Семейный проект как эффективная форма сотрудничества детей, родителей и педагогов детского сада

Автор: Пермякова Оксана Ивановна

Семейный проект как эффективная форма сотрудничества детей, родителей и педагогов детского сада

Работа с семьей – это ежедневный, кропотливый труд. Педагоги  много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, мы сохраняем все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищем и стремимся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Современные тенденции ставят педагогов, стремящихся эффективно выполнять свои профессиональные функции, перед необходимостью искать в лице семьи единомышленника. Задача воспитателя – не просто привлечь на свою сторону родителей, а выработать совместную стратегию воспитания ребенка.

Гуманизация дошкольного образования, стремление к личностно-ориентированному воспитанию требуют от педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений перехода на новый уровень взаимодействия с детьми и родителями по всем направлениям работы.

Педагогами и психологами подчеркивается необходимость воспитания детей с первых лет жизни в духе общечеловеческих ценностей: доброжелательности к окружающим, любви к своей семье и Родине, уважение к труду взрослых, толерантности и миролюбия, сопереживания и сочувствия. Однако существующая в настоящее время напряженность в социально-экономической обстановке, отсутствие институтов, на деле заботящихся об обогащении личностного мира людей, содержание их ценностей, обусловливает, как справедливо отмечают во многих исследованиях, всевозрастающую духовную опустошенность, эмоциональную отчужденность, тревожность, неуверенность, препятствует процессу интериоризации универсальных общечеловеческих нравственных ценностей в сферу личностных смыслов ребенка, отрицательно сказываясь на эмоциональной регуляции поведения и сознания.

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, внесли коррективы в отношения детей и родителей в семье. Детско-родительские отношения характеризуются дистантностью даже в часы совместного семейного досуга. При этом наблюдается стремление детей к совместной деятельности с разными членами семьи. Эмоционально-личностные отношения детей и родителей обеднены, в том числе отсутствием разнообразных семейных традиций. Наблюдается высокая степень напряженности в отношениях, эмоциональная отчужденность между родителями и прародителями (бабушками и дедушками). А ведь именно в семье у ребенка закладываются нравственные основы, начинает складываться «образ семьи», приобретается опыт эмоционального переживания семейных ситуаций, усваиваются способы взаимодействия с близкими людьми. В некоторой степени «исправить» такое положение может детский сад. Он имеет возможность обогащать и корректировать представления детей о семье, семейном укладе,  формировать  ценностные  ориентации,  организовывать  совместную  деятельность, в которой найдут выражения их чувства друг к другу. Но для этого в первую очередь необходимы эффективные средства. Мы предполагаем, что таким средством может стать разработка и реализация семейных проектов. Именно совместная деятельность и деятельностное общение в процессе реализации и презентации семейных проектов способствуют полноценной организации семейной жизнедеятельности, обеспечивают рост взаимопонимания между ее членами, помогает совершенствовать процесс нравственного воспитания ребенка.    

Проектная деятельность широко используется в образовательной работе с детьми во многих дошкольных образовательных организациях. Как правило метод проектов трактуется педагогами как интегрированный подход в рамках одной темы для решения педагогических задач с детьми. На наш взгляд, метод проектов содержит более глубокий развивающий и образовательный потенциал, обеспечивающий не только развитие ребенка, но и психолого-педагогическую поддержку родителей, повышение их педагогической компетентности и рефлексии в вопросах воспитания и обучения своих детей. Наша задача обеспечить с помощью метода проектов максимальное проявление заинтересованности родителей в полноте передаче ребенку социальной информации, социального опыта, формирование педагогической позиции родителей, позволяющей понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность. Такой подход к пониманию метода проекта позволяет обеспечить высокое качество и позитивный эффект, основанный на активности всех участников образовательных отношений, и родителей в том числе. Реализация проекта представляет собой социальный процесс взаимодействия детей и взрослых, включенный в определенный социокультурный контекст, что обеспечивает современный подход к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Исходя из этого взаимодействие родителей с детским садом рассматривается нами как поддержка родителей в становлении компетентного родительства.

Перспективность метода проектов заключается еще и в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы,  развития творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.       

Принципы реализации проекта:

• добровольность;

• значимость (выбранные темы актуальны и принимаемы);

• непрерывность и целостность;

• комплексность;

• сотрудничество;

• постоянства обратной связи (дети, педагог и родители) ;

• открытость.

С нашей стороны, проектная работа – это попытка приблизиться к проблемам и потребностям семей, понять особенности личности родителей, их взгляды на воспитание, обеспечить участие родителей в образовательном процессе.

Работа над проектом позволила нам выстроить новую модель педагогического взаимодействия, где в центре – ребенок – ведущий субъект внимания, а взаимоотношения взрослых – эмоционально ровные, взаимно  приемлемые,  свободные,  независимые,  но  содружественно-конструктивные.

Целью построения сотрудничества в процессе реализации семейного проекта является: установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, создание  атмосферы общности  интересов, поддержка  уверенности  родителей  в собственных педагогических возможностях, содействие успешной социализации детей в обществе.

Предполагает решение следующих задач:

– обеспечить участие родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения;

активизировать воспитательные возможности и творческие способности родителей;

способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

использовать опыт семейного воспитания.

Организация работы основывается на овладении педагогами нескольких ролевых моделей:

роль советника (помощь в планировании работы, осуществлении развивающего воздействия на ребенка);

роль наставника (помощь и консультирование родителей в процессе совместной деятельности, направленной на творческое самовыражение и саморазвитие);

роль помощника (разработка теоретических аспектов).

Педагогу необходимо помнить, что дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий.

Таковыми являются:

соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

взаимосвязь разных форм работы с родителями;

одновременное влияние на родителей и детей;

система в работе.

Работа с родителями строится по двум направлениям:

повышение педагогической и общей культуры родителей;

содействие совместной деятельности детей и родителей в условиях дошкольного учреждения и дома.

 Некоторые формы и методы работы с взрослыми членами семьи непосредственно связаны с содержанием работы над семейным проектом и направлены на обогащение совместной творческой деятельности детей и родителей.

Сначала к семейному проектированию привлекались активные представители родительской общественности. Интерес к данной совместной деятельности постепенно повышался. В группах дети делились впечатлениями со своими сверстниками, а те, в свою очередь – с родителями, часть из которых, кто из любопытства, а кто, решив выполнить просьбу ребенка – решили принять участие в интересном деле и постепенно включались в работу.

Таким образом, совместными усилиями детей, родителей и педагогов был разработан и реализован проект «Семейные традиции».

Вид проекта: практико-ориентированный, исследовательский, творческий.

Актуальность темы. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой семьи. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель проекта: создание условий формирования у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, укрепление детско-родительских отношений и внутрисемейных связей.

Задачи проекта:

Формирование представлений о семье, ее членах, родном доме.

Воспитание любви, уважения и заботливого отношения к членам своей семьи. Активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада и обогащение отношений опытом совместной творческой деятельности.

Развитие умение выражать свои чувства по отношению к близким людям.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный (1 месяц).

Предполагаемый результат: Дети способны испытывать чувство гордости за свою семью, любовь к ее членам, рассказать о своей семье, ее традициях, интересных моментах. Родители знают, что можно рассказать детям о семье в соответствии с возрастом, какие моменты из жизни семьи можно обсуждать с детьми, как включать их в разнообразный мир внутрисемейных отношений, обогащать общение со всеми членами семьи. Воспитатели узнают особенности семей своих воспитанников, открывают новые возможности родителей, их интересы и увлечения.

Реализация данного проекта происходит в процессе работы семей над оформлением и презентацией коллажей, альбомов, где у них была возможность представить традиции своей семьи: проведение совместных выходных, организация путешествий, походов, занятия спортом и т.д.

В презентацию включались познавательные элементы, связанные с формированием первоначальных представлений о деятельности людей (профессиональной и бытовой). Ценность таких мероприятий: дети и родители рассказывают о своих увлечениях, делятся воспоминаниями детских лет, отвечают на многочисленные вопросы ребят и дают напутствия для дальнейшей жизни; у детей появляется гордость за своих родителей, формируется интерес к семье, ее истории и традициям. Такая работа способствовала налаживанию контактов со взрослыми и детьми, закрепление и расширение представлений о мире человека.

Личный опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению детско-родительского коллектива. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребенка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Главными участниками проектной деятельности остаются дети и для них включены разнообразные формы работы:  беседы, игры, просмотр видеофильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, продуктивная деятельность (рисование, аппликация и др.), посещение музеев, театров, выставок, библиотек и т.д.  Для того,  чтобы ребенок принимал активное участие в проекте, открыто высказывал свое мнение необходимо внимательное отношение к его необычным вопросам, идеям, поощрение самостоятельной деятельности со стороны взрослых.

Общение с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для педагогов. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

×
×