Автор: Потанина Елена Викторовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №17 города Липецка
|
|
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Доброволец – это я, добровольцы – это мы!»
Педагог: Потанина Е.В.
Возраст учащихся: 10-11 лет
г.Липецк
1. Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление
Тематическое направление методической разработки – духовное и нравственное воспитание
1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия
«Доброволец – это я, добровольцы – это мы!»
1.3. Актуальность и обоснование выбора темы
Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость, толерантность и др.
Также можно с уверенностью сказать, что волонтёрство – это появление новых форм вовлечения детей и подростков в социальную активность.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Доброволец – это я, добровольцы – это мы!» играет важную роль в системе работы классного руководителя. Участие детей и взрослых в мероприятии способствует восстановлению богатого жизненного опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех изменений современного мира.
1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 10-11-летних учащихся 4 класса МАОУ СОШ № 17 г. Липецка, педагогов, наставников, советников.
1.6. Цель: формирование у школьников правильных представлений о добровольчестве, о его значении в жизни человека и общества; популяризация добровольческого движения.
1.7. Задачи
1. Выяснить суть добровольчества и понять, какими качествами должен обладать волонтёр.
2. Узнать, какие возможности даёт человеку участие в волонтёрском движении.
3. Составить памятку «Доброго человека».
1.8. Планируемые результаты
Личностные:
— формировать положительное отношение к добровольческому движению; развивать интерес к общественно-полезным делам;
— способствовать развитию личностных качеств детей, ответственности, коммуникабельности, культивировать в детях милосердие, как значимую черту характера;
— формировать навык работать в команде, умение слушать и слышать мнение других.
Метапредметные
познавательные: расширять знания детей о добровольчестве;
коммуникативные: учитывать разные мнения при озвучивании решения командой;
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с задачей.
Предметные: усвоить понятие волонтёр/доброволец.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Квест-игра
1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов
Для достижения планируемых результатов применялись технологии использования поискового метода и информационно-коммуникационного, позволяющего вовлекать в работу всех детей.
Во время внеклассного мероприятия были использованы следующие методы:
— словесный (эвристическая беседа, выразительное чтение, психологический тренинг);
— наглядный (просмотр презентации);
-практический метод (изготовление мини-проектов, видеороликов, подарков).
и приёмы:
— групповая работа.
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для успешного проведения внеклассного мероприятия важное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой информации.
1.12. Материально-технические, информационные ресурсы
Презентация, компьютер, проектор, экран, ватман, карандаши, ножницы, клей, книги-брошюры, шкатулка, маршрутный лист, ромашка.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
Учитель вместе с учениками заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы. Готовит материал (цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши, ) для создания мини-проектов (подарков, поделок, рисунков, игрушек). Продумывает содержание видеороликов. Подготавливает задания для работы в группах.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
— Учитель активно принимает участие в проведении мероприятия, консультирует, координирует работу участников, стимулирует их деятельность.
— Участники мероприятия работают в группах по заданию, затем озвучивают результаты своей работы. Сообщают подготовленный материал. Принимают участие в творческом мастер-классе (создании подарков, видеороликов, размещении их в группах и соцсетях.
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Обучающиеся понимают, что волонтёр — это не профессия, это не увлечение, это образ жизни. Волонтерская деятельность создает благоприятные условия для развития личности ребёнка, помогая проявиться индивидуальности, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, помогает социализироваться. Очень важно создать условия для того, чтобы у школьника была возможность получать знания, умения и навыки, необходимые ему для дальнейшей жизни, а затем предоставить самостоятельность при определении целей, задач и форм его участия в социальном развитии общества.
Разработка внеклассного мероприятия
«Доброволец – это я, добровольцы – это мы!»
Кто людям помогает – не тратит время зря,
Прекрасными делами наполнится земля!
Свободные минуты вы отдаете всем,
Кто в помощи нуждается, не требуя взамен
Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.
Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!
Первый вариант: квест-игра «Быть добровольцем – это здорово!»
Данная форма не предполагает предварительную подготовку участников. Дети делятся на 5 микрогрупп (команд) и каждая микрогруппа (команда) получает маршрутный лист, по которому она будет перемещаться по станциям. На станции команде необходимо выполнить определенное задание (количество выполняемых заданий можно варьировать: чем старше дети, тем больше заданий можно дать). После каждого выполненного задания участники получают дополнительные комментарии от ведущего станции для более полного понимания заданной темы.
Рекомендованные станции:
1. «Я – помощник»
Дидактический материал: «копилка добрых дел» (можно использовать шкатулку, красиво оформленную коробочку), сердечки (можно нарисовать и вырезать из бумаги или использовать готовые).
Каждый участник рассказывает историю, как он помог маме/папе/бабушке/дедушке/любому другому члену семьи за последнюю неделю и кладёт сердечко, символизирующее доброе дело, в «копилку добрых дел».
|
Ведущий оценивает, является ли описанное дело добрым, и обращает внимание детей на важность оказания помощи своим близким людям и проявления заботы.
