Автор: Мирошникова Кристина Юрьевна
Система работы педагога-психолога в ДОУ.
Педагог-психолог в дошкольном учреждении — это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек. Исходя из этого утверждения, основной целью моей работы как педагога-психолога в детском саду, считаю сохранение психологического здоровья детей и создание условий для их гармоничного развития.
Основной же задачей своей работы считаю сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего, с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.
В психолого-педагогическом сопровождении поставлены следующие задачи:
1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;
2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;
3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;
4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, педагогам.
Из поставленных задач видно, что психолого-педагогическое сопровождение охватывает работу, как с детьми, так и с родителями и педагогами. Система психолого-педагогического сопровождения образовательных отношений в ДОУ включает в себя 5 основных направлений работы педагога-психолога: просвещение, профилактика, диагностика, коррекционно-развивающая работа и консультирование.
1. Диагностика
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно — развивающей работы, сопровождения и т.д.).
Дети:
Ежегодно в начале и в конце учебного года провожу диагностику детей адаптационных групп, старших и подготовительных к школе групп, детей с ОВЗ, а также диагностику по запросу родителей и педагогов с воспитанниками младших и средних групп.
Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка и выявить скрытые проблемы.
Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, — это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Обязательно знакомлю родителей с результатами и выводами. В первую очередь, чтобы они смогли помочь своему ребенку беспрепятственно преодолеть путь от дошкольного учреждения до школы. Именно педагог-психолог подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание.
Педагоги:
Что касается педагогов, то с ними два раза в год провожу анкетирование «Уровень удовлетворенности параметрами работы» и «Психологический климат в коллективе». Цель диагностики педагогов — выявление параметров препятствующих эффективному педагогическому сопровождению детей.
По результатам диагностики педагогов провожу занятия с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания.
Родители:
С родителями детей адаптационных групп провожу анкетирование, анализ результатов которого в дальнейшем позволяет принять своевременные меры для облегчения процесса адаптации у детей.
Также 2 раза в год проводится анкетирование «Удовлетворенность деятельностью ДОУ», которое охватывает не менее 90% от общего числа родителей. Результаты за 2016 и 2017 годы свидетельствуют о высоком уровне удовлетворенности родителями комфортностью пребывания детей в ДОУ.
2. Коррекционно-развивающее направление
Дети:
Данное направление можно разделить на коррекцию и непосредственно развитие. Что касается коррекции, то здесь деятельность направлена на работу с детьми с ОВЗ. Данную группу составляют дети с ЗПР, а также дети с нарушениями в речевом развитии.
Психологические исследования показывают, что без целенаправленного воздействия восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, поэтому большое внимание на индивидуальных занятиях уделяю сенсорному развитию. Также применяю знания по нейропсихологии: включила в индивидуальные занятия кинезиологические упражнения, упражнения на развитие произвольности поведения и самоконтроля, развитию межполушарного взаимодействия. Для активизации речевых центров головного мозга, повышения работоспособности применяю су-джок терапию. Стараюсь сделать занятия яркими и интересными, наполненными положительными эмоциями.
Важное место занимает подгрупповая работа с детьми по подготовке к школе по моей авторской программе «Готов учиться!», которая является основой проекта по комплексной сопровождению воспитанников подготовительных к школе групп и их семей «В школу с радостью!».
Данная программа рассчитана на психологическую подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на основе использования методов кинезиологии.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа по запросу ведется в основном по следующим направлениям: работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова).
Также провожу занятия с одаренными детьми через развитие логико-математических способностей, готовлю команду к ежегодному городскому интеллектуальному марафону «Умники и умницы».
3. Профилактическое направление
Профилактическая работа очень обширна и часто перекликается с другими направлениями. Она позволяет улучшить психологическое состояние участников образовательных отношений, что оказывает гармонизирующий эффект на детей, родителей и педагогический состав ДОУ.
Дети:
В первую очередь здесь следует отметить развивающую групповую работу с детьми младших групп в период адаптации. Я провожу с малышами игровые занятия по развитию навыков взаимодействия, снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов.
Выявив с помощью диагностики детей «группы риска» провожу с ними индивидуальные или подгрупповые занятия.
Педагоги:
Основной и самой эффективной формой работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания являются занятия с элементами тренинга. Обучаю воспитателей методам саморегуляции психо-эмоционального состояния, снятию мышечного напряжения. Занятия позволяют наладить отношения внутри педагогического коллектива, лучше понимать друг друга, и самого себя. Из обратной связи от участников таких занятий понимаю, что педагогам они очень нужны.
Родители:
С целью профилактики школьной дезадаптации «подготовишек» для их родителей провожу занятия с элементами тренинга в рамках проекта «В школу с радостью!». На занятиях родители узнают много полезной информации о том, что такое готовность к школе, что нужно им делать, чтобы процесс адаптации их детей к школе прошел как можно легче, учатся находить общий язык со своими будущими первоклассниками.
Ежегодно проводится для детей, педагогов и родителей «Неделя психологии».
4. Просвещение
Психологическому просвещению в своей работе уделяю много внимания. Очень важным считаю повышать психологическую культуру педагогов и родителей. Провожу семинар-практикумы как для родителей, так и для педагогов, участвую в родительских собраниях, регулярно обновляю стендовую информацию, разрабатываю и раздаю буклеты по актуальным для родителей темам. Активно пользуюсь возможностями персонального сайта, где делюсь с коллегами и родителями актуальной и интересной информацией по психологии.
Постоянно занимаюсь самообразованием.
Активный член городского педагогического сообщества педагогов-психологов. Участие в заседании сообщества позволяет обмениваться опытом и знаниями с коллегами, быть в курсе новых методов и технологий.
5. Консультатирование
Психологическое консультирование направленно на повышение психологической культуры и психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов, а так же на разрешение проблем, возникающих в ходе взаимодействия родителей и педагогов с детьми.
Родители:
Последнее время все чаще беспокоят родителей поведенческие расстройства у детей, также запросы поступают по семейному консультированию, в начале и конце года родителей интересует уровень познавательного развития ребенка, а также уровень адаптации к условиям ДОУ. Групповое консультирование родителей, в основном, осуществляется по запросу со стороны родителей и педагогов.
Педагоги:
Педагоги обращаются за консультацией с целью помочь найти подход к особому ребенку, а также по личным проблемам. Групповые консультации с педагогами проводятся с целью быстрой информированности по актуальному запросу от педагогов.
Осуществляя работу по всем направлениям, в комплексе, в единой системе, охватывая всех участников образовательных отношений, мне удается достигнуть положительной динамики в работе с детьми, педагогами и родителями.