Серебряного века силуэт (Константин Бальмонт)

Автор: Коноплева Елена Александровна

Класс: 11

Предмет: литература

Учебник: Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2-х ч / Т.Ф. Курдюмова учебник», — М.,: Дрофа, 2015.

Место урока в программе по литературе для 11 класса: изучение русской лирики первой половины XX в.

Тема урока: Серебряного века  силуэт

Тип урока: урок – исследование нового материала.

Решаемые учебные проблемы: углублять понимание особенности художественного произведения как искусства слова, развивать умение раскрывать стилевые особенности текста автора, умение анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания, раскрывать поэтическую идею в размышлениях о произведениях Бальмонта, используя теоретико-литературные понятия.

Формы организации деятельности учащихся: аналитическая работа с художественным текстом, выразительное чтение, беседа с использованием «метода творческого погружения», групповая работа, анализ лирического произведения, подготовка к выводам по специфике стихов Бальмонта.

Основные виды деятельности учителя: исследовательский метод, технология формирования УУД, рефлексивная лекция, эвристический метод.

Технологии: коммуникативно-диалоговая.

Цели урока: познакомиться с фактами биографии К. Бальмонта, оказавшими влияние на творчество; рассмотреть разнообразие тематики его поэзии; развить навыки анализа поэтического текста.

Задачи для школьников:

Познавательные: осознанно строить сообщения, в том числе и творческого характера; извлекать и структурировать информацию; сравнивать и оценивать её.

Регулятивные: осуществлять контроль по результату, выделять и формировать то, что усвоено и что еще необходимо усвоить; адекватно воспринимать предложения по исправлению ошибок.

Коммуникативные: строить высказывания монологического характера, вести диалог; уметь слушать; осуществлять взаимоконтроль.

Межпредметная связь: история, музыка, русский язык, изобразительное искусство, информатика.

Планируемые образовательные результаты: понимать образную природу литературы как явление словесного искусства, устанавливать связи произведения с эпохой создания, понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней, уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;  смысловое чтение, уметь работать самостоятельно и в группе, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; воспитывать любовь и уважение к русской литературе, эмоциональную отзывчивость, развивать эстетический вкус.

Методы и приёмы: эвристическая беседа, приём анализа, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи как образца чтения лирического произведения, выразительное чтение стихотворений.

Оборудование:

ü   презентация по теме с использованием фотографий из семейного альбома К. Бальмонта;

ü   аудиозапись стихотворения «Я — изысканность русской         медлительной речи..»;

ü   звуковой музыкальный фон: Бетховен «Воздух».

ü   Видео

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серебряного века силуэт…

 

                                                                                     На каждом

                                                                                бальмонтовском жесте,

                                                   слове – клеймо – печать – звезда –  поэт.                                                  

                                                                                                   М. Цветаева

 

 

                                                Ход урока.

1. Организационный момент, мотивация учебной деятельности.

Приветственное слово учителя:

СЛАЙД 1.

Учитель: Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я уверена, что мы с вами сегодня плодотворно поработаем.

На календаре конец октября – самое поэтичное время года. И на сегодняшнем уроке мы тоже будем говорить о поэзии и о поэте Серебряного века К.Д. Бальмонте.

 

 СЛАЙД 2

 

 Но прежде стоит окунуться в атмосферу этого века:

 

-Каким содержанием вы наполните понятие Серебряный век?

 

            Серебряный век – это эпоха возрождения духовности и культуры, творческой                        свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. . Звуковой облик слов “Серебряный век” создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о возвышенном и прекрасном.

 

— Какие имена составляют созвездие Серебряного века?

 

Ярких имён этот век дал очень много:: Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Блок, Белый, Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин…

 

  Я предлагаю  вспомнить, каковы особенности поэтики Серебряного века?

 

СЛАЙД 3

Для поэтики символизма характерны: 


  • передача тончайших движений души; 

  • максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии; 

  • изысканная образность, музыкальность и легкость слога; 

  • поэтика намека и иносказания; 

  • знаковое наполнение обыденных слов; 

  • отношение к слову как к шифру некой духовной тайнописи; 

  • недосказанность, тайность смысла; 

  • стремление создать картину идеального мира; 
  •  

Учитель:  Вот теперь мы можем с вами начинать  работу , которая поможет определить,  кто же такой поэт Бальмонт и каковы черты символизма в его творчестве.

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова М. Цветаевой:                                                                                      «На каждом   бальмонтовском жесте,

                                                   слове – клеймо – печать – звезда –  поэт».

Это утверждение  эпохи.                                                   

 

Запишите  в тетради тему урока и эпиграф.

 

СЛАЙД4

 

Учитель:  О Константине Бальмонте современный читатель знает мало, между тем, без него картина Серебряного века была бы неполной. Им восторгались, пророчили великое будущее, о нём спорили, его возносили, низвергали, над ним подтрунивали, им любовались.

 СЛАЙД  5          Цели урока:

Приглашаю вас

·                     перелистать страницы жизни большого поэта;

·                     увидеть его поэтическую индивидуальность;

·                     попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в его творчестве –     необыкновенно ярком и своеобразном.

СЛАЙД Ы  6-17 ( страницы жизни)

 Учитель: К его внешности, как и к творчеству, не было однозначного отношения. Но многие отмечали самобытность и неординарность внешности поэта.

 

СЛАЙД 18

 “Среднего роста, полноватый блондин с бородкой… Бальмонт всегда был нарядно одет и надушен крепкими английскими духами”, — писала о нём Б.Погорелова, свояченица поэта Валерия Брюсова.

Илья Эренбург в книге “Люди, годы, жизнь” писал, что в Париже трудно удивить, но на него оглядывались. В Москве в 1918 году люди хмурые. Посредине мостовой шествовал рыжий чудак: рыжая борода, рыжие кудри, спадающие на спину, бледное лицо. Вот этот рыжий чудак шёл с головой, поднятой кверху, к серому небу. В молодости Бальмонт повредил себе ногу и всю жизнь, прихрамывая, шагал он быстро и, казалось, что скачет птица, привыкая скорее летать, чем ходить. Он походил на тропическую птицу, случайно залетевшую не на ту высоту.

СЛАЙД 19

А вот М.Цветаева, близко знавшая его, подчеркнула величественность Бальмонта – человека: “В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя, как в присутствии высшего”. Для неё он был олицетворением самой поэзии. И действительно, этот чувствительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом. Стихотворения Бальмонта – гимны своему дару.

 

Вывод: Следовательно, все отмечают величественность поэта, незаурядность таланта. Этот удивительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом.

 

СЛАЙД 20

 

Проблемный вопрос

Учитель:— Кто же Бальмонт как поэт – символист: самовлюбленный, напыщенный, манерный или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов? В чем выражается его символическое начало?

( У всех на столах  есть таблица, которую  надо заполнить по ходу анализа стихотворений).  Учащиеся заполняют таблицу, выделяя характерные черты поэзии Бальмонта.

 

СЛАЙД 21

 

Чтение и анализ стихов поэта:

Аудиозапись.

А)  «Я – изысканность русской медлительной речи….»

— Каково ваше отношение к многочисленным «Я» поэта?

 

Ученик: (лирическое «Я» поэта многообразно, изменчиво. Символистами жизнь рассматривалась как путь поэта. «Я» стало в центре. У Бальмонта это принимало крайние формы. Эгоцентризм, восторженное отношение к самому себе, уверенность в своей неповторимости – это был своеобразный вызов обществу.)

 

СЛАЙД   22

                             Б)  « К испанцу»

Я хочу быть первым в мире на земле и на воде,

Я хочу цветов багряных, мною созданных везде.

 

— Какое значение имеет звукопись в этом стихотворении?

 

Ученик: Бальмонт видел в каждом звуке русского языка свой смысл, свой символ. Бальмонт считал, что в звуке и слове заключена заклинательно-магическая сила и даже физическое могущество.)

 

Вывод: образ рождает звук.

 

СЛАЙД 23

Б) «Я не знаю мудрости, годной для других…»

— Какое главное определение дает Бальмонт своей поэзии?

 

Ученик: (поэзия мимолетности)

 

Учитель:

С легкой руки В.Брюсова всю лирику Бальмонта начали определять как поэзию «запечатленных мгновений».

В своих размышлениях «Из записной книжки» Бальмонт писал:

«В свете мгновений я создавал эти слова. Мгновения всегда единственны. Они слагались в свою музыку, и я был их частью, когда они звенели. Они отзвенели и навеки унесли в свою собственную тайну…»

Миг-символ, знак, намек на то, что есть вечность. Художник должен выхватить этот миг и запечатлеть его в слове. Стремление постичь миг и выхватить его из вечности сочеталось у Бальмонта с постоянной устремленностью за пределы предельного.

 

СЛАЙД  24

 

В) «Я мечтою ловил уходящие тени…»

— Назовите центральную тему стихотворения.

Ученик : (тема постоянного движения-преодоления- о безмерности. Прием повтора выделяет и укрепляет в сознании писателя эту тему.)

— Глаголы какого вида употребляет поэт?

Ученик:(глаголы несовершенного вида, что обеспечивает процесс движения к свету)

— Как стихотворение связано с индивидуальным мировосприятием Бальмонта?

Ученик: (Вместить в каждый миг всю полноту жизни– вот цель поэта)

— Назовите ключевые слова стихотворения.

Ученик: (мечта, тени, ловля теней. Мечта, мечтания – состояние человеческой души, которое открывает возможность постичь непостижимое).

— Найдите в этом  стихотворении два содержания.

Ученик: (конкретное содержание – восхождение на башню во время захода солнца, чтобы «задержать» исчезающий солнечный свет. Скрытое – символическое содержание – гимн восхождению, устремление человека  от тьмы к свету.)

 

Вывод:  Игра воображения, меняющийся поток образов, световые и звуковые ощущения – все это характерно для поэзии Бальмонта .Поэт способен выразить в слове неуловимые, мимолетные впечатления. Стихи Бальмонта очень музыкальны.

 

СЛАЙД 25

 

—ВИДЕОРОЛИК. «ОСЕНЬ»

 

Учитель:— С представителями какого направления в искусстве роднит Бальмонта эта способность выразить в слове неуловимые, мимолетные впечатления?

Ученик: Это импрессионизм.

 

Учитель:  Обратимся определению этого слова в словаре С.И. Ожегова:

( у обучающихся выписки из словаря)

 

СЛАЙД  26

 

— Импрессионизм-м,-а,м. Направление в искусстве конца 19- начала 20 вв., стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника.

 

СЛАЙД  27

 

(сообщение о творчестве импрессионистов). Обращаемся к репродукциям картин  художников — импрессионистов.

 Ученик1:  Импрессионисты работают быстрыми маленькими мазками, накладывая краски рядом без плавных переходов и оттенков, так что многие предметы только намечаются, а очертания света и теней, дробясь и рассыпаясь, переходят одно в другое. Подвижные мазки, положенные под разным углом, контрасты цветовых пятен создают волнующий эффект вибрации, переливчатости и изменчивости мира.

 

2.Ученик: Работая на открытом воздухе (пленэре), художники-импрессионисты передавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы. У художников был обостренный интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира.

Любой миг, любые впечатления повседневности  стали темами живописи импрессионистов. Импрессионизм – светлая сказка. Социальные проблемы остались в стороне.

Французский художник Ренуар считал: «В мире и так много зла, не стоит его умножать при помощи полотен».

 

Учитель:  Есть еще одна сторона его поэзии: Бальмонт видел в символической поэзии «оглашение» говора стихий Вселенной, которая представляет собой гармонию четырех стихий: Огонь, Вода, Земля и воздух – «…четыре царственных стихии, с которыми неизменно живет душа моя».

 

— Назовите образы этих стихий. Что значат они для поэта?  

 

СЛАЙД 28

 

Образ ветра (стихия Воздуха)  — символ вечного движения

Образ моря ( стихия Воды) – символ никем не скованной цельности, свободы

Образ солнца (стихия Огня) – символ творчества

 

СЛАЙД 29

Гимн солнцу

Я тебя воспеваю, о яркое, жаркое солнце,

Но хоть знаю, что я и красиво, и нежно пою,

И хоть струны поэта звончей золотого червонца,

Я не в силах исчерпать всю властность, всю чару твою….

 

   Стихотворение « Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

Учитель: Почему в своем духовном поиске поэт обращается к образу солнца? Что оно символизирует?

 

              Символ рождения новой жизни                     Жизнь= творчество

Солнце  символ гармонии в мире                                    + красота

               Символ источника красоты, основа жизни

СЛАЙД 30   (сборники   стих-й)

 

-В чем своеобразие лирики поэта-символиста Бальмонта:

1) его поэзия говорит своим особым языком;

2) язык богат интонациями;

3) подобно музыке и живописи пробуждает в душе сложное настроение;

4) обостряет наши слуховые и зрительные впечатления.

 

Работа в группах:

1. Занесите свои наблюдения в таблицу. «Признаки символической поэзии Бальмонта».

2. Попробуйте составить синквейн.

 

Записи прочитываются, дополняются.

 

 

Результаты работы: таблица , синквейн

 

—  Подводится  итог урока.

 

СЛАЙД 31

 

Заключительное слово учителя.

 Последние годы жизни для Бальмонта были особенно тяжелы. Он жил в приюте для бедных эмигрантов. Нищета угнетала. В одном из писем поэт  писал: “Хоть умереть бы!”.

От былой восторженности не осталось и следа, трудно поверить, что это признание принадлежит тому же Бальмонту, “который в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!”

Но в стихах, как и жизни, он останется прежним поэтом, верным стихии света.

В 1936 году Бальмонт пишет стихотворение «Как мы живем».

Ученик  читает стихотворение “Как мы живём”

Мы так живём, что с нами вечно
слава,
Хмельная кровь, безумствующий бред,
И может быть, в том жгучая отрава, 
Но слаще той отравы в мире
нет.

 Учитель:  Куда девалось “я”?  Почему “мы”?

Удивительно, что это “мы” рождается у поэта одинокого, забытого. Но именно теперь Бальмонт сливает свой голос с общим хором всей русской поэзии.

В слякотные и дождливые рождественские дни 1942 года в  Нуази-ле-Гран близ Парижа, в чужую, холодную землю лёг навеки ещё один отверженный сын России. Надгробная надпись лаконична и печальна. Константин Бальмонт. Поэт русский. Ушёл кумир целого поколения.

Цветаева отметила, что “Бальмонт – самое лучшее, что дал в конце старый мир”.

СЛАЙД 32

Господь, господь. Внемли, я плачу,
я тоскую,
Тебе молюсь в вечерней мгле.
Зачем ты даровал мне душу
Неземную —
И приковал меня к земле.

 Он умер от воспаления лёгких.  Ушёл, благословив мир, над которым будет вечно сиять его Солнце.

СЛАЙД 33

Рефлексия: чем запомнился вам Константин Дмитриевич Бальмонт, поэт         Серебряного века?

 

СЛАЙД 34

Домашнее задание.

×
×