Автор: Пупкова Любовь Юрьевна
Ход лектория
Православный наш соловьиный край… Сколько святынь, храмов, соборов и монастырей объяла славная земля Курская! Сколько нам – своим потомкам завещала она бесценных даров: то великое наследие, которое нам необходимо как живительный источник надежды, веры и правды! Словно драгоценный жемчуг для нас Курская Коренная пустынь, икона Божьей Матери «Знамение».
Но есть ещё очень дорогое нашему сердцу и душе достояние, которое взрастила земля Курская – преподобный Серафим Саровский. Итак, тема нашего лектория «Преподобный Серафим Саровский – светильник земли Русской».
Задание: по ходу лектория обучающиеся заполняют таблицу «Преподобный Серафим Саровский – светильник земли Русской» по образцу.
Родиной будущего великого подвижника явился город Курск. Преподобный происходил из известного купеческого рода. Отец его, Исидор Мошнин, был набожным человеком, владел кирпичными заводами, занимался торговлей, брал подряды на строительство домов и церквей. Мать — Агафия Фотиевна, особенно отличалась вниманием к бедным и милосердием. В этой благочестивой семье 19 июля 1754г. родился Прохор, будущий отец Серафим.
Кода Прохору было три года, умер его отец. Последним делом Исидора Мошнина было сооружение большой церкви в честь преподобного Сергия Радонежского в городе Курске. Благочестивый купец успел закончить только нижний храм, а еще предстояло построить верхний. Хотя Агафия и не была подрядчицей, но сумела контролировать ход работ и закончить дело мужа.С одним из посещений строящейся церкви связан первый знаменательный эпизод в жизни святого Серафима.
Однажды Агафья взяла с собой на стройку семилетнего Прохора. Осматривая колокольню, мальчик подошел к краю, перевесился через перила, не удержался и упал с высоты. Мать в ужасе бросилась к сыну. Каково же было удивление Агафьи, когда Прохор стоял целым и невредимым. Так, Господь явил первое чудо над будущим светильником земли Русской.
Через несколько лет произошел еще один удивительный случай. В возрасте десяти лет Прохор заболел, да так, что никто уже и не рассчитывал на его выздоровление. Но вот приснилась ему Сама Божья Матерь, пообещав исцеление. В те времена была традиция — устраивать крестные ходы по улицам города Курска с иконой Божьей Матери «Знамение». Крестный ход приближался к дому Мошниных, кода нахлынул ливень, что заставило шествие свернуть во двор к Агафьи.
Благочестивая мать вынесла больное чадо на руках и приложила к чудотворному образу. С тех пор ребенок пошел на поправку, окреп и совсем выздоровел. Так Бог явил свое второе чудо, возвращая к жизни сына Агафьи.
С малых лет любил Прохор посещать церковные службы, читать Священное Писание и Жития святых. Он не был похож на своих сверстников, ему были чужды шумные игры. Юный Прохор обладал хорошей памятью и скоро выучился грамоте, научился писать.
Промысел Божий устроил и знакомство Прохора с почитаемым в Курске юродивым. Рассказывают, что встретив на улицу Агафью с двумя сыновьями, тот, глядя на Прохора возвестил о его будущей славе угодника Божьего.
Много молился Прохор и часто посещал храм, но не уклонялся и от помощи матери в торговых и хозяйственных делах. Помогал старшему брату, который по примеру отца занялся торговлей. Но сердце его не лежало к «земному». Возрастая духовно, он все больше понимал насколько трудно соединять уединение, любовь и служение к Богу с торговлей и мирскими заботами.
На семнадцатомгоду жизни Прохор определенно избрал путь монашеского подвига и стал просить благословение матери. В то время родительское благословение имело особое значение для детей, являясь святым и торжественным знаком благоволения Божия на избранный жизненный путь.
Понимая своего сына и помня произошедшие с ним чудеса, Агафия не препятствовала, а вверяя Промыслу Божьему, отпустила. Она благословила его большим медным крестом, который он принял из её рук. До конца жизни носил преподобный этот крест на груди, поверх одежды.
В городе Курске хорошо была известна Саровская пустынь, где прибывали в монашестве много его земляков. Склоняясь к поступлению вСаров, Прохор хотел получить подтверждение свыше, желая помолиться на мощах преподобных Антония и Феодосия.
Он отправился в Киево-Печерскую Лавру — считавшейся в те времена главной духовной святыней. Добравшись до Киева, паломники стали обходить места Лавры и выяснили, что в Китаевской обители есть прозорливец Досифей.
К нему и направился Прохор. Старец указал на непрестанную память о Боге и благословил на подвижничество в Саровской пустыни. После этого Прохор на время вернулся домой, в Курск, где пробыл около полутора лет.
Как ни горько было Агафии расставаться с сыном, но она его вновь благословила и отпустила туда, где давно прибывало его сердце.После долгой и трудной дороги он, наконец, прибыл в обитель. Случилось это в ноябре 1778 года. Игумен Пахомий принял Прохора накануне праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Согласно Дивеевской летописи молодой послушник Прохор в течение восьми лет был келейником у казначея, работал в хлебне, просфорне, столярне; так удачны были его столярные изделия, что его даже стали называть Прохор-столяр. Он был будильщиком, понаморем, занимался сплавкой леса и заготовкой дров.
Будучи послушником, проявил себя как истинный подвижник: много молился, читал, соблюдал строгий пост. По примеру великих пустынножителей испросил себе благословение, чтобы уединяться в лесу, в свободное от послушания и обязанностей время.Спустя два года по поступлении в обитель Прохор заболел, тело его распухло. Эта болезнь, предположительно водянка, продолжалась около трех лет.
Но благодатью Божией снова был исцелен. Состояние здоровья ухудшалось, но молодой послушник отказывался от помощи врачей, всецело предаваясь воле Господа. После причащения Святых Христовых Тайн, ему, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна явилась БожьяМатерь. Указывая на Прохора, она сказала Иоанну: «Сей — нашего рода!» При этом правую руку она возложила на голову больного, а жезлом коснулась его правого бедра, где открылась рана,из которой вытекла вся вода. От этой раны в бедре святого остался след на всю жизнь.
Впоследствии, на месте совершения этого чуда стали возводить больничный корпус, а при нем — церковь. Когда Прохор окреп, игумен Пахомий послал собирать его деньги, Прохор с охотою принял на себя послушание сборщика. Обходя многие места, он добрался до Курска, где узнал, что мать его уже умерла. Брат же Алексей пожертвовал на постройку Саровской церкви (в честь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев) немалую сумму. Когда сборщик вернулся вСаров, то в благодарность за исцеление, сам приступил к сооружению нового престола из кипарисового дерева, предназначенного для нижнего этажа больничного храма.
В 1786 (32года) году игумен Пахомий постриг Прохора в сан инока. С этого времени за Прохором утвердилось новое имя — Серафим, что значит «пламенный» и в том же году он был посвящен в сан иеродиакона.
В этот период удивительно первое указание на великое дело, которое преподобный Серафим должен был завершить в конце своей жизни. И связано оно с именем некой Агафии Семеновны Мельгуновой — богатой дворянки-помещицы Ярославской области.Рано овдовев, пожелала она провести остаток жизни в известном Флоровском Киевском монастыре, где и приняла постриг с именем Александра.
Но явилась к ней Божия Матерь с указанием идти на север и быть основательницей великой в будущем обители. После многих странствий осела она неподалеку от села Дивеева. Это село находилось в 12-ти верстах от Сарова и имело дурную славу, ибо население вело разгульный образ жизни и считалось опасным.
Но, несмотря на это, село Дивеево было указано матери Александре вновь явившейся Царицей Небесной.Мать Александра познакомилась с Саровскими старцами, которые помогли ей в создании небольшой женской общины в Дивееве, где на ее средства уже была построена приходская церковь, на месте явления ей Богородицы.В 1789 г. мать Александра скончалась, поручив заботу о своей общине отцу Пахомию.
Во время своего диаконского служения удостоился отец Серафим чудного видения во время литургии. «Сердце мое, таяло как воск, от неизреченной радости!», — говорил он. Игумен Пахомий узнал после, что Серафим видел самого Господа окруженного всеми чинами ангельскими, «будто бы роем пчелиным», который благословил всех молящихся, но особенно отца Серафима.
В 1793 г. Серафима рукоположили в иеромонаха, а примерно через год скончался любимый всеми игумен Пахомий. Перед своей кончиной он поручил попечение о Дивеевских сестрах отцу Серафиму.
Но в описываемые дни, из-за болезни ног, которые распухли и покрылись ранами, отцу Серафиму пришлось изменить свой образ жизни. У нового настоятеля, отца Исаи, испросил он благословение на пустынножительство. Это произошло спустя 16 лет по прибытии Прохора в обитель. Тут началась его отшельническая жизнь, продолжавшаяся 15 лет.
Преподобный Серафим поселился в пяти верстах от обители на берегу реки Саровки в глухом безлюдном лесу. Живя в уединении, святой много молился,читал, совершал богослужения, возделывал огород, ночному отдыху уделял не более трех часов. Носил убогую одежду, а за плечами суму со Святым Евангелием.
Не смотря на некоторую труднодоступность жилища, люди все же приходили к нему: кто за советом, кто за утешением. По воскресениям и праздникам отец Серафим возвращался в Саровскую обитель, причащался, а после службы принимал монахов, приходивших к нему за духовным наставлением.
Путь к святости сопровождался тяжелыми испытаниями. Воздвигая брань против подвижника Серафима, дьявол стремился нагнать на него страх: то являл ему вой дикого зверя, то гроб с мертвецом, то поднимал его в воздух и бросал с силой вниз, от чего его спасал Ангел-Хранитель.
Претерпев мученичество душевное, отцу Серафиму надлежало претерпеть мученичество и телесное. Вот что случилось в дальней пустыньке в сентябре 1804 года. Преподобный заготавливал дрова, когда подошли к нему трое разбойников и потребовали у него денег, полагая, что он хранит у себя пожертвования.
С глубоким христианским смирением встретил опасность Серафим, не стал сопротивляться, хотя и держал в руках топор. Когда же он отпустил топор, один из разбойников обухом ударил святого по голове. А затем принялись избивать, как звероловную добычу, несмотря на то, что преподобный лишился сознания. Затем оттащили его к кельи, связали и обыскали, перевернули весь дом, но ничего не нашли. Тогда на них напал страх, и они в ужасе бежали.
Придя в себя, отец Серафим освободился от пут, воздал хвалу Богу и взмолился о прощении обидчиков. С большим трудом, на другой день, добрёл он до обители. Восемь дней Серафим страдал: не мог есть и спать от нестерпимой боли.Вызванные врачи обнаружили: голова преподобного пробита, грудь оттоптана, ребра изломаны, выбиты зубы.
Окруженный врачами, отец Серафим заснул и снова удостоился видения Божьей Матери с апостолами. «Что вы трудитесь?» — сказала Царица Небесная, обращаясь к врачам. Потом смотря на старца повторила: «Сей от рода нашего». Видение прекратилось, тут же Серафим отказался от медицинской помощи, и к всеобщему удивлению ему стало лучше.
Тем не менее, следы жестокого преступления отпечатались на всю жизнь, появилась сутулость, и при ходьбе святой вынужден был опираться на палку или мотыгу.Около пяти месяцев поправлялся преподобный в обители. Не хотели его вновь отпускать в пустынь. Но испросил он благословение у игумена и снова вернулся в лес.
А вскоре нашли и разбойников, ими оказались крепостные крестьяне. Злодеев хотели подвергнуть суду, но отец Серафим упросил помиловать их. Уйдя от суда человеческого, они не ушли от Суда Божия. После того как сгорели их дома, они сами пришли к батюшке Серафиму, умоляя о прощении и молитвах за них.
О благоволении Божьем на святого Серафима указывает и особое его отношение с дикими животными, которых преподобный кормил со своего небогатого стола. Среди прочих, частым гостем преподобного был медведь.
В 1806 г. отец Исаия ослаб и уволился от руководства. Братья хотели избрать на его место отца Серафима, и это было уже второе предложение стать настоятелем, но он отказался.
После смерти игумена Исаии на долю отца Серафима выпал новый подвиг, подвиг молчальничества. В нем святой прибывал в продолжение трех лет. Посетителей он больше не принимал, а если и встречал кого на своем пути, то падал ниц и не поднимал лица, пока тот не уходил.
На полпути между кельей и обителью лежал огромный гранитный валун. На протяжении тысячи суток стоя на коленях отец Серафим молился. Поднимая руки к небу, он просил: «Боже, буди милостив, мне грешному!» А днем отец Серафим молился на другом камне, у себя в келье, прерываясь лишь на прием пищи и короткий отдых.
Многое изменилось в жизни Серафима, трудно уже было передвигаться и посещать обитель по праздникам и воскресениям, шел ему 51 год.И в мае 1820 г. после 15-летнего пребывания в пустыне, старец вернулся в Саровскую обитель. Испросив благословение игумена, принял на себя подвиг затворничества, но уже внутри монастырской ограды. Он затворился в своей келье строжайшим образом на пять лет, после чего открыл свою дверь, но в разговоры не вступал. Таким образом, прошло еще пять лет.
В Саровском монастыре кельи стояли отдельно друг от друга, у каждой были маленькие сени. В сенях у отца Серафима стоял выдолбленный им самим в колоде гроб, напоминавший ему и всем приходящим, что все земное временно.
Все посетители старца при входе в его келью были ярко озарены множеством свечей, которые горели перед иконой Божьей Матери «Умиление». Эту икону преподобный называл «Всех радостей радость». И встречая посетителей, старец обращался к ним со словами «Радость моя», было замечено, что такое приветствие особенно относилось к людям подавленным горем или болезнью.
Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» также не сходило с его уст. Ласково преподобный обращался к детям, называя их сокровищами. Отпуская посетителей, старец угощал их сухариками. Гостинцами преподобного — сухариками и водою, многие получали исцеление от болезней.
В ноябре 1825г. в сонном видении снова ему явилась Богородица и сообщила,что он может выйти из затвора. Примерно в это время стали навещать преподобного сёстры из Дивеева.
Количество сестер в общине увеличивалось, отец Серафим беседовал с их начальницей Ксенией Михайловной и предложил изменить строгий устав общины, но она отказалась. Преподобный не вмешивался в дела общины, посчитав, что заповеданное ему попечение больше не лежит на его плечах или, по крайней мере, должно открыться особое Божье произволение.
25 ноября 1825г. преподобный, по благословению игумена, направился на жизнь в пустыньку, где стал свидетелем очередного явления Царицы Небесной с апостолами Петром и Иоанном.
Дева ударила жезлом о землю и хлынул фонтан светлой воды. Пресвятая Богородица напомнила Серафиму о его обязательстве и сообщила о необходимости устроения Дивеевской обители на том месте, где указано.
По велению Божьей Матери Серафим должен был взять из общины Ксении восемь сестер, и на назначенном месте села Дивеево, основать обитель, в которую могут вступать только девицы. Требовалось оградить это место канавой и валом, поставить мельницу, выстроить кельи, а затем — церковь. Пресвятая Дева дала обители новый устав и обещала взять её под Своё покровительство.
Слайд 43.На том месте, где располагались стопы Богородицы, забил целительный источник, впоследствии названный Серафимовым. Это место святой сделал местом своего подвига, а по воскресным и праздничным дням оставался в монастыре.Количество посетителей отца Серафима возросло, всех старец выслушивал с должным вниманием.
Слайд 44.А в декабре 1826 г. заложили основание мельницы, а в июле состоялся первый помол.Преподобный любил называть ее «мельница-питательница».
Слайд 45.Сурова была жизнь сестер Серафимовых: сами строили кельи, сами пахали, сами мололи, сами кололи дрова, ходили пешком до Саровской обители — 12 верст, работали зимой, копали канавку.
Слайд 46.В праздник Благовещения 25 марта 1831 г. было отцу Серафиму последнее явление Божьей Матери. Преподобному было откровение, что земные его подвиги близятся к завершению. 1 января 1833г. Серафим несколько раз выходил к тому месту, которое он выбрал для погребения, и долго молился. Наступила ночь, все было тихо.
Слайд 47. Рано утром отец Павел заметил, что от кельи отца Серафима пахнет дымом, постучал в дверь, но ответа не было. Когда дверь удалось открыть, дым так и заклубился. В келье было темно, тлели вещи и книги. Стали бросать снег и быстро потушили, начинавшийся пожар.
Слайд 48.Отец Павел в темноте нащупал тело старца, братья принесли свечи и их взору предстал отец Серафим, почивший на коленях со скрещенными руками и медным распятием нагруди.Весть о кончине преподобного быстро пронеслась повсюду. Тело старца было положено в тот самый гроб, который он себе уготовил, и предано земле, подле алтаря соборного храма.
Слайд 49.Народное почитание батюшки Серафима началось задолго до его канонизации, при его жизни. А причислен к лику святых великий подвижник был в 1903 г.
Слайд 50. Широко почитается преподобный Серафим Саровский и в наши дни, являя чудеса исцеления и утешения в житейских скорбях и нуждах. Это наш заступник и светильник земли Русской. Будим и мы потомки Курского края чтить выдающегося подвижника, подающего нам пример в твердости духа и веры, любви к ближнему и милосердию.
Как душевно славит преподобного Серафима в своей песне православный певец Алексей Мысловский!
Для воспроизведения звука педагог нажимает компьютерной мышью на музыкальный значок.
Дивен Бог во святых своих! Спасибо за внимание.