2. «Помоги слепому»
Дидактический материал: повязка на глаза, различные предметы (при проведении станции с усложнением).
Участники команды делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. Второй участник должен довести первого до пункта назначения.
Усложнение: 1) передвижение участника с завязанными глазами на одной ноге;
2) участник с завязанными глазами в пункте назначения должен разложить на столе предметы.
Ведущий обсуждает с детьми, что могут чувствовать слепые люди и почему им надо помогать.
3. «Доброволец. Какой он?»
Дидактический материал: серединка цветка ромашка, 9 лепестков ромашки, фломастеры.
Задача участников ответить на вопрос: какими качествами должен обладать добрый человек, доброволец? Для этого участники должны угадать эти качества по описанию и составить ромашку, назвав каждый лепесток одним из качеств доброго человека (качество дети пишут на лепестке). Ведущий зачитывает описание качества и помогает детям отгадать, задавая при необходимости наводящие вопросы.
·Чувство сердечной привязанности к людям (любовь).
·Готовность помочь кому-нибудь в трудную минуту (милосердие).
·Жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем (сострадание).
· Добрый, мягкий по характеру, незлобивый (добродушие).
· Любовь к труду (трудолюбие).
· Желание охотно кому-то что-либо отдать, либо поделиться чем- то материальным, или другими какими-то благами поделиться; противоположность скупости (щедрость).
· Желание хорошо выполнять задание и серьезно относиться к обязательствам перед другими (добросовестность).
· Доброта к тем, кто нуждается больше всего, возвышенные мотивы поведения, высокие нравственные качества и красивые поступки (благородство)
·
|
Способность уважать и принимать разнообразие других людей, независимо от национальности, религии, культуры и личных убеждений. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов (терпимость).
4. «Собери пословицу»
Дидактический материал: листы бумаги, на одном из которых написана первая часть пословицы, а на втором – вторая часть пословицы.
Участники команды должны правильно соединить две части пословицы.
Пословицы:
Добро помни, а / зло забывай.
Худо тому, кто / добра не делает никому. Доброе слово лечит, а / злое – калечит.
Про доброе дело / говори смело. Доброе сердце / о чужой беде болит. Добро не лихо — / ходит тихо.
Жизнь дана / на добрые дела. Добрые слова / дороже богатства.
Ведущий следит за правильностью выполнения задания, в случае необходимости помогает ребятам.
5. «Исполнение желаний»
Дидактический материал: листы бумаги, ручки, конверты.
Каждый участник должен записать «волшебной» ручкой, чтобы он сделал, если бы был волшебником: для мамы, для класса, для школы, для города/села, где он живет, для страны. Для каждой категории запись делается на отдельном листке.
По окончании выполнения задания ведущий складывает листки в конверт (для каждой команды отдельный конверт).
В качестве последействия на следующем занятии можно зачитать
«самые важные добрые дела», записанные детьми и обсудить с ними, какие из этих дел можно начать делать уже сейчас.
Быть добровольцем – это труд, порой сложный и ответственный, но всегда благодарный. Отдавая, мы получаем намного больше!
Второй вариант: «Добрая выставка».
Данный вариант требует предварительной подготовки: изготовления детьми подарков (поделок, рисунков, мягких игрушек и т.п.).
Суть «доброй выставки» заключается в проведении в определённый день аукциона подарков, сделанных детьми. В качестве участников-зрителей могут выступить родители, старшеклассники. После окончания выставки- аукциона класс должен решить, на какое доброе дело (например, купить корм и отнести в приют для бездомных животных), потратить собранные денежные средства. Можно организовать выездную «добрую выставку».
Третий вариант: «Мини-концерт для добровольцев».
|
Данный вариант требует предварительной подготовки концертных номеров и изготовления открыток. Основная миссия – поздравить знакомых волонтёров (например, из своей школы или близлежащей волонтёрской организации) с праздником и поблагодарить их за самоотверженный труд и помощь людям, устроив для них небольшой праздничный концерт и вручив им самодельные открытки.
Четвёртый вариант: Фильм «Неделя добрых дел» (для 3-4 класса).
Учитель подводит ребят к мысли о проведении «Недели добрых дел» и создании фильма. Класс разделяется на микрогруппы. На занятии каждая микрогруппа обсуждает и планирует, какие добрые дела они будут совершать каждый день недели, кто будет видеооператором, снимающим видеоролики о добрых делах. По окончании проведения «недели добрых дел» монтируется фильм из снятых видеороликов. Фильм можно показать на родительском собрании, разместить в соцсетях.
При подведении итогов занятия «Доброволец – это я, добровольцы – это мы» можно составить «Памятку доброго человека» (несколько пунктов). Например:
Замечай в людях хорошее и доброе.
Будь вежливым и доброжелательным.
Помогай нуждающимся в твоей помощи.
Учись добру у добрых.
Каждый день делай добрые дела.