Автор: Челпанова Анна Николаевна
Система подготовки к ОГЭ по русскому языку
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №47 г. Улан – Удэ им. Калашникова И.К.»
Челпанова А.Н.
Наверное, многих учителей волнует вопрос, как качественно подготовить учащихся к основному государственному экзамену. Одним из принципов подготовки к итоговой аттестации является принцип системности.
Для работы с учащимися выделила следующие направления:
1. Работа с текстом
1.1 Работа с готовым (исходным) текстом:
– выразительное чтение;
– анализ текста: определение темы, основной мысли, типа речи, функционального стиля, выделение ключевых слов;
– пересказ.
1.2 Составление текста
На уроках развития речи ученики учатся изложениям, сочинениям, но все-таки текст в итоговом собеседовании часто вызывает трудности.
В 7-8 классах дети сами подбирают материал, составляют текст об известном человеке. Задаю критерии: текст объемом примерно 170-190 слов, 4 микротемы, текст должен содержать информацию о значимом событии, открытии. Текст рассказывается в классе, слушающим ставлю задачу составить вопросы по тексту. Обсуждаем, насколько интересно было выступление;
1.3 Редактирование текста
Этот этап – логическое продолжение предыдущего, формирует умение слышать, воспринимать чужой текст на слух, задавать вопросы по тексту, предлагать свое видение.
Сделать работу по направлениям работы с текстом интересной позволяет технология педагогических мастерских – формы занятия, состоящей из последовательных и взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов учебное задание направляет познавательную деятельность учеников, которые имеют возможность выбора путей исследования, средств достижения цели, темпов работы. Главной образовательной целью таких занятий является развитие языковой компетенции учащихся.
2. Дискуссия
Эту форму работы удобно проводить на классных часах, индивидуально-групповых занятиях. Форма работы – обсуждение морально-этических тем. Сначала темы предлагаю сама, затем прошу ребят сформулировать тему по интересующим, волнующим их вопросам.
Словарик определений – по итогам работы дискуссионного клуба составляем словарик определений, которые нам пригодятся при подготовке к сочинению в ОГЭ. Записываем в отдельный блокнот. В 9 классе пишем под запись.
Отрывок из любимого произведения – эта работа ведется параллельно с обсуждением, можно проводить после обсуждения. Здесь важно подготовить отрывок из художественного произведения заранее. Прошу учащихся подобрать дома отрывок, такой, в котором герой стоит перед проблемой нравственного выбора, совершает значимый поступок или решает важный для себя вопрос. При затруднении подбираю текст сама или беру отрывок из любого экзаменационного варианта ОГЭ. Отрывок читаем, обсуждаем, делаем акцент на разбор поступка героя, почему он поступает так, а не иначе, в какой момент совершает нравственный выбор и так далее. Формулируем возможную тему сочинения, задаем вопросы по отрывку.
Работа с экзаменационными вариантами (КИМ)
На уроках русского языка при выполнении упражнений анализируется каждое предложение: подчеркиваем грамматические основы, объясняем постановку знаков препинания, восполняем пробелы и изучаем новое. Проводим орфографические пятиминутки — в начале урока решаем задания по орфографии из КИМ ОГЭ. Выясняем, какие правила забыли. Учащиеся по очереди или по желанию получают задание составить схему того или иного орфографического правила. Можно эту схему начертить на доске, или подойти творчески — нарисовать для каждого ученика карточку.
На уроках литературы продолжаем работу по анализу отрывков художественных произведений, выразительно читаем, пересказываем отрывки статей из учебника.
Разбор КИМов начинаем с работы по экзаменационным материалам для итогового устного собеседования по русскому языку. На занятиях знакомимся со структурой КИМ и критериями оценивания. Читаем формулировки заданий, разбираем, что нужно выполнить в каждом задании. Повторяем правила выразительного чтения, читаем тексты выразительно. Затем подробно разбираем работу над пересказом: на примере конкретного текста разбираем алгоритм работы: чтение, выделение микротем, запись ключевых слов, дат, названий, воспроизведение текста. Отдельно работаем с цитатой: повторяем правила цитирования, применяем на практике. После этих этапов выполняем чтение и пересказ на время, работаем с недочетами, дополняем, исправляем. Параллельно работаем над заданием 3. Эту работу включаю в уроки по развитию речи. Повторяем типы речи и их особенности, разбираем варианты заданий. Сначала письменно составляем по 10 предложений (мини-сочинение) на каждый вариант беседы, учащиеся выбирают тот тип речи, над которым им проще будет работать. Как правило, выбирают работу с фотографией, поэтому описание фотографии рассматриваем более подробно.
Работу над заданием 4 проводим в парах, имитируя само собеседование
Работу над написанием сжатого изложения веду на уроках развития речи. С 8 класса изложения провожу только на слух.
Задания 1-3 разбираем очень подробно, работу ведем на уроках русского языка: предложения записываем, разбираем каждое. Для успешного выполнения задания отрабатываем алгоритм: 1. Анализируем каждое предложение по порядку. 2. В предложении подчеркиваем основу или основы – делаем выводы, простое или сложное, какое сложное, сколько частей; какое простое – двусоставное или односоставное, есть осложнение или нет и какое; чем выражены главные члены. 3.После анализа всех предложений начинаем работу с вариантами ответов. Задание 3 разбираем после того, как изучили все виды сложных предложений.
Таким образом, мы получили систему подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку. Системный подход необходим и обоснован. В ходе работы мы формируем навыки работы с заданиями КИМ, умение понимать прочитанное, понимать поставленную задачу и четко ее выполнять. Для работы использую пособия:
1.Егораева Г.Т. Русский язык. Экзаменационный тренажер
2.ОГЭ Русский язык: типовые экзаменационные варианты/под ред. И.П.Цыбулько
3. ОГЭ Русский язык: типовые экзаменационные варианты/под ред. Н.А.Сениной