Автор: Кондратьева Наталья Николаевна
Конспект по ознакомлению с окружающим миром
(совместно-поисково – исследовательская деятельность)
«Секреты воздуха»
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, познавательную активность.
Образовательная: учить объяснять простейшие опыты, вызывать у детей зрительные образы воздуха.
Воспитательная: воспитание нравственных чувств детей путем приобщения к окружающему миру.
Область «Познание»: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты.
Область «Социализация»: закрепить навыки взаимодействия в коллективе.
Область «Здоровье»: формировать знания о здоровом образе жизни; закреплять и конкретизировать что дыхание – основа жизни; способствовать освоению с детьми приемов дыхательной гимнастики и правил носового дыхания.
Предварительная работа:
— Игровая деятельность «Поддувалочки», «Воздушные шары».
— Чтение художественной литературы: «Ветрено, ветрено» И. Толкманова; «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким.
Материал и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканы, трубочки по количеству детей, горох, фрукты, воздушные шары по количеству детей, головной убор ученых.
Ход НОД
Организационный момент
Воспитатель: — Ребята, давайте друг друга согреем своими улыбками. Для этого поставьте ручки на пояс и произнесите слова: «Влево, вправо повернись и друг другу улыбнись».
Воспитатель: — Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?
Дети: — Солнышко
Воспитатель: — Правильно, солнышко. Давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям. (Дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом, произнося слова:
«Солнышко, солнышко, мы твои лучи
Быть людьми хорошими ты нас научи»
В: — Ой, ребята кто-то к нам стучится. (Открываем дверь, влетает Винни-Пух с воздушным шариком)
В: (голосом Винни-Пуха)
— Здравствуйте дети
Д: — Здравствуйте.
В: — Я летел на своем воздушном шарике к Мудрой сове и увидел, что у вас горит свет, вот и решил к вам залететь.
В: — Мы очень рады встречи с тобой Винни-Пух. Правда, ребята?
Д: — Да
В: — Ребята, а на чем прилетел Винни — Пух? Ребята, а почему у Винни шарик называется воздушным?
Д: — Потому что в нем воздух.
В: — (голосом Винни-Пуха) А что такое воздух? И есть ли он вообще? Если он существует, то это надо доказать. Как вы думаете, как это сделать? (Ответы детей)
В: — Дети вам интересно узнавать, что такое воздух и есть ли он?
Д: — Да
В: — Тогда, я вас приглашаю совершить путешествие в лабораторию опытов и экспериментов, где мы с вами откроем секреты воздуха, поможем Винни-Пуху поверить в то, что воздух есть.
В: — Винни, ты принимаешь наше приглашение? Сейчас я вас превращу детей в ученых (волшебные слова) «Крибли, крабли, бумс».
В: — Но прежде чем войти в лабораторию нам нужно отгадать загадки.
1. Для дыхания он нужен
С ветром, с вьюгой очень дружен
Окружает нас с тобой
Не поймать его рукой.
2. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Д: — Воздух.
В: — Молодцы. Вот мы с вами и в лаборатории воздуха. А кто мне скажет, что это такое лаборатория?
Д: — Ответы детей
В: — Сегодня мы с вами тоже научимся проводить опыты и эксперименты.
В: — Я хочу рассказать вам одну тайну. Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Д: — Да
В: — Давайте, проверим, правда, это или нет.
В: — А как вы думаете, что такое воздух?
Д: — (ответы детей) это – то чем люди дышат.
В: — А кто еще дышит воздухом?
Д: — Растения, животные.
В: — Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух. (При этом Винни вместе с воспитателем делает то, что делают дети)
Д: — Нет, он невидимый.
В: — Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем.
Игра «Поймай воздух ладонями»
Д: — Как это сделать? Он ведь невидим. Поймать его нельзя. (Пытаются поймать)
В: — Я помогу вам поймать воздух. (Винни вместе с детьми подходит к столу)
Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Дети подходят к столу с полиэтиленовыми пакетами.
Д: — Он пуст.
В: — Его можно сложить в несколько раз, смотрите какой он маленький. Теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха. На что он похож? (на подушку)
В: — Воздух занял место в мешке, но мы его не видим. Теперь выпустим воздух из пакета. Каким стал пакет?
Д: — В нем нет воздуха, он маленький.
В: — А теперь давайте с вами обнаружим воздух в помещении для этого возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга.
В: — Что вы чувствуете?
Д: — Ветер дует в лицо.
В: — Ветерок бывает слабый и сильный. А еще ветер это – давление воздуха.
В: — Вот мы с вами и открыли первый секрет воздуха.
Воздух невидимый, прозрачный, его можно ощутить и с ним можно играть.
Игра «Парашютист»
В: — У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой пленки. Она какая (легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете кто такие парашютисты, что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно воздух.
Воспитатель предлагает всем детям встать вокруг и взяться за края пленки.
Дружно все мы стали в круг
Будем делать парашют
Друг за другом мы идем
Парашют в руках несем
Руку все мы поднимаем
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют,
Легким воздухом надут.
Здорово мы с вами поиграли с воздухом. Сегодня мы с вами узнали много интересного:
— вокруг нас везде есть воздух
— мы с вами дышим воздухом
— воздух невидим, но его можно найти разными способами
— с воздухом можно играть.
В: — Ребятки, подумайте для чего нам нужен воздух?
Д: — воздух нужен нам чтобы дышать
В: — Давайте закроем нос указательным и большим пальцами будто прищепками проверим сможем ли мы дышать
Д: — Нет, мы задохнемся
В: — Ребята, встаньте положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали как грудная клетка поднимается при вдохе и отпускается при выдохе (делаем несколько раз)
В: — Это наш второй секрет воздуха. «Воздух необходим для дыхания». Но у этого секрета есть свои правила. Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Д: — Умеем
В: -Покажите. Молодцы умеете, но чтобы лучше дышать нужно знать некоторые правила:
1. Дышите носом
2. Не поднимайте плечи при вдохе
3. В дыхании активно должен участвовать живот.
Чтобы закрепить эти правила, повторяйте вместе со мной
Дышим носиком, вдыхаем
Плечики не поднимаем
Чтоб животик наш дышал
Нам здоровье сберегал.
В: — Ребята, а вот интересно, а внутри человека есть воздух? Как вы думаете? (высказывания детей)
В: — Давайте пройдем за стол, где для вас приготовлены стаканы с водой и с горошинами на дне, и трубочки, мы с вами подуем в стакан с водой. Что происходит?
Д: — Выходят пузырьки
В: — А что произошло с горошинами?
Д: — Они начали двигаться
В: — Кто же нам помог оживить горошины?
Д: — Воздух.
В: — Вот видите, воздух есть внутри нас. Мы дули в трубочки, и он выходил из нас. Но чтобы подуть еще мы снова вдохнем воздух, а потом выдохнем через трубочки, получаются пузырьки.
В: — Ребята, сделайте вдох и выдох. Вы почувствовали какой- нибудь запах?
Д: — Нет (воздух не имеет запаха)
В: — А как же получается, когда пекут пироги, то мы чувствуем запах. Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.
В: — А сейчас мы с вами поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Я завяжу платком глаза, а вы определите, какой предмет я поднесла.
В: — Ребята, мы с вами играли и не заменили, как наше время посещения лаборатории подошло к концу.
Давайте вспомним, какие секреты воздуха мы сегодня с вами открыли.
1. Воздух необходим для дыхания
2. Воздух прозрачный, невидимый
3. Воздух есть внутри нас
4. Что ветер – это движение воздуха.
Вы очень многое узнали о воздухе, в следующий раз я расскажу вам о том, почему одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности.
А сейчас Винни-Пух приготовил для вас подарки – воздушные шары и предлагает с ними потанцевать.
Муз. Шары (танец с Винни – Пухом).