Автор: Андреева Екатерина Николаевна
Основные приемы активизации детской зрительской аудитории при создании театрализованного представления «Приключения доброго леса»
Театрализованное представление «Приключения доброго леса» проводилось для детской аудитории, а одним из важнейших моментов театрализованного представления для детей – всегда иметь контакт с ними. Контакт – это близость, взаимное доверие и понимание, это непосредственный обмен мыслей и чувств, умение тактично, ненавязчиво проникать в сложный и изменчивый внутренний мир ребенка и направлять его развитие.
В театрализованных представлениях детская аудитория воспринимает актера не только на слух, но и визуально. Отсюда важен не только голос, но и поза, движение, жест. Слово должно быть ярким, четким, а диалог героев иметь свою цель и двигать действие вперед.
Очень важным является активное участие детской аудитории в действии театрализованного представления, поэтому способы активизации зрителя возникают еще в замысле, закладываются в сценарном плане, выстраиваются в сценарии и реализуются в ходе проведения мероприятия
Здесь очень важен диалог персонажей с аудиторией, актеры могут задавать вопросы, спрашивать совета, искать подсказку, вместе думать, как найти выход из трудной ситуации и т.д.
Главной задачей при организации театрализованного представления «Приключения доброго леса» являлось превратить детей из пассивных наблюдателей в активных участников, и поддерживать эту активность на протяжении всего действия. Неотъемлемой частью программы и следующим условием его успешности являются приемы, которые побуждают зрителей к активной позиции, объединяют их в проявлении чувств, создают атмосферу сопереживания и участия.
Для более глубокого эмоционального вовлечения зрителей в театральное действие была использована художественная активизация. Сопереживание сказочным персонажам порождает идентификацию, когда зритель, находясь на своих местах, живет и действует вместе с героями, переживает вместе с ними, их проблемы становятся близки и понятны, и зритель желает им победы. Идентификация происходит в значительной степени на подсознательном уровне. Коллективное бессознательное нашего «я» побуждает зрительскую аудиторию испытывать сочувствие и заботу о героях, которые понятны и близки, имеют общие с нами моральные ценности.
При постановке детского театрализованного представления «Приключения доброго леса» был использован один из основных приемов вовлечения зрителя, такой как прием заманивания.
Прием заманивания используется еще до начала сценического действия путем включения сказочной музыки при закрытом занавесе, под которую появляется сказочный персонаж Лесовичок, приглашая зрителей в сказочный лес, путем прямого обращения к ним, тем самым постепенно заманивает, втягивает в эту театральную игру зрителей.
Практически на протяжении всего театрализованного представления сказочные персонажи ведут диалог со зрителем. Живое слово несет большую эмоциональную информацию, создает словесные образы, которые помогают передать действия, чувства, настроения и переживания человека. Оно создает атмосферу общения между зрительной аудиторией и сценической площадкой. Такого рода приёмом является приём «длинные шнуры» — (вопрос-ответ) разговор с залом, разговор-интервью.
Очень важен диалог персонажей с аудиторией, актеры задают провокационные вопросы спрашивают совета, ищут подсказки. Детям свойственна потребность не только сопереживать, но и деятельно соучаствовать в творческом художественном действии.
В первом эпизоде активно используется прием «длинные шнуры» звери завязывают общение с аудиторией при помощи вопросов и загадок. Медведюшка обращается к зрителям с вопросом: «Почему нельзя топтать мухоморы?». Ежиха Соня загадывает загадки о съедобных и несъедобных грибах. Заяц Тема благодарит детей за помощь в изучении грибов.
Во втором эпизоде Браконьер ищет себе помощников среди детей, тем самым превращает детей из сторонних наблюдателей в активных участников театрального действия.
В пятом эпизоде Лесовичок загадывает загадки детям о лекарственных растениях и ягодах, которые помогут ему вылечить лапку Зайца Тёмы. После этого сказочные герои вместе со зрителями расколдовывают капкан. Этими действиями актеры снова, используя прием заманивания детей в происходящее театральное действие, делают их активными участниками представления.
В седьмом эпизоде Лесное Эхо использует такой способ активизации, как скандирование. Просит детей дружно по его команде произносить определенные слова для того чтобы помочь ему предупредить зверей об опасности.
Все использованные приемы активизации зрительской аудитории в театрализованном представлении «Приключения доброго леса» дают возможность детям не только сопереживать сказочным героям, но и самим деятельно проявлять отношение к ним.
Для создания цельности театрализованного представления, ее зрелищности пользовались логически оправданным органичным введением выразительных средств: декораций, игрового реквизита и музыкального оформления, которые составляют художественное оформление спектакля и обеспечивают художественную активизацию.