Сказка, как средство мышления детей

Автор: Татьяна Алексеевна Булгакова

Булгакова Татьяна Алексеевна

                                                                                 МАОУ ИЛ НГТУ

                                                                                   Г.Новосибирск

   Развитие мыслительных операций с помощью сказки – как средство

  в системе обучения и воспитания детей младшего школьного  возраста.

 

  В статье рассматривается влияние сказок и художественной литературы на развитие  мышления в  обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Развивать логическое мышление в процессе слушания сказок – есть одно из интереснейших способов развития мыслительных операций.

 

    Важным фактором воспитания и образования подрастающего поколения является художественная литература, искусство и сказки, которые традиционно использовались в отечественной и зарубежной педагогике. Проблема развития мышления ребенка рассматривалась многими психологами и педагогами. Современная наука понимает мышление как высший познавательный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Ученными отмечается, что большое значение в развитии логического мышления детей имеет становление мыслительных операций, формирование умения оперировать понятиями, строить умозаключения, принимать законы правильного мышления. Известно, что развивать логическое мышление дошкольника в процессе слушания сказок – есть одно из интереснейших методов и способов развития мыслительных операций.

     Практически в любой сказке, как авторской, так и народной можно найти использование основных законов логики, понятия, суждения, умозаключения. Слушая сказки, дети незаметно для себя усваивают основы правильного (логического) мышления, не заучивая их.

      Сказка способствует интеллектуальному развитию ребенка, учит думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Например, всем знакомая сказка «Репка», — это прочная,   хорошо выстроенная схема действий.  Результат  —  осмысленные действия всех персонажей, где каждое звено цепочки не может быть на другом месте.  Логично, что дед просит бабку сначала помочь ей так, как сил у нее больше, чем у внучки, а когда их усилий оказывается недостаточно, становятся востребованными (строго по очереди!) и все остальные. Слушая раз за разом любимую сказку, ребенок запоминает ее – тренируется память, внимание.

      Психологами доказано, что эмоционально окрашенные события запоминаются детьми и, ( что самое главное!) так точно воспроизводятся. Сказка тренирует фантазию и воображение.  Ведь ребенок, пока не научился читать, слушает и ему надо представить героев сказки в действии, в движении, в речи, даже если он  видит их на иллюстрации. На вопросы взрослых следуют ответы: Волк – зубастый, злой, лисица – рыжая, хитрая, зайка – трусливый, серенький. Сказка оказывает огромное влияние на развитие творческих способностей в целом, ведь в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра, где эти способности активно развиваются. Дети начинают играть в сказку, примерять на себя сказочные роли, наделяют персонажей характером, мимикой, жестами; сначала дети играют для себя, а в младшем школьном  возрасте они способны выступать для публики. Творческий ребенок,  вдохновленный сказками с раннего детства, способен к 6– 7 годам сочинять свою сказку с уже известными героями или совсем новыми, им самим придуманными.

     Сказка близка и созвучна мироощущению детей, она  встречает их фантастическими  или знакомыми, но яркими образами, увлекательными приключениями, гармоничностью, напевностью. Сказка помогает формировать и обогащать эмоциональную сферу ребенка, вызывает у него разные впечатления и эмоции по ходу действия; за зверей в теремке радуется, зайчику, которого лиса выгнала из домика, сочувствует, деда с бабкой жалеет; а еще может бояться, огорчаться, любить  и испытывать целую гамму разнообразных эмоций.

    Вообще сказка положительно влияет на обстановку в семье. Чтение, рассказывание сказок (особенно перед сном) – это момент семейного единения мамы или папы и ребенка, момент душевного комфорта, признания необходимости друг в друге.

     Таким образом, цель, которую преследует взрослый, рассказывающий ребенку сказку такова; сказка учит свободно мыслить,  фантазировать,  развивает творчество, чувство юмора, морально – нравственные и оценочные качества, способствует социальной  адаптации ребенка и формированию широкого спектра эмоций положительно влияет на климат в семье, обеспечивает преемственность поколений и сохраняет традиции семьи, народа.

       Подводя итог можно отметить – сказка является универсальным  развивающим и образовательным средством в развитии мыслительных операций ребенка дошкольного возраста. В становлении внутреннего мира ребенка особую роль играет книга – а для детей 6-7 лет лучшая книга – это сборник сказок.

 

×
×