Автор: Тимкина Юлия Викторовна
Мнемотехника – эффективный приём запоминания.
Мнемотехника — система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Достоинства:
· Обогощение словарного запаса;
· Уменьшение количества затрачиваемого времени для запоминания наизусть;
· Интересно детям;
· Глядя на схемы- рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию по памяти, используя графические изображения.
Один из приёмов мнемотехники, который можно использовать на любом уроке- составление мнемотаблиц. Используется: — для запоминания стихов;
— для запоминания правил;
— для пересказа (изложение)
Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определённая информация. На каждое слово, словосочетание или предложение подбирается картинка. Т.о, весь текст зарисовывается схематично.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или состоять из картинок.
Совсем недавно, на уроке русского языка мы составляли мнемотаблицу на тему «Определение падежей имён существительных» На примере нашей, вы попробуете составить свою.
Работа проходила по определённым этапам:
1) Цель этапа- запомнить порядок падежей. Шла работа над словом. Названия падежей зашифровывали с помощью рисунков. Первая буква падежа ассоциировалась с предметом, который начинается на эту же букву. Н, именительный падеж – И…. Вот что у нас получилось.
Перед вами мнемотаблицы, клетки которых не заполнены. Пронумерованные клетки- это падежи. Нарисуйте предметы, начинающиеся с первых букв названия падежей.
Падежи по порядку запомнили, выучили вопросы падежей. Следующий этап-
2) Учиться определять падежи существительных. Как это отобразить в таблице? Попробуйте. (Можно записать вопросы, предлоги)
Но, существуют трудности в различении И.п и В.п, а так же В.п и Р.п. Отобразим в таблице это. (пробуют) А у нас получилось так…
В мнемотаблице осталась ещё одна пустая клетка. Заполните её.
У нас это цифра 6, т.к в русском языке 6 падежей.
Вот и у вас получилась мнемотаблица.
Как с ней работать: ещё раз рассмотрим, перекодируем правила по образам.
По теме « Определение падежей имён существительных» мы составили таблицу, которую дети вклеили в справочник.
Т.о, использование этого приёма ускоряет запоминание и воспроизведение целых текстов. Уроки проходят с интересом, результативность работы возрастает.
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
|
5.
|
|
6.
|
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
|
5.
|
|
6.
|
|
1.
|
2.
Без, у, до, от, с, около, из, возле, для, вокруг |
3.
К, по |
4.
За, на, про, через |
|
5.
За, над, под, с, перед |
|
6.
В, на, о, об, при
|
|
1.
|
2.
Без, у, до, от, с, около, из, возле, для, вокруг |
3.
К, по |
4.
За, на, про, через |
|
5.
За, над, под, с, перед |
|
6.
В, на, о, об, при
|
|
1.
|
2.
Без, у, до, от, с, около, из, возле, для, вокруг |
3.
К, по |
4.
За, на, про, через |
|
5.
За, над, под, с, перед |
|
6.
В, на, о, об, при
|
|