Автор: Васькина Алла Маратовна
Интегрированное занятие
“Волшебные звуки зимы”
для детей младшего школьного возраста
Цели.
Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение и движение.
Формировать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности.
Образовательные задачи.
Учить высказываться о музыке, используя разнообразные определения.
Учить петь выразительно, передавая характер песни.
Учить узнавать знакомые песни по вступлению.
Учить передавать впечатление о музыке в движениях, красках и линиях.
Развивающие задачи.
Развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера.
Развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, память, речь и речевую выразительность.
Закреплять навык знакомых движений, приёмов игры на детских музыкальных инструментах в импровизации.
Воспитательные задачи.
Поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи характера образа.
Совершенствовать коммуникативные навыки, установление межличностного доверия, развитие симпатии и интереса к партнерам по общению.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Материал и оборудование:
Искусственная елочка, экран, проектор, репродукция картины «Зима», магнитная доска. видеопрезентация “Зимние узоры”, видеопрезентация «Контрастные картины зимы»; аудиозапись 1-й части концерта “Зима”, А Вивальди; аудиозапись “Шум метели”, музыка «Декабрь» из «Времена года» П.И.Чайковского; картон голубого цвета, манка, клей, кисточки.
Сценарий
Учитель. Здравствуйте, ребята! А сейчас садитесь, удобно располагайтесь и приготовьтесь слушать…
(перед детьми стоят картины художников, под спокойную музыку учитель читает стихотворение)
Разукрасилась зима, на уборе бахрома
Из прозрачных льдинок звёздочек – снежинок
Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках
Льёт вокруг сиянье, шепчет заклинанье: –
Лягте мягкие снега на леса и на луга
Тропы застелите, ветви опушите
На окошках Дед Мороз разбросай хрустальных роз
Лёгкие виденья, хитрые сплетенья
Ты метелица чуди, хороводы заводи
Взвейся вихрем белым, в поле белом, белом
Спи земля, моя, усни, сны волшебные храни
Жди, в порчу одета, нового рассвета.
Какие замечательные слова подобрал поэт, чтобы рассказать о зимней красоте. Дети, посмотрите какие краски использовал художник, чтобы изобразить картину зимы (дети называют цвета на картине). Художник рисует картину красками. Дети, а кто пишет музыку? (композитор).
А в музыке композиторы изображают зимнюю картину музыкальными звуками!
У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди (показывает портрет композитора) есть четыре концерта , которые называются “Времена года”. Каждый концерт имеет своё название. Вспомните, пожалуйста, какое?
Предполагаемый ответ детей. “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Зима”.
Учитель. Правильно, молодцы, ребята! В 1-й части концерта А. Вивальди “Зима”, которую вы сейчас услышите, изображается картина суровой зимы, ненастной, вьюжной! Послушайте сейчас и подумайте, какой характер у этой музыки?
Слушание музыки – Первая часть концерта “Зима” А. Вивальди
М.р. Вы услышали 1-ю часть концерта. Какая музыка по настроению?
(Предполагаемый ответ детей. Взволнованная, тревожная, вьюжная, беспокойная, метельная…)
М.р. Верно. Ребята, вы слышали, вначале равномерные отрывистые аккорды? Это резкие, короткие порывы ветра; метёт снег, сыплются колкие снежинки. Природа скована стужей, застыла в оцепенении. Посмотрите на экран какие можно представить образы услышав музыку метели, вьюжной зимы. (под небольшой фрагмент дети смотрят на экран).
Конечно, любит зима морозы трескучие, но бывают и оттепели. Поэтому и зимние дни такие разные – то сверкающие, солнечные, звонкие, то серые, ненастные, колючие.
Давайте послушаем другую музыку “Зимы” композитора П.Чайковского. Эта музыка совсем не похожую на 1-ю по характеру. Какая зима вам видится при звуках этой музыки?
Слушание музыки “Декабрь» Чайковского из цикла «Времена года»
Учитель:. О какой зиме рассказывает нам эта музыка?
(Предполагаемый ответ детей. О красивой, спокойной, светлой, сверкающей.)
М.р. А какая музыка по характеру?
(Предполагаемый ответ детей. Нежная, светлая, ласковая, легкая, прозрачная, мягкая, мечтательная…) Посмотрите на экран, какие образы зимы можно увидеть когда мы слушаем музыку светлой, солнечной зимы. (видео показ под музыку).
А сейчас закройте глаза и слушайте…
Импровизация “Льдинки” – игра на колокольчиках (“Танец феи Драже”, музыка П.И.Чайковского)
Учитель: Давайте украсим нашу ёлочку этими волшебными колокольчиками-льдинками. (Дети развешивают колокольчики на ёлочку).
Садитесь на места и послушайте загадку.
Не рисовала ни я, ни ты –
Откуда ж на окне цветы?
Пока ты спал, пока ты спал,
Кто на окне нарисовал?
Льдинкой росписи нанёс
Ну, конечно же
(Дети) Мороз!
Посмотрите на экран, какие узоры нарисовал Мороз
( Просмотр презентации “Зимние узоры”)
Игра на развитие воображения “Зимние узоры”
Учитель; Какая красивая природа зимой! Не зря зимушку называют волшебницей, лишь она способна за одну ночь создать совершенно новую картину в природе. Сегодня я хочу вам сделать сюрприз. Мы будем “рисовать” прекрасную музыку зимы.
Сейчас будет звучать музыка “Зима”, А. Вивальди. Передайте настроение музыкального произведения, “нарисуйте” свои впечатления от услышанного. У вас на столе голубая бумага с контуром, нужно аккуратно провести контур кисточкой с клеем,
А затем рассыпать манку на бумагу, и вы увидите чудесную картину зимы.
Творческая работа «Музыка зимы»
Под 2-ю часть концерта “Зима”, А. Вивальди дети выполняют коллективную работу
Затем рассматривают, обсуждают результаты работы.
Учитель: Как красиво! Можно назвать эту картину “Волшебные звуки Зимы”! Молодцы, ребята!
Подведение итогов занятия.
Фотографирование с работами.
Музыкальное прощание.