Автор: Ермакова Эллина Викторовна
Технологическая карта урока
Синтаксис и пунктуация
5 класс
Тип урока |
урок усвоения новых знаний |
||
Цель и задачи деятельности учителя
|
Дать понятие о синтаксисе, показать связь синтаксиса и пунктуации, повторить знаки препинания, развить пунктуационные навыки
|
||
Образовательные ресурсы |
Учебник «Русский язык» для 5 класса авт. кол-ва Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М: Просвещение, 2017) |
||
Методы и формы обучения |
Методы обучения: репродуктивный и частично-поисковый, устного контроля и самоконтроля, самостоятельная работа, наглядный и словесный Формы обучения: фронтальная, индивидуальная |
||
Основные понятия |
Синтаксис, предложение, словосочетание, текст, пунктуация |
||
Оборудование |
Учебник, мел, доска |
||
Планируемые результаты
|
|||
Предметные УУД
|
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Учащиеся научатся: определять роль знаков препинания, их значение; овладевать основными понятиями синтаксиса; понимать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли
|
Регулятивные: развитие познавательной инициативы, умение ставить учебные задачи
Познавательные: анализировать языковой материал, ориентироваться в различных источниках информации
Коммуникативные: ясное, логичное и точное изложение своей точки зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
|
Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; формировать уважительное отношение к русскому языку, осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию |
|
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент
|
Включение в деловой ритм. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя детей на урок.
|
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе.
|
2. Мотивация к обучению
|
Задает вопросы, мотивирующие внутреннюю потребность включения в учебный процесс Эпиграф к уроку: «Берегите знаки препинания» (А. Каневский) |
Записывают тему урока. Обсуждение эпиграфа
|
3. Актуализация знаний
|
— Что изучается в синтаксисе? Для чего нужно знать правила построения словосочетаний и предложений?
|
Словосочетания и предложения. Чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.
|
4. Этап изучения нового материала
|
Ребята, прочитайте определение синтаксиса в учебнике (п.24) на 56 стр. Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит: “ построение”, “сочетание”, “порядок”. Наша задача – глубже разобраться в том, как, по каким правилам, законам строятся словосочетание и предложение. Ребята, что могло бы произойти, если бы в нашей речи отсутствовали бы знаки препинания?
-Вот видите, как необходимы нам знаки препинания в устной и письменной речи.
Комментарий учителя: По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Из печатных изданий знаки препинания постепенно проникли и в рукописные тексты. А уже в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова есть целый раздел, посвященный «строчным знакам», т.е. знакам препинания.
Со временем число знаков препинания увеличивалось. Интересно, что со времён Кирилла и Мефодия новых букв практически не изобрели, некоторые даже отменили. Работа по учебнику: Выполнение упражнений: 119, 120. Сприсываем предложения, раскрываем скобки, соблюдаем принятые в русском языке законы связи слов, расставляем знаки препинания Синтаксис – это то, как построены предложения, как связаны между собой слова в словосочетаниях и предложениях. Физкультминутка
|
Отвечают на вопросы учителя Выдвигают гипотезы. Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение: Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок») Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и их строения. Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»). Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки.
Работа у доски и самостоятельно |
5.Этап закрепления знаний
|
Создание проблемной ситуации (включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия) Итак, ребята, перед нами слова, которые необходимо прочитать: С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ. Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова?
Молодцы, перед нами был зашифрован текст. Чтобы составить тест из слов необходимо было соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось: Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной. Что-то затрудняет чтение текста? Чего же в нем недостает? Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,– жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной! Что же помогло связать слова в предложении? Итак, как же составляется предложение? Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис» Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация». Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
|
Рассматривают на доске слова и читают их один из обучающихся читает их вслух.
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов. Один из обучающихся разделил эти слова на группы по частям речи: 1 группа – ГЛАГОЛЫ: учиться, работать, отдыхать, сделать, строить; 2 группа – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: жизнь, увлечение 3 группа – МЕСТОИМЕНИЯ: ты, она 4 группа – ПРЕДЛОГИ: с, для. 5 группа – СОЮЗЫ: если, и 6 группа – НАРЕЧИЯ: охотно, правильно, умело 7 группа – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: интересный, полезный 8 группа – ЧАСТИЦЫ: же Другой обучающийся разделил эти слова на две группы: 1 группа – служебные части речи: Если, же, и , с 2 группа – самостоятельные части речи: Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить; жизнь, увлечение, ты, она, охотно, правильно, умело, интересный, полезный.
Не хватает знаков препинания.
Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания.
Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация. |
6. Итог урока. Рефлексия.
|
Итак, мы сегодня познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Что помогло вам справиться с трудностями? Правильно, знания и умения, а ещё дружба, взаимопомощь. Учитель комментирует оценки. -Спасибо за работу.
|
Вспоминают пройденный материал.
|
7. Домашнее задание.
|
Выучить правило на 56 странице. Стр. 57, упр 121 (исправить выделенные ошибки в предложениях, записать правильные варианты). Спасибо за урок! |
Записывают домашнее задание. |