«Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»

Автор: Янаки Ольга Евгеньевна

«Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном

этапе формируется личность ребенка.

Чтобы достигнуть определённого результата в патриотическом воспитании дошкольников, необходимо применять в своей работе новейшие методы и технологии для решения поставленных задач. Причём такие технологии, чтобы они не казались ребёнку скучными, не интересными и чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение новым содержанием и знаниями. Инновационные технологии в патриотическом воспитании, которые чаще всего используют педагоги это: • Проектные технологии.

• Музейная педагогика.

• Тематические акции.

• Информационно-компьютерные технологии.

Я хочу остановиться на проведении тематических акций, направленных на патриотическое воспитание дошкольников. Данные акции имеют социально значимый характер.

ФОП предлагает привлекать детей к участию в социальных акциях старшего дошкольного возраста.

5-6 лет

Педагог поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан, (чествование ветеранов, социальные акции и пр.).

6-7 лет

Знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (поселке).

Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели. Каждая акция состоит из трех основных этапов: мотивации, планируемые действия и завершающий этап. Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанное отношение к делу и действиям.

Акции социального характера способствуют развитию нравственных и личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт взаимодействия с окружающим миром.

В современном мире ребенок живет и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую нравственную сферу. Поэтому именно сейчас актуальны социальные акции.

Социальные акции дошкольников – это эффективные формы работы, которая проходит по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целями которой могут быть: привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме, привлечение внимания общества к какой-либо дате, какому-либо событию. Таким образом, ключевым моментом социальной акции является деятельность по привлечению внимания общества, в том числе посредством распространения информации.   

Акции всегда являются тематическими. То есть все мероприятия в рамках акции связаны одной темой, направлены на одну идею.

Акции могут разделяться по продолжительности:

·        Краткосрочные (1 день) включают в себя 1-3 мероприятия в течение дня;

·         Среднесрочные (длятся до 1 недели) приурочены к какой-то теме.

·        Долгосрочные (до 1 месяца). Мероприятия в рамках одной акции могут быть различной направленности: тематические беседы с детьми в группе, выставки рисунков и поделок, совместное творчество родителей и детей, экспресс-опросы, игры, действия – ритуалы, письма детей и письма родителей к детям, буклеты для родителей, шуточные тесты, анкетирование по итогам (отзывы) и т.д. В рамках акции могут проводиться в ДОУ конкурсы, концерты, развлечения и др.

      Алгоритм проведения акций:

1 шаг – выбрать и обосновать социальную проблему;

2 шаг — Определить цели и задачи;

3 шаг – Организовать творческую группу (ответственные за организацию и проведение Акции / педагоги или родители);

4 шаг – Подобрать методы и формы проведения;

5 шаг – Составить сценарий акции;

6 шаг — Проведение мероприятий Акции;

7 шаг — Подведение итогов

Результаты Акций

Все результаты мероприятий в ходе Акции должны быть открыты для родителей. Наглядными итогами акции могут быть: справки – графики (диаграммы), фотоотчеты, выставки продуктов творчества и т.п. Подобная демонстрация помогает включить в общую деятельность и малоактивных родителей. Немаловажным является мнение родителей об Акции. Поэтому обязательно используем различные формы обратной связи.

Современные приемы, используемые при проведении акции:

1.     Челлендж – акция, в ходе которой организатор выкладывает видеоролики или фотографии в социальных сетях и делает вызов присоединиться к его инициативе.

2.     Флешбук – книжный флешмоб в сети интернет. Участники создают в сети страницу посвященную определенной книге и приглашают посетить всех желающих. На странице можно познакомиться с биографией автора, фрагментами произведения, иллюстрациями к нему. Так же можно оставить отзыв о прочитанном.

3.     Перфоманс – театрализованное выступление с определенным сюжетом. Большая роль отводится зрителям. Интерактивные отношения с исполнителями помогают им ощутить яркие эмоциональные переживания.

4.     Флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой люди все вместе  выполняют заранее оговоренные действия (например поют или танцуют)

5.     Буккроссинг – международное движение любителей литературы, его цель – организовать обмен книгами внутри читающей аудитории.

6.     Благотворительный аукцион —  публичная продажа какого – либо предмета, тому кто предложит наибольшую цену. Все средства передаются в пользу нуждающихся. В детском саду аукционы проходят в упрощенном варианте, в форме благотворительных ярмарок.

В направлении «Патриотического воспитания» возможны следующие акции, которые будут являться эффективным инструментом в патриотическом воспитании дошкольников:

Акция «Георгиевская ленточка»

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к Великой памяти народа, высокого чувства патриотизма.

В канун празднования Дня Победы каждый ребёнок может надеть себе на одежду Георгиевскую ленточку выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим наше Отечество. Надевая ленту, мы говорим: «Мы помним! Мы гордимся!»

Акция «Бессмертный полк» или Акция «Мы помним, мы гордимся».

