Автор: Чебрукова Елена Николаевна
Опыт работы по созданию семейно-ориентированной модели
«Дари добро» для эффективного комплексного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и особыми образовательными потребностями
Чебрукова Е.Н., учитель-логопед МДОАУ «Детский сад №1 комбинированного вида»
МДОАУ «Детский сад №1 комбинированного вида» — это светлое, уютное здание, где созданы все необходимые условия для полноценного проживания дошкольного детства. В учреждении есть музыкальный и спортивный залы, медицинский блок, уютные спальни, игровые комнаты, современный пищеблок, большое количество кабинетов и вспомогательных помещений.
Детский сад комбинированного вида, в нем функционируют 13 групп общеразвивающей направленности, и 4 группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего детский сад посещает 407 детей. Из них 59 человек — дети с ОВЗ, которые имеют речевые нарушения различной этиологии, а так же нарушения зрения.
• общее недоразвитие речи всех уровней — 56 чел.;
• дизартрия — 3 чел.;
• амблиопия, косоглазие — 5 чел.
Среди обучающихся с ОВЗ 6 детей-инвалидов:
• смешанное парциальное недоразвитие — 3 чел.;
• тотальное недоразвитие психических функци легкой и средней степени 3
чел.
Опыт работы с семьями, воспитывающими детей с особыми образовательными потребностями показывает, что зачастую родители завышают возможности своих детей и оценивают их состояние не вполне адекватно. Чаще всего родители требуют максимального участия дошкольной организации в жизни их ребенка, с гарантированными результатами и благоприятными перспективами развития, но при их минимальном участии.
Оторванность родителей от коррекционно-развивающего процесса в ДОО и психологическая неготовность принятия «особенных» детей родителями нормально развивающихся воспитанников серьезная проблема, с которой сталкиваются специалисты в ходе реализации инклюзии.
Это подтолкнуло нас к поиску новых форм работы с родителями, которые помогли бы включить семью в коррекционную работу, поставить их в активную позицию и сделать полноценными партнерами детского сада.
Семейно-ориентированная модель «Дари добро» — это командная работа с ребенком и его семьей, включающая определенный набор специалистов и педагогов ДОО, понимающих друг друга, умеющих договариваться о совместных действиях и согласовывать их. Команда, работающая с одной семьей, может быть достаточно многочисленной, хотя не все ее члены будут взаимодействовать непосредственно с ребенком. В реализации инклюзивной
практики в МДОАУ «Детский сад №1 комбинированного вида» участвуют педагоги и специалисты, родители воспитанников. Каждому из них определенна своя роль и степень участия, которая зависит от потребности семьи ребенка: Работа по семейно-ориентированной модели начинается с поиска взаимопонимания с родителями, общей линии поведения и условно разделена на три ступени.
Первая ступень предназначена для семей с детьми, которые в силу своих особенностей не могут посещать детский сад. Форма организации работы с семьей — консультационное сопровождение.
На данной ступени по желанию родителей может быть организовано их обучение методам и приемам работы, способствующим освоению ребенком навыков и компетенций для посещения ДОО в различных формах. Итогом первой ступени, становится освоение ребенком навыков и компетенций, необходимых для частичного посещения ДОО в сопровождении тьютора или родителя (законного представителя).
Основная цель — расширение доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации.
Дети осваивают на дому необходимые для жизни функциональные навыки в самообслуживании, социализации, коммуникации, двигательной, познавательной сферах. В процессе формирования навыка основная работа выполняется родителями, специалист в свою очередь подробно и досконально прописывает алгоритм действий, условия в которых навык формируется или закрепляется, количество необходимых повторов, форму поощрения (всегда эмоционально-значимая для ребенка форма – игра, яркая похвала и т.п.). На каждого ребенка заполняется таблица деятельности, в которой все прописывается. На протяжении недели родитель работает над формированием навыка в различных, но всегда привычных и комфортных условиях для ребенка — дом, поход в магазин, приход гостей и т.п.
В этой системе используется несколько стратегий, облегчающих
формирование навыка – сложные для освоения раскладываются на более мелкие составляющие, которые ребенок осваивает по отдельности, и в дальнейшем, объединяя их мы получаем нужный результат.
Для перехода с первой ступени на вторую необходимо чтобы у ребенка были сформированы следующие навыки и возможности:
• минимально взаимодействовать с детьми;
• взаимодействовать с педагогом, готовность его слушать;
• демонстрировать совместное с педагогом внимание к объекту;
• уметь сообщить о своем состоянии и желаниях посредством речи, альтернативных коммуникаций или жестов;
• находиться в сидячем положении, ползать, пользоваться жестами, держать в руках предметы, использовать указательный жест и следить за указательным жестом взрослого.
Вторая ступень модели вхождения ребенка в систему ДОУ предназначена для семей, где ребенок может посещать индивидуальные
занятия со специалистами и занятия в малых подгруппах в сопровождении тьютора и/или родителя. Форма организации работы с семьей — детско- родительские занятия. Посещение ДОО — частично, по индивидуальному режиму, с плавным переходом к посещению на целый день (на неполный день).
Цель сопровождения семьи – максимальное включение родителей в процесс коррекционно-развивающей работы с ребенком, обучение родителей методам и приемам работы с ним и освоение ребенком навыков и компетенций, необходимых для полноценного посещения ДОУ.
Адаптационный период предполагает:
• знакомство со специалистами и педагогами ДОУ (педагог-психолог,
учитель-логопед, воспитатели и педагоги);
• обучение родителей работе с ребенком и формирование жизненно необходимых навыков;
• детско-родительские занятия;
• индивидуальная работа со специалистами;
• подгрупповые занятия.
