Автор: Миляуша Фанилевна Закирова
Статья на тему «Системный подход к формированию финансовой грамотности обучающихся в условиях ФГОС»
Подготовила: Закирова Миляуша Фанилевна
Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.
Роберт Кийосаки
Начну с фразы сегодняшнего дня «Функциональная грамотность каждого человека — это индикатор общественного благополучия!»
Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. И эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. И неважно, какой предмет вы преподаете — встроить задачи по развитию функциональной грамотности можно практически в любой урок и занятие!
Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в современном мире и действует в соответствии с общественными ценностями и интересами.
И наша задача как педагогов — подготовить учащегося к адаптации в этом мире.
Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов и технологий обучения. Применяя их в образовательном процессе, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции. Человека успешного и конкурентоспособного.
Школа должна учить мыслить. Если мы хотим научить учащихся решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это лучше через решения практических задач, с которыми они столкнуться уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас. Как именно необходимо организовать учебную деятельность?
Системный подход к формированию урока окружающего мира в начальных классах играет ключевую роль в современной образовательной системе. Этот подход предполагает комплексное рассмотрение учебного материала, учитывая все его аспекты и взаимосвязи.
При планировании урока окружающего мира в начальных классах необходимо учитывать разнообразные методы и формы обучения, которые способствуют более глубокому усвоению учебного материала. Важно также включать практические задания и интерактивные упражнения для развития познавательных способностей учащихся.
Особое внимание следует уделить интеграции различных дисциплин в рамках урока окружающего мира, чтобы создать целостное представление об окружающем мире. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и создавать условия для его успешного развития.
Итак, системный подход к формированию урока окружающего мира в начальных классах позволяет создать эффективную образовательную среду, способствующую развитию учеников и формированию у них глубокого понимания окружающего мира.
Итак, на 1 этапе на уровне школы предусматривают исследование уровня функциональной грамотности учащихся, так как все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
2 этап – это выбор способов, форм, методов, ресурсов, инструментария, доступных школе для достижения целевых показателей качества знаний функциональной грамотности обучающихся.
На 3 этапе необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить обучающемуся навыки практических действий, т.е., ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.
4 этап — диагностика учебных достижений (Международное исследование PISA, диагностические инструменты, разработанные в рамках Проекта Минфина России РАО, http://www.finance.instrao.ru/fin/), самостоятельно создаваемые педагогом диагностические материалы).
Эти этапы и организуют системный подход к формированию финансовой грамотности у обучающихся.
Для реализации основных целей в обучении является правильно организованная структура учебной деятельности на уроках и занятиях.
ШАГ 1. Постановка практической задачи.
ШАГ 2. Постановка учебных задач.
ШАГ 3. Планирование.
ШАГ 4. Освоение теоретического материала.
ШАГ 5. Решение практической задачи.
ШАГ 6. Презентация решения практической задачи.
ШАГ 7. Выполнение тренировочных заданий.
Данная структура – это логическое завершенность учебной деятельности обучающихся: начало – это постановка практической задачи, завершение – презентация решения задачи и решение подобных задач.
Именно вокруг решения практических задач должно строиться обучение, необходимо постоянное обращение от практики к теории затем к практике.
Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Согласно системному подходу формирование функциональной математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности как на уроке, так и во внеурочное время.
Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность.
В результате изучения курсов по финансовой грамотности учащиеся
получают представление:
о деньгах как инструменте достижения жизненных целей
об особенностях фондового рынка
учатся:
· ставить цели, определять задачи, пути и сроки их достижения
· оценивать риски
· составлять личный финансовый план и т.д.
Важным моментом вовлечения обучающихся в учебную деятельность является их мотивация.
Для этого необходимо знать исходный уровень подготовленности учащихся, их возможностей и определять систему заданий (исходя из целей занятия), продумывать приемы и формы.
Как ведётся работа по формированию функциональной грамотности в нашей школе?
Обучение идёт через интеграцию в урочную деятельность. На уроках решаем задачи с элементами финансовой математики, которые демонстрируют ценность математики как предмета и ярко иллюстрируют финансовые термины и определения.
В рамках курсов ОФГ и ОМГ рассматривается целый комплекс задач:
— задачи на потребительский выбор:
— задачи на скидки:
— задачи на доходы и налоги:
— задачи на личный и семейный бюджет:
— задачи на сбережения и инвестиции:
задачи на кредиты и займы:
задачи на валютные расчеты:
— задачи на взаимозаменяемые варианты:
— задачи на альтернативную стоимость:
— задачи на расчеты с использованием банковских карт:
— задачи на страхование:
— задачи на игры с денежными ставками:
Занятия внеурочной деятельности проводятся в форме лекций, практикумов, защиты проектов, рефератов, тестирования, бесед, обучающих игр, экскурсий.
Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры.
Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия.
На уроках и на занятиях по ОФГ/ОМГ учащимися реализованы проекты:
· «Грамотный покупатель»
· «Мой бизнес-план»
· «Разработки табличной формы для начисления заработной платы»
· «Я – экономист»
· «Ремонт моей комнаты»
· «Его Величество Процент» и др.
Важным технологическим инструментарием повышения финансовой грамотности учащихся на основе системно — деятельностного подхода является проект «Онлайн — уроки финансовой грамотности». Организатор Проекта – Центральный банк Российской Федерации.
Мы активно принимаем участие в данных мероприятиях.
Результатом работы по данному направлению является и активное участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней.
Разработки проектов, бизнес-планов, презентаций практической деятельности были нами отправлены на конкурсы, а также опубликованы на сайте одарённых детей «Алые паруса».
У нас есть победители Всероссийского творческого конкурса посвященного Году науки и технологий в РФ «Мир науки и техники» в номинации «Ученический проект» — 1 место, «Мой бизнес-план» — 1 место.
Обучающиеся 5-9 классов – победители и участники:
· зимнего и весеннего этапов Общероссийской олимпиады для школьников «НАВИГАТОР» /1-3 места, участники/,
· Международного дистанционного конкурса «КОНКУРС-СТАРТ» /платформа ИНФОУРОК/ /2 место, участники/,
· Международной онлайн-олимпиады по математике BRICSMATH.COM /платформа УЧИ.РУ//Дипломы победителей сертификаты участников/,
· Всероссийской олимпиады школьников «Умники России»/Дипломы победителей 1-3 места, участники/.
Семья может многое сделать для развития функциональной грамотности своего ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности школьник проявляет склонность?
На родительских собраниях ставим вопросы о включении ребенка в процесс активного познания действительности — это не только как правильно делать покупки, рассказы о доходах членов семьи (заработная плата, пенсия, детские пособия, стипендия), о месячной продовольственной корзине семьи, о карманных деньгах, о домашней копилке на приобретение необходимых вещей, но и беседы о своей работе, профессии, которые помогут осознать детям связь между трудом и деньгами.
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой и социальной грамотности школьников, включение в этот процесс родительской общественности дает положительные результаты, приближает нас к конечной цели – выращиванию функционально грамотной личности!
Список литературы
1. оf. fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий.
2. hpps://oge.sdamgia.ru/Образовательный портал
3. СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и ЦТ.Образовательный портал для подготовки к экзаменам
4. ОГЭ-2020. Математика. 9 класс. Основной государственный экзамен. /И.Р. Высоцкий, Л.О. Рослова, Л.В. Семенов, П. И. Захаров; под ред. И.В. Ященко.- М.: Издательство «Экзамен»,МЦНМО,2020.)
5. С.С. Минаева. Дроби и проценты.5-7 классы. ФГОС/.-М.: Издательство «Экзамен», 2016.- 125 с.
6. Калинкина Е.Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов. -Новокуйбышевск, 2019.
7. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов /Под общей редакцией Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. – Самара: СИПКРО, 2019. — с.
8. Сергеева Т.Ф. Математика на каждый день.6-8 классы: пособие для общеобразовательных организ./Т.Ф. Сергеева.- М.: Просвещение, 2020.-112 с.