Цель акции: направлена на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта), памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны.

Все участники Акции с изготовленными портретами-транспарантами ежегодно 8 мая встречаются на территории ДОУ и организованным маршем проходят по территории ДОУ или в холле сада оформляют стену памяти героям ВОВ. (Фото ветерана в формате А4, информация о ветеране: ФИО, годы жизни, воинское звание, на каких фронтах воевал, награды).             

          Акция «Окна Победы»

          С 2 по 9 мая 2022 года проводится Всероссийская патриотическая акция «Окна Победы». Ее целью является создание атмосферы одного из самых важных праздников в России, передача молодому поколению традиций, выражение благодарности героям Великой Отечественной войны, почитание памяти об ушедших ветеранах.

Всероссийская акция «Окна победы» — это попытка объединить единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса воспитателей, специалистов, детей, но и привлечь родителей. Вовлечение родителей и детей в совместную акцию, будет способствовать воспитанию в подрастающем поколении истинных семейных ценностей, чувство гражданственности, патриотизма.

         Участники акции оформляют окна с использованием рисунков, картинок, фотографий и надписей, посвященных Победе над фашизмом, словами благодарности героям и тематическими текстами. (Для украшения окон также можно использовать георгиевские ленты, фотографии ветеранов, цветы, красные звезды и др.)

Акция «Читаем детям о войне».

Цель: воспитывать патриотические чувства у детей на примере детской литературы о Великой Отечественной Войне.

Акция проводиться в преддверии 9 мая, дошкольники с интересом рассматривают тематические альбомы, читают стихи о героях ВОВ, смотрят презентации. Можно создать картотеку книг, альбомов, презентаций для детей дошкольного возраста по заданной теме.

Акции «Посылка солдату», «Письмо солдату» или Акция «Защитникам Отечества»

Цель акции – поднятие духа и эмоциональная поддержка солдат, которые несут свою службу в рядах вооруженных сил нашей великой Родины.

Суть акции: написать письма, а также направить тематические рисунки, плакаты, посылки, а также любые визуальные приветствия в поддержку нашим военным, задействованным в военной спецоперации на Украине. 

В своих письмах воспитанники выражали искреннюю признательность армейцам, высказали слова поддержки наших ребят, которые сейчас находятся на передовой, на защите прав и свобод людей.

Акция «Поздравление ветерана»

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание уважения к героическому прошлому нашей страны, уважение к ветеранам.

Всё дальше уходит война. Всё меньше остаётся ветеранов. Поэтому сохранить в памяти их воспоминания, познакомиться с их трудными судьбами, поблагодарить ветеранов при встрече, сказав несколько сердечных слов благодарности, это – главная задача подрастающего поколения.

 Забота о ветеранах – это то немногое, что мы можем для них сделать.

 Акция «Символ моей Родины».

       Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага Российской Федерации. В честь этого события, проводится акция «Символ моей Родины». Цель акции – воспитание юных граждан нашей страны через любовь к главным символам Родины. 

     В детском саду проводятся тематические занятия, развлечения, конкурс рисунков на асфальте «Символ моей Родины».

    

Акция «Чистый дворик» 

Цель акции: привлечь внимание детей к экологическим проблемам родного города.

Акция «Голубь мира-голубь победы».

        Цель акции: Воспитать у детей чувства патриотизма и гордости за свое Отечество.

      Дети и родители изготавливают из бумаги голубей (предварительно с родителями проводится мастер-класс с родителями по изготовлению голубей, затем крепят их на деревьях территории участка детского сада, в парках и скверах. Таким образом, дети и их родители выражают благодарность ветеранам, отстоявшим Родину в ВОВ.

Акция «Свеча памяти».

    Цель акции: Сохранение исторической памяти о Великой Победе.

       Участниками могут стать педагоги, дети и их родители. В ходе акции дети с родителями и педагогами изготавливают свечи из различных материалов, здесь можно использовать цветную бумага, воск, Георгиевские ленты, камешки, салфетки, клей. Затем оформить выставку «Свеча памяти».

       Также участники этой акции зажигают в окнах своих домов свечи в память тех, кто не вернулся с войны.

Акция «Белая берёза».

     Дошкольники читают стихи, поют песни, украшают ветки берез яркими ленточками и рисуют рисунки на асфальте. Дети, исследуя любимое дерево, узнают, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Эта акция не только позволяет детям больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

     Целью данной акции является уважения к истории и культуре своей страны, а также к многовековым традициям и обычаям.

Таким образом, использование акций, в патриотическом воспитании дошкольников даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблему, ставить цели, формировать знания, приходить к определённому результату, они погружены в процесс, делают что-то сообща.

Систематическая работа в данном направлении создаёт необходимые условия, чтобы ребёнок вырос талантливым, умным и добрым гражданином, любящим свою семью, Родину, чувствующим причастность к родному краю, его истории и традициям.

 



 

 

 

 

 

 

×
×