Автор: Татьяна Николаевна Чуванова
Вступительное слово:
Уважаемые коллеги, новое общество, создаваемое на основе современных высоких наукоемких технологий, актуализирует поиски путей, средств подготовки детей к жизни в быстроизменяющихся динамических условиях и требует становления и выращивания человека нового культурного типа.
Совершенно ясно, что образование, вообще, и дополнительное, в частности, должно трансформироваться в контексте цивилизационных изменений в новую проектно-исследовательскую модель обучения – «модель обучения действием», которая предполагает, что обучающиеся самостоятельно работают над реальными задачами, принимают ответственность за выбор решения, исходя из ценностных смыслов, включаются в различные виды деятельности.
Согласимся с мнением В.И. Слободчикова, что «именно в современном постиндустриальном, инновационном, развивающемся обществе начинает осуществляться завет К.Д. Ушинского о том, что основной целью образования человека должен быть только сам человек, а государство, общество (народ), культура (человечность) существуют только для человека».
В контексте идей В.И. Слободчикова, образование – это социокультурное пространство, «то есть место, где зарождаются, складываются цели, ценности и смыслы человеческого бытия, где человеком осваиваются способы их воплощения в своей и другой жизни». В этом образовательном пространстве хотим обратить внимание не потенциал социокультурных практик, которые в наибольшей степени соответствую запросам и возможностям детей подросткового возраста.
Уточним свою позицию и, прежде всего, выделим специфические черты, характеризующие современных подростков.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст впервые возник в XIX в., а XX в. уже стал веком тинейджеров.
Основными социально-психологическими особенностями подросткового возраста являются: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, независимости от взрослых; ориентация на группу сверстников; интерес к самому себе, к самопознанию; стремление к самоутверждению; эмоциональная нестабильность; формирование нравственных идеалов и мировоззрения; стремление не только больше знать, но и больше уметь; формирование самосознания и своего Я-образа («я – концепции»). Подросток, по мнению французского исследователя Жана Пиаже, строя план своей будущей жизни, приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. Социализация, по мнению исследователя, идёт сложно, проходя этапы противостояния с мнением взрослых людей.
Таким образом, проблема позитивной социализации при сохранении психологического комфорта у детей, является одной из самых существенных.
Считаем, что организация социокультурных практик и вовлечение в них подростков – эффективный ресурс воспитания. В данном случае воспитание мы понимаем в широком смысле вслед за А.В. Мудриком.
Основная часть:
Социокультурная практика — любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе. Это творческая, созидательная деятельность, при которой преобразование общественных и духовных условий человеческой жизни совпадает с изменением самих субъектов.
Социокультурная практика является своего рода адаптивным механизмом – ресурсом, позволяющим гармонично встроиться в контекст культурных и социальных процессов.
Среди социокультурных практик отдельное место занимают социально-исследовательские проекты учащихся на актуальные темы. Например, проекты этого года в объединении Дворца творчества детей и молодёжи «Городской штаб актива «Крылья» посвящены проблемам общения и взаимодействия поколений:
· «Общайся – не стесняйся» — проект, направленный на решение проблем общения среди подростков в школе;
· «Школа будущего» — проект, раскрывающий проблему отсутствия мотивации к обучению у подростков;
· «Антибуллинг» — проект, нацеленный на поиск решения проблемы травли со стороны сверстников
· «Добро поколений» — проект, ставящий цель повышения уровня эмпатии по отношению к пожилым людям.
Педагогическая ценность социально-исследовательских проектов заключается в актуализации для подростков возможности самостоятельно выявлять (на основе опросов) и поднимать, исследовать и осмысливать острые среди их сверстников проблемы, а также находить пути их решения, причём оценивая реальную ситуацию, возможности и риски.
Например, проблему буллинга[1] в школе невозможно решить строгими запретами, но можно начать проводить занятия, направленные на улучшение общения в классе. Можно организовать спортивные состязания при поддержке учителей, провести мастер-классы, авторами которых будут сами ребята, добившиеся чего-то в творчестве, спорте и т.п. Дети осознают, что на одноклассников, которые занимаются буллингом, эти занятия могут не оказать большого влияния. Они, возможно, откажутся от участия в данном проекте. С другой стороны, авторы исследования понимают, что консолидация ярких, заинтересованных в позитивном общении школьников, позволит создать барьер для травли со стороны асоциальных слоёв общества.
В проекте «Школа будущего» разработчики выходят к подростковой аудитории общеобразовательных школ с предложением не только выявить проблемы и потребности, которые необходимо решить в организации школьной жизни. Самое важное – подросткам предлагается самим сделать шаги к улучшению атмосферы в школе, что может способствовать повышению мотивации к обучению в ней.
Вся деятельность в рамках дополнительного образования нацелена на формирование разносторонне развитой личности ребёнка. На занятиях дети усваивают не только непосредственно учебный материал, но и формы организации мероприятий, различные методики взаимодействия в коллективе. Полученный багаж знаний позволяет проявлять много вариативность на последующих этапах работы над социально-исследовательским проектом.
На этапе выбора механизма реализации проекта, учащиеся стараются проявить креативность. Например, в этом году члены проекта, о котором сказано выше: «Отсутствие мотивации к занятиям в школе у подростков», разработали коллективно-творческое дело «Школа будущего», с которым выиграли конкурс социальных проектов «Детский форсайт». Это стало возможным, потому что в течение года дети знакомились с таким понятием, как коллективно-творческое воспитание и деятельность и смогли использовать полученные знания при создание детского социально-исследовательского проекта.
Исследовательская часть, также, является значимой для формирования у подростков позитивной социализации. Сформулировав гипотезу, дети стремятся к её подтверждению через реализацию социокультурных практик, в которые они включают целевую аудиторию своего проекта. Например, при решении задачи «Создание социокультурного пространства внутри образовательного учреждения, способствующего позитивной адаптации ребёнка в школе», участники проектной группы предложили организовать выставку художественных работ тех учащихся, которые посещают художественную школу или кружок; а также – провести встречи с интересными людьми и мастер-классы по различным направлениям творческого развития: театрального, танцевального, журналистского, оформительского и т.п. По мнению членов проектной группы, такое ненавязчивое знакомство с достижениями своих сверстников, вовлечение школьников в дополнительное образование и их позитивная социальная реализация, повысит уровень мотивации к обучению в школе. Школа, в данном случае, становится не только местом учёбы, но и пространством креатива, творчества и фантазии.
Исследовательская часть, также, формирует научное мышление подростка, развивает гипотетико-дедуктивный, то есть формальный тип планирования, о котором говорил французский исследователь, Ж. Пиаже.
Личностный потенциал подростка особенно ярко проявляется в таких социокультурных практиках, как ведение детского клуба. В данном случае, при поддержке педагога, ребёнок создаёт программу клуба на летнюю смену или на учебный год. В клубе ребёнок, который выступает в роли руководителя, учится ставить цели и задачи, планировать свою деятельность и реализацию каждого участника. Есть такое правило: «Если ты услышал о чём-то, то забудешь. Если услышал и записал, то что-то запомнил, если услышал, записал и сам провёл – запомнил навсегда». Позитивная социализация через самореализацию – одна из практик, позволяющая подросткам развить в себе качества, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Повышает уверенность в своих силах, ведёт к адаптации подростков к сложной и противоречивой взрослой жизни.
В объединении «Штаб «Крылья» реализуется программа Городской школы детского актива «Восход», в ходе которой каждый учащийся данного объединения посещает различные учебные заведения города в течение учебного года. На занятиях учащиеся «Крыльев» проводят различные коллективно-творческие дела, интеллектуальные, правовые игры, «огоньки» рефлексии, упражнения на взаимодействия и т.п. Данные практики позволяют детям выйти на новый уровень взаимодействия с аудиторией, на котором они не только должны передать полученные ранее знания, но и организовать своих сверстников, оказать помощь в творческой реализации. По мнению учащихся, такая форма деятельности позволяет им решать многие сложные вопросы, встающие перед ними в обычной, повседневной жизни.
Учащаяся С. Рассказывала, что ранее не могла уверенно отвечать у доски и имела средние успехи. После организации занятий с другими детьми, девочка повысила успеваемость, стала более уверенной в себе. Учащийся К. стал общительнее. Он отметил, что перестал замыкаться в себе, стал больше бывать в обществе сверстников. Учащаяся Ц, которая до участия в проектной деятельности, не могла донести до окружающих свои мысли, сейчас получила возможность реализовывать свой организаторский и творческий потенциал, так как ей доверили одно из направлений в школьном самоуправлении.
Выводы:
Таким образом, к положительным эффектам использования социокультурных практик как механизма воспитания подростков отнесём:
— развитие способности к целеполаганию, анализу, оценке результатов своей деятельности;
— развитие деловых качеств личности, настойчивости в преодолении трудностей, инициативы и творческих способностей;
— формирование навыков коллективной деятельности, в т.ч. управленческой, и взаимопомощи.
Полученные навыки – стартовая возможность формирования зрелой личности, её лидерской и карьерной компетентности, необходимых для полноценной и успешной реализации в дальнейшем профессиональном обучении и взрослой жизни.
Подобные практики создают «ситуацию успеха» для учащихся объединений социально-педагогической направленности, раскрывая их потенциал, повышая уверенность в силах, развивая коммуникативные навыки.
[1]Буллинг — это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими).