Автор: Шарина Ирина Викторовна
ЛОГОПЕД КОНСУЛЬТИРУЕТ: «Шпаргалка воспитателю дошкольного учреждения: Возрастные особенности речевого развития»
Учитель-логопед Шарина И. В. МДОУ «Детский сад комбинированного вида №246» Заводского района г.Саратова
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова малыша. И это понятно — появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? Когда родителям нужно посоветовать обратиться к специалисту, учителю-логопеду? На этот волнующий вопрос, постараюсь дать краткий ответ.
К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов. В основном это — существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена близких. Редко используются прилагательные «большой» и «маленький», еще реже — личные местоимения «я», «ты».
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т’], [д’], [с’], [з’].
В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: «ко» или «моко» вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: «Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!».
В норме к 3 годам ребёнок с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н],[нь],[к],[кь],[г],[гь],[в],[вь],[ф],[фь]).
Дети 3-х лет учатся задавать вопросы, охотно отвечают на вопросы.
К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложносочиненные предложения: «Я люблю рисовать красками, играть с мячом, петь песенки». Рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.
К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.