Итогом второй ступени, является освоение ребенком навыков и компетенций, необходимых для полноценного посещения ДОУ. На этом этапе мы даем родителям и ребенку возможность получить опыт взаимодействия с нормально-развивающимися сверстниками в мягкой форме при необходимой поддержке специалиста.
Для перехода со второй ступени на третью необходимо, чтобы у ребенка были сформированы следующие навыки и возможности:
• уметь взаимодействовать со сверстниками в любой позитивной форме, доступной ребенку;
• уметь обратиться к взрослому и сообщить о своей потребности любым доступным способом;
• готовность к коммуникации, простая игра, возможность передвигаться с помощью взрослого, манипулировать предметами, слушать и выполнять простую инструкцию, наблюдать и подражать взрослому;
• посильное участие в утренниках и развлечениях ДОУ.
После формирования готовности ребенка и семьи, происходит переход на третью ступень.
Третья ступень предлагается семьям с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, имеющего трудности адаптации к условиям ДОУ, частичной недостаточностью навыков самообслуживания, социализации, коммуникации, двигательной и познавательной сфер, но имеющего возможность посещать ДОУ в полном объеме.
Итогом этой ступени становится обучение ребенка взаимодействию с большим коллективом сверстников в течение всего режимного дня, умение регулировать свое поведение в соответствии с ситуацией в группе.
В итоге ребенок становится полноценным участником воспитательно- образовательного процесса, с учетом его индивидуальных способностей, при активной поддержке специалистов и родителей.
Цель сопровождения семьи – максимальное включение родителей в процесс коррекционно-развивающей работы с ребенком, обучение родителей методам и приемам работы с ним и освоение ребенком навыков и компетенций.
Адаптационный период (в соответствии с психофизическими возможностями ребенка) включает:
• знакомство с группой;
• знакомство с детьми;
• знакомство со специалистами и педагогами ДО);
• посещение ДОО на неполный день;
• посещение всех мероприятий детского сада согласно режиму дня.
Четких сроков перехода от одной ступени к следующей нет. Все очень индивидуально и зависит от возможностей ребенка.
Семейно-ориентированная модель «Дари добро» ориентирована на реализацию особых образовательных потребностей семьи в построении вектора развития ребенка, путем обязательной командной работы по формированию жизненно-необходимых навыков в сферах социализации, самообслуживания, коммуникации, речевого двигательного и когнитивного развития ребенка.
«Дари добро» основывается на принципе позитивного мониторинга, что подразумевает под собой умение «видеть» положительный момент в любом уровне развития навыков ребенка, не важно умеет он что– то делать с помощью взрослого или самостоятельно, воспроизводит навык очень короткое время или достаточное для его закрепления.
С помощью перечня базовых навыков, которые в норме должен освоить каждый ребенок дошкольного возраста, определяется актуальная зона развития на текущий момент. Это дает четкое понимание самостоятельных возможностей ребенка, его ближайших возможностей и объем необходимой помощи.
Механизм работы по модели «Дари добро» строится на построении цепочки маленьких шагов на пути к основной цели (навыку), опираясь на зону его актуального и ближайшего развития с применением эффективных стратегий обучения и помощи.
Приоритет в выборе целей всегда стоит за семьей – это те навыки, которые в первую очередь нужны ребенку в повседневной жизни. Задача специалиста — дать родителю понять, что уже может его ребенок (любой ребенок что-то может), поставить достижимую, адекватную его состоянию цель, определить череду маленьких шагов, описать родителю перспективу формирования навыков, научить правильно, применять стратегии изменения среды и материалов под нужды ребенка на каждом уровне его развития и формирования навыка, грамотно уменьшать степень помощи и поддержки со стороны взрослого и тем самым замотивировать семью к ежедневной работе со своим ребенком.
В рамках реализации семейно-ориентированной модели «Дари добро» в МДОАУ «Детский сад №1 комбинированного вида» осуществляется деятельность:
• консультационного центра для родителей (законных представителей) детей от 0 до 7 лет, в том числе родителей детей, получающих дошкольное образование в семье;
• психолого-педагогического консилиума;
• совместное построение вектора развития ребенка;
• совместная разработка алгоритма действий по формированию навыков;
• совместная разработка формы поощрения ребенка;
• участие родителей в процессе оценки и формировании навыков;
• совместное определение потребности и проблемы, вызывающие озабоченность родителей;
• родительской мастерской по обучению детей навыкам альтернативной и поддерживающей коммуникации в рамках реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально- гуманитарной направленности «Начинаем говорить»;
• детско-родительских занятий по комплексной методике психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Непоседа»;
• детского пресс-центра «СМИкалка»;
• обратная связь «Вопрос-ответ»;
• Видео-консультации для родителей по обучению детей с особенностями в развитии.
• Туристический маршрут выходного дня «Городские легенды Бузулука»
Мы объясняем родителям целесообразность и обоснованность каждого игрового приема, даем устные и письменные рекомендации к закреплению того или иного навыка в домашних условиях. Стараемся сформировать у родителей установку к обязательной ежедневной работе. Обучение родителей, направленно на приобретение ими новых знаний и умений, необходимых для преодоления имеющихся у ребенка отклонений. Формирование индивидуального образовательного маршрута происходит с их обязательным участием и с учетом их пожеланий.
С помощью работы по семейно-ориентированной модели «Дари добро» за 2021 — 2023 гг. мы смогли социализировать и подготовить к обучению в коррекционной школе 6 детей с нарушениями интеллекта и тяжелыми нарушением речи, 37 детей с ТНР выпущены в массовую школу с чистой речью. Успех нашей деятельности заключается в системной работе психолого-педагогического сопровождения детей ДОО, которая включает в себя семейно- ориентированную модель. Мы часто получаем от родителей положительный отзыв о том, что в данной работе они действительно видят смысл и необходимую динамику.