Системный оператор технологии ОТСМ – ТРИЗ как способ анализа эпизода художественного произведения.

Автор: Биктимирова Залия Ахметовна

Системный оператор технологии ОТСМ – ТРИЗ как способ анализа эпизода художественного произведения.

      Сегодня всем знаком инструмент — системный оператор образовательной технологии ОТСМ – ТРИЗ как приём, позволяющий проанализировать изучаемую систему в развитии и одновременно увидеть ее во взаимосвязях. Он дает возможность посмотреть, из чего состоит система (изучить подсистемы), частью чего является (изучить надсистему), узнать, какими были связи в системе в исторической ретроспективе и спрогнозировать, как она будет развиваться.

    Используя данный инструмент на уроках литературы, несколько изменила его: добавила горизонталь «Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения».  В 5 – 8 классах, конечно, учимся, заполняем СО, комментируя каждую его часть. А горизонталь «Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения» подробно анализируем, проговариваем и только потом записываем.

 

    В 9 – 11 классах обучающиеся работают самостоятельно.

 Приём «Системный оператор» — это отличный способ вспомнить:

1.     сюжет произволения

2.     кульминацию произволения

3.     поступки персонажей и их мотивация;

4.     предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

5.     связь персонажа с общественным окружением;

6.     отношение к герою произведения других персонажей;

7.     Тему и идею произведения. Его проблематику.

   Саму систему можно представить разными способами:

Ø иллюстрация

Ø отрывок из произведения и др.

 

×
×