства XIX века. Путешествуя однажды с неаполитанской оперной труппой на гастролях в Вене для Россини произошло памятное событие — знакомство с Бетховеном, который, несмотря на глухоту, высоко оценил музыку Рлссини по нотам. Местная публика с восторгом приняла итальянского композитора. Присоединяемся к восторженной публике и встречаем
4. Джоаккино Россини «Неаполитанская песня»
Ключевую роль в творческой жизни Иоганнеса Брамса сыграл венгерский скрипач Йозеф Иоахим. По рекомендации Иоахима Брамс познакомился с Шуманом, который начал активно популяризировать его в высших музыкальных кругах.
5. И. Брамс «Финал квартета №2»
В России в XIX веке была особенно популярна «Школа игры на флейте» немецкого флейтиста Вильгельма Поппа, по которой преподавал, например В. Кречман. Произведения Поппа прочно вошли в репертуар начинающих флейтистов.
6. В. Попп «Полонез»
XIX век в России стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. На этот процесс оказали влияние западноевропейская культура и русский фольклор. Ярким представителем «Новой русской музыкальной школы» в Санкт – Петербурге является Цезарь Кюи.
7. Ц. Кюи «Аллегретто»
Сила дарования итальянского композитора 19 в. Винченцо Беллини — в его мелодиях, близких народным, и в искренности выражения, нередко возвышающегося до глубокого драматического пафоса. Общий характер его музыки — мягкий, с оттенком грусти. В простоте оперного письма Беллини можно видеть реакцию против перегруженного всякими вокальными украшениями стиля его предшественников и современников
8. Винченцо Беллини «Каватина Нормы»
Основоположником русской классической музыки считается М. И. Глинка. Он создатель основных музыкальных жанров: оперы («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»), симфонии, романса, активно использовавший в своём творчестве фольклорные мотивы.
9. М. Глинка «Вальс » из о. «Иван Сусанин»
Джулио Бриччальди известен не только как итальянский флейтист-виртуоз и композитор, профессором консерватории во Флоренции. Он основал во Флоренции флейтовую мастерскую, где изготавливал флейты Бёма по собственным чертежам с двойным клапаном си бемоль, который используется и по сей день.
10. Джулио Бриччальди «Венецианский карнавал»
Постоянно переезжая с места на место по городам Швейцарии и Германии, Брамс успел написать немало произведений в области камерной и фортепианной музыки. А его музыка покоряла сердца немецкой и австрийской публики.
11. И. Брамс «Венгерский танец»
Из-за одинаково страстного и профессионального увлечения композицией и военным искусством Цезарь Кюи получил прозвище «Генерал от музыки».
12. Ц.Кюи «Скерцино»
В завершении нашего романтического вечера прозвучит
13. И. Брамс «Скерцо для скрипки и фортепиано»
— Благодарим за внимание! До новых встреч!
Звучит музыка.