Автор: Нажева Саида Довлетовна
Цель: ознакомить педагогов с методикой создания тамги в технике аппликации из цветной бархатной бумаги и золотого и серебристого песка.
Задачи:
1. Обучить участников мастер-класса навыкам, составляющим основу технологии аппликации: изготовления тамги из цветной бархатной бумаги с песком для декорирования.
Показать этапы и приемы выполнения аппликации. Обогатить и закрепить знания педагогов о тамгах, как о родовых знаках.
2. Развивать познавательный интерес к методам и приёмам работы с декорированием цветной бумаги с помощью песка.
3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Материалы и оборудование:
–демонстрационный материал:образец, электронная презентация “Родовой знак – тамга”.
–раздаточный материал: цветная бархатная бумага (8 шт.), кисточки и баночки для клея (8 шт.), клей ПВА, декоративный песок золотистого и серебристого цветов (8 шт.), простой карандаш (8 шт.), шаблон тамги (8 шт.).
–музыкальное оформление: “Адыгэ мэкъамэ” Мурата Кабардокова.
Словарная работа: тамга, род, знак, орнамент, узор.
Индивидуальная работа (по необходимости).
Интеграция образовательных областей: художественно — эстетическое развитие, познавательное развитие.
Методические приемы:
1. Организационный момент.
2. Показ электронной презентации “Родовой знак – тамга”.
3. Демонстрация способа аппликации.
4. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Рефлексия.
7. Выставка работ.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
2. Показ электронной презентации “Родовой знак – тамга”.
3. Демонстрация способа аппликации.
4. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь.
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Рефлексия.
7. Выставка работ.
1. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я приглашаю вас принять участие в мастер-классе по аппликации “Родовой знак – тамга”, ориентированном на старший дошкольный возраст. Занятие включает в себя элементы аппликации из цветной бархатной бумаги, нанесение контуров тамги и заполнение его песком золотого или серебристого цвета.
2. Показ электронной презентации “Родовой знак – тамга”.
Сначала, приглашаю Вас к просмотру презентации. Внимание на экран.
Титульный лист.
Слайд 1
Слайд 2
Тамга́ — родовой фамильный знак, печать, который ставился на родовое имущество, в том числе и скот. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у туркмен, адыгов, абазин, абхазов, карачаевцев, балкарцев, ногайцев, татар, чувашей, башкир, узбеков, уйгуров, монголов, казахов, киргизов, кумыков, тувинцев, турок, осетин, ингушей, чеченцев и других народов.
По форме тамга состояла из простейших геометрических фигур (круг, квадрат, тругольник и др.), могла включать в себя сакральные пиктограммы, схематические изображения птиц и животных, бытовые предметы, орудия труда, оружие и иногда — буквы разных алфавитов.
Слайд 3
Изображение тамги символично. Это не просто родовой знак, это прежде всего сигнал: “Я свой”. На ее основе позже создавались орнаменты с квадратом или ромбом в центре, от которого в противоположные стороны отходили по два рогообразных завитка.
На рис. изображены тамги на фрагменте пряжки женского пояса, сумочке, детали конского убора, и тамги некоторых адыгских народов.
Слайд 4
Тамги помещались на различных предметах: вышивались на свадебных флагах, кисетах и других предметах из ткани.Родовые тамги появлялись на перстеневых печатях.Сохранилось много изображений знаков на каменных предметах:межевых камнях,каменных коновязях и надмогильных стелах.
Слайд 5-6
Перечень адыгских и балкарских фамилий из раздела «Знаки фамильной собственности» представлены в книге Мусукаева А. И. «Века родословий» (1997г.). Созвучие фамилии еще не означает, что тамга Ваша и ее можно использовать. Однофамильцы и даже разные ветви одного рода могли иметь разные тамги. Хорошо если в источнике указан населенный пункт владельца тамги, совпадающий с Вашим родовым аулом и в нем нет однофамильцев. Можно найти в архивных документах упоминание одного из предков и изображение его тамги.
Слайд 7
Сегодня в Республике Адыгея возрождается интерес к национальной культуре и истории. Адыгейские семьи бережно из поколения в поколение хранят информацию об истории своего рода, ее традициях. В этом ключе очень важно сохранение родового знака– тамга. Очень часто можно встретить на людях одежду с традиционной вышивкой с тамгами. Адыгские тамги обладают исключительной способностью доставлять эстетическое удовольствие, оказывать сильное воздействие на человека, подчас пробуждая в нем неосознанные чувства, связанные с генетической памятью.
На слайдах: тамги адыгейских фамилий
Слайд 8-9
Золотая вышивка “Тамга”
Слайд 10
Благодарю за просмотр.
3. Демонстрация способа аппликации.
А сейчас я предлагаю перейти к практической части нашего мастер-класса. Приглашаю желающих в количестве 8 человек занять места за рабочими столами. Обращаю ваше внимание на предоставленный материал: альбомные лист, шаблон тамги, кисточка, простой карандашя, баночка с клеем, золотой и серебристый песок для декорирования.
Поэтапно выполняем работу:
1. Взять шаблон тамги и нанести ее контуры карандашом.
2. С помощью кисточки заполнить полые места клеем.
3. Нанести на поверхность бумаги, обработанную клеем, золотой или серебристый песок.
4. Остатки песка аккуратно удалить.
4. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь.
5. Пальчиковая гимнастика.
“Будем пальчики считать”
Раз, два, три, четыре, пять (Дети загибают пальчики на левой руке)
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные, (Сжимают и разгибают кулачки)
Все такие нужные.
На другой руке опять (Дети загибают пальчики на левой руке)
Будем пальчики считать.
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчики быстрые, (Сжимают и разгибают кулачки)
Хотя не очень читсые.
6. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу.
Сегодня мастер-класс позволил расширить кругозор, относительно происхождения, назначения, некоторых особенностей родового признака тамги. В практической части с помощью шаблонов были созданы тамги разных родов и фамилий.
Что вызвало наибольший интерес к этой теме?
Были ли у вас сложности в техническом плане? В чем именно?
Как вы думаете, что можно еще создать в подобной технике?
Какие мотивы и темы вы бы хотели воплотить в такой технике в следующий раз?
В заключение хотелось бы сказать несколько слов по поводу применения техники выполнения данной аппликации. Поскольку мастер-класс имеет краеведческий уклон, его темой было выбрано создание тамги из цветной бархатной бумаги с золотым или серебристым песком. Эту технику можно использовать и при других направлениях, будь то национальный орнамент, например русский. Также можно использовать эту технику при создании аппликаций на разные сюжеты, для этого достаточно изготовить различные шаблоны (цветов, животных, сказочных персонажей и проч.).
Я благодарю вас за внимание.
7. Выставка работ.