Автор: КОЗИНЕЦ ИННА АЛЕКСЕЕВНА
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ЮНЫХ ЧТЕЦОВ «ЖИВАЯ КЛАССИКА» ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
Цели:
1.Расширение у детей читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельности в выборе чтения книг.
2 Формирование эстетического отношения к искусству слова.
3 Развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений
(отрывков), артистизма.
4 Воспитание у детей интереса к художественному тексту и к авторской мысли.
Задачи:
1 Выразительно, эмоционально прочитать прозаическое произведение (или
2 Показать значимость прозаического слова через мимику, жесты.
5 Выявить и поддержать талантливых детей.
Вступление.
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости! Мы рады приветствовать вас на школьном этапе конкурса «Живая классика»!
Звучат фанфары.
Ведущий 2. Всероссийский ежегодный Конкурс чтецов «Живая классика» − это соревновательное мероприятие по чтению вслух отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей, который проводится под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Агентства стратегических инициатив. К участию в Конкурсе допускаются учащиеся 5-11 классов.
Ведущий 1. Немного истории. Конкурс юных чтецов «Живая классика» был учреждён в 2011 году Некоммерческим партнёрством «Живая классика». В пилотном проекте приняло участие около 20 000 шестиклассников из 7 городов России. В 2012 году конкурс стал Всероссийским. В общей сложности в нём приняло участие 2 млн. подростков из 83 регионов РФ. В 2013 году конкурс стал международным. Помимо России в проекте принимало участие 9 стран. Сейчас конкурс «Живая классика» расширил свои границы. Ежегодно в проекте принимает участие более 2,5 миллионов школьников из 85 регионов России и из 80 стран мира.
Ведущий 2. Выступления участников оцениваются по следующим критериям:
· Выбор текста произведения
· Грамотная речь
· Артистизм исполнения
· Глубина проникновения в образную и смысловую структуру текста.
Оценка выступления участника осуществляется по 10 – балльной шкале.
Ведущий 1. Разрешите представить жюри школьного конкурса:
Свидорук Т.П.- председатель жюри.
Члены жюри:
1.Орлова Татьяна Юрьевна, учитель математики и физики
2. Савина Елена Владимировна, учитель физкультуры.
3. Горленко Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы.
4. Козинец Инна Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
Ведущий 2. Сегодня вас ждёт необыкновенное путешествие в удивительный мир сказок, рассказов и повестей. Произведения, которые исполнят наши участники, любимы и востребованы, они многие годы радуют уже не одно поколение и завоевали ваши сердца, стали классикой русской и зарубежной литературы. Без них наша жизнь уже просто немыслима.
Звучит «Как бы мы жили без книг»
Ведущий 1
Ах, как бы хотелось, хотелось бы мне
Когда-нибудь, как-нибудь выйти из дома
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, где все по-другому.
Это мечта девочки Алисы из Страны Чудес, а в этой стране, размечтавшись, можно быть и Железным Дровосеком, и Страшилой, и Девочкой-вафелькой, и поросёнком. С мечтой должны дружить и взрослые и дети. На крыльях мечты можно унестись в чудесные страны, в сказки! Следует только взять книгу- и она откроет вам яркий, волшебный мир, станет лучшим другом, самым настоящим!
Ведущий 2. Сегодня участники нашего конкурса познакомят вас с отрывками из своих любимых произведений. Надеемся, что вам будет интересно. Итак, мы начинаем и желаем удачного выступления всем ребятам.
Ведущий 1 9 мая 2025 года наша страна будет отмечать одну из самых значимых дат в истории — 80—летие Победы в Великой Отечественной войне. О военных событиях писали многие авторы, в том числе и Василий Клёпов. Героев одной из повестей Василия Степановича вместе с соотечественниками угоняют в Германию, где им против воли приходится батрачить на властную и жестокую баронессу фон Фогель. И конечно, у мальчишек тут же созревает план побега! Однако вернуться на родину оказывается непросто. Открывает нашу конкурсную программу ученица 6 класса Валерия Ильюхина. Звучит отрывок из повести Василия Клёпова «Четверо из России».
Ведущий 2. Юрий Я́ковлевич Я́ковлев —писатель и сценарист, автор для подростков и юношества. В ноябре 1940 года 18-летним был призван в армию. Когда началась война, будущий писатель служил артиллеристом-зенитчиком, обороняя московское небо от налётов фашистской авиации. Именно в эти годы у него зародилось желание стать писателем, чтобы рассказать людям о товарищах по оружию, многим из которых не удалось дожить до Победы. О подвиге партизана-подрывника, известного под именем Зимородок Юрий Яковлев расскажет в одноимённой повести. Выступает Яйчун Дарья, ученица 6 класса, Юрий Яковлев «Зимородок».
Ведущий 1. Очень много произведений написано о войне. Но в основном все пишут о героизме солдат, а о женщинах сказано не так много. Трудно поверить, что женщина, которую мы привыкли видеть хозяйкой, другом, женой и просто матерью, может стать солдатом, пережить всю горечь войны.
Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, это произведения о женщине, о матери. Не мог остаться равнодушным к образу матери и писатель Виталий Закруткин в своей повести «Матерь человеческая». С отрывком из повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая». вас познакомит ученица 7 класса Ивакина Ксения.
Ведущий 2. Рассказ Юрия Яковлева «Реликвия» тоже повествует о военных событиях. Боролись советские люди не только на фронте, но и в тылу. «На фронте была своя война, а в деревне – своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались бабы в плуг. Стирали в кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы… и падали бабы на землю, как солдаты под огнём,» — пишет Юрий Яковлев. Единственное, что давало надежду, живущим в тылу, — весточки с фронта. Главная героиня рассказа баба Настасья вспоминает, как приходили к ней в военные годы женщины села и просили, чтобы она читала им письмо мужа. Настасья знала все строчки наизусть. Бумажный треугольник с фронта стал как бы общим, принадлежал всей деревне. С фрагментом из рассказа Юрия Яковлева «Реликвия» познакомит вас ученица 9 класса Иванникова Екатерина.
Ведущий 1. «Золотая рыбка» — добрый и трогательный рассказ Анатолия Приставкина. События в нём происходят в военное время в детдоме. В комнате девочек находился аквариум с десятью золотыми рыбками. Дети кормили питомиц, как могли, казеиновым клеем. Но рыбки стали исчезать: их стало девять, затем восемь. Это маленькая шестилетняя Люся по ночам брала из аквариума рыбок, потому что была голодной. Отрывок из рассказа Анатолия Приставкина «Золотая рыбка» прочитает ученица 5 класса Киреева Софья.
Ведущий 2. Участники Великой Отечественной войны, по мнению детского писателя Ильи Туричина, настоящие богатыри. В повести-сказке «Крайний случай» — рассказывается о подвигах одного из них. Отрывок из повести-сказки «Крайний случай» Ильи Турчина читает Софья Филина, ученица 7 класса.
Ведущий 1. Выступает ученица 5 класса Несонова Дарья, которая прочитает отрывок из повести Владислава Крапивина «Брат, которому семь». Главный герой этого произведения мальчик Алька, который живёт в городе, появившемся на месте старой деревушки. Все в городе Альке нравится: и трава, и одуванчики, и река Петушиха. Но больше всего мальчик любит свою березу, которая растет на зеленом склоне у реки. Она напоминает Альке лошадь с причудливой зеленой гривой. И несет Альку Зеленая Грива по сказочным странам. Итак, Несонова Дарья, отрывок из рассказа Владислава Крапивина «Брат, которому семь».
Ведущий 2. Анатолий Петухов – вологодский писатель, автор 18 книг. Его произведения известны не только российскому читателю, но и за рубежному, поскольку переведены на многие языки, в частности, финский, эстонский, венгерский, польский. Анатолий Петухов – лауреат всероссийских конкурсов на лучшее произведение для детей. Представит вашему вниманию отрывок из рассказа «Как я провёл лето» Анатолия Петухова ученик 5 класса Рыжиченко Кирилл.
Ведущий 1. Рассказы и стихи Саши Чёрного наполнены добрым юмором, неизменным теплом и любовью ко всем героям. Отрывок из рассказа Саши Черного «Странная хозяйка» о невзгодах в жизни кота, по кличке Грымза, прочитает ученица 6 класса Анищенко Мария.
Ведущий 2: Детская писательница Светлана Сорока родилась и живет в городе Клин Московской области. Она окончила филологический факультет Московского педагогического университета. Восемь лет проработала в школе учителем русского языка и литературы. Светлана Сорока пишет детские повести и рассказы, автор пяти книг для детей. О себе она говорит: «Я пишу о реальности, которую взрослые для своих детей могут сделать волшебной». Ученик 6 класса Митраков Тимур познакомит вас с отрывком из рассказа Светланы Сороки. «Оставьте Гошу в покое!»
Ведущий 1: Марина Дружинина родилась в 1953 году в Москве, закончила технический вуз, работала в «Литературной газете». Редактор журнала «Веселые картинки», автор детских книг, изданных тиражом более 3 миллионов экземпляров. Детской писательницей она стала позднее, а сначала пробовала себя в качестве поэтессы — писала стихи для детей.
Детские стихи, как это часто бывает, начала писать после рождения сына. Ребенок вырос, но писать стихи для малышей она не перестала. Это возраст общения, и поэзия для малышей должна быть поэзией общения», — считает М. Дружинина. Также она пишет короткие рассказы для детей.
Ученик 7 класса Владислав Куприн представит вашему вниманию отрывок из весёлого рассказа Марины Дружининой «Мой приятель –супермен».
Ведущий 2: Мария Бершадская — сценарист, писатель, поэт и учитель русской литературы. В 2013 году первая детская книга Марии Бершадской — «Большая маленькая девочка» вошла в пятерку лучших детских книг 2013 года по версии интернет-журнала «Папмамбук». У этой книги выходят продолжения с одноимённым названием. На сегодняшний день написано 12 историй о «большой маленькой девочке». Ученица 7 класса Бабяк Мария прочитает отрывок из рассказа Марии Бершадской «Большая маленькая девочка».
Ведущий 1: Вы можете забыть о существовании телевизора, когда начнете читать рассказы Ксении Драгунской. Её произведения универсальны – они пользуются успехом у читателей разного возраста. Ксения Викторовна Драгунская родилась в Москве, в семье известного детского писателя Виктора Драгунского. Еще когда девочка училась в школе, было ясно, что она станет писательницей, сочиняла небольшие рассказы, которыми делилась с друзьями. После школы поступила во ВГИК и успешно окончила. Сегодня писательница работает едва ли не во всех литературных жанрах. Рассказы Ксении Драгунской — лучшее лекарство от уныниния. Озорные и добрые эти истории можно рекомендовать, как вкусные пилюли, друзьям, на которых напала грусть- тоска. А еще Ксения Драгунская умеет очень просто говорить об очень сложном. Ученица 8 класса Жарова Арина представит вашему вниманию отрывок из рассказа Ксении Драгунской «Страшная тайна»
Ведущий 2: Часто ли вы встречаете чудеса в обыденной жизни? Видите ли добро каждый день? Ольга Савельева, современный писатель, не просто ежедневно идет навстречу добру – она его ищет, делится им и даёт уроки любви всем своим читателям. В её коротких рассказах сосредоточено столько нежности, милосердия и неравнодушия, что невольно начинаешь видеть в людях больше хорошего и верить в добро. Каждая история, рассказанная автором, основана на реальных событиях. С отрывком из рассказа Ольги Савельевой «Бутерброд с редиской» вас познакомит Аветисян Тамара, ученица 8 класса.
Ведущий 1: Илья Ильин российский филолог, литературовед, специалист по истории и теории зарубежной литературы. Доктор филологических наук, профессор ГИТИСа. Окончил МГУ по специальности романо-германская филология Первые публикации, в основном рецензионного характера, стали появляться с 1965 г. Самая популярная, по мнению наших читателей, юмористическая проза для детей. Отрывок из рассказа Ильи Ильина «Что искал Архимед» прочитает ученик 8 класса Александр Шлыков.
Ведущий 2: Дорогие друзья! Благодарим вас за внимание! Наша конкурсная программа подошла к концу. Надеемся, что вы получили сегодня только положительные эмоции! Желаем, чтобы книга стала для вас настоящим другом и советчиком!
Ведущий 1:
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Книги им помогают
Красоту постигать,
Как прекрасное видеть,
Как его передать,
Как его передать,
И как в малом увидеть
Большое значенье,
И как в жизни найти
Золотое сеченье.
Мудрость книжных страниц –
Это жизни уроки
О дне предстоящем
Ио наших истоках.
Они их побуждают
Мечтать о высоком,
О будущем думать –
О потомках далеких.
В книгах знания, свет,
В книгах память веков,
В книгах мудрость людей –
Наших дедов, отцов.
Нам без книг, как без хлеба,
Даже дня не прожить.
Так давайте же будем
Их беречь и любить.
Звучит песня «Книжки»
Ведущий 2: До новых встреч в следующем году!
Ведущий 1: Наша конкурсная программа подошла к завершению,
Наш конкурс закончен.
Но не закончено творчество.
Ведущий 2: Впереди – новые свершения и победы!
Впереди – новые интересные произведения!