СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДОУ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Рита Левоновна Азнаурян

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ДОУ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Толокнеева Елена Иванова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования, воспитания и предшкольной подготовки Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь

tolokneeva@mail.ru

Азнаурян Рита Левоновна

воспитатель Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад № 5 Изобильненского муниципального округа Ставропольского края

rita.aznauryan@mail.ru

 

Аннотация: в статье показана значимость формирования основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста; раскрываются особенности комплексной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста; приводится практический пример результатов разработки и внедрения программы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Ключевые слова: патриотизм; воспитание гражданско-патриотических чувств; дошкольный возраст.

 

Воспитание нравственной стороны личности ребёнка старшего дошкольного возраста является важнейшим компонентом развития и становления человека. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Именно в период дошкольного детства закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о личности, обществе, культуре, ценностях. Одна из главных задач взрослых в этот период детства – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, сформировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.

В содержании федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Во ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию дошкольников: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы личности ребенка, чувств, эмоций, мышления, системы ценностей, жизненных ориентиров, чувства любви к Родине, начинаются процессы социальной адаптации в обществе и осознания себя в окружающем мире.

Учеными и практиками подчеркивается важность организации в условиях дошкольного образовательного учреждения комплексной работы по патриотическому воспитанию детей с учётом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашла отражение во многих работах педагогов (Н.В. Алешина, О.Н. Баранникова, О.С. Богданова, Е.Н. Воронова, Н.В. Ипполитова, Н.Г. Комратова, В.И. Луговинов, М.Д. Маханева, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.). Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, чувство ответственности за страну и сограждан, преданность Родине. Как правило, в этот процесс включено изучение родной литературы, культуры и истории, а также географии своей страны и её достопримечательностей. Благодаря этому во взрослом возрасте человек всегда будет помнить, в какой стране вырос, и будет ощущать свою принадлежность к ней.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Педагогическая деятельность специалиста дошкольной образовательной организации в области патриотического воспитания детей является практической деятельностью, обеспечивающей достижение цели и решение задач по патриотическому воспитанию дошкольников. Еще Л. С. Выготский утверждал, что «нравственные чувства, к которым относится и патриотизм, не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания» [2, С. 217].

В свете перехода на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО) всё большее внимание уделяется разработке методик воспитания гражданско-патриотических чувств, любви и уважения к России. Федеральная программа нацеливает на объединение обучения и воспитания в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных культурными ценностями.

ФОП ДО вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования, в числе которых:

— обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

— создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

Работа дошкольной образовательной организации в области формирования у старших дошкольников гражданско-патриотических чувств включает комплекс задач, основные из которых: воспитание у детей любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к традициям и обычаям; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о российских городах; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их обычаям и традициям [4].

Данные задачи решаются в различных видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. В условиях дошкольной образовательной организации в педагогической работе с дошкольниками по каждому направлению патриотического воспитания используются различные формы, методы и средства, а именно: экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику); рассказы воспитателя; беседы о родном городе, стране, её истории; наблюдение за изменениями в облике родного города; за трудом людей в детском саду и в селе; показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине); использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички); ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка); знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов); организация тематических выставок; участие в общественных и народных календарных праздниках и пр. Средствами патриотического воспитания дошкольников является само окружение (природное, социальное) в котором они живут: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники.

Л. А. Яковлева, Т. А. Садыков, А. С. Шевчук обращают внимание и на то, что в дошкольных учреждениях должны быть созданы условия для самостоятельной, совместной, индивидуальной, творческой деятельности детей, для их участия в конкурсах, выставках, фестивалях. Кроме того, очень важно привлекать родителей к участию в праздниках и развлечениях, совместных проектах, различных мероприятиях [9, с. 127].

Патриотическое воспитание дошкольников имеет определенные особенности, обусловленные возрастными характеристиками детей и задачами развития их личности. В процессе воспитания дошкольников важно учитывать не только специфику национальной культуры, но и традиции, обычаи, обряды, специфику национальных игр и т. д. Важно, чтобы дети с самого раннего возраста ощущали себя гражданами своей страны.

Для оказания помощи дошкольнику в осознании понятия «патриотизм», в понимании истории и культуры родной страны, процесс патриотического воспитания осуществляется поэтапно, начиная с близкого, знакомого ребёнку (семья и детский сад) с переходом к более сложному (город, страна). Именно поэтому, для каждого периода дошкольного возраста существует определённая система занятий, игр, экскурсий и праздников, которая имеет свои особенности.

Согласно программе развития МКДОУ «Детский сад №5» ИМОСК на 2021 – 2026 годы миссия детского сада заключается в создании условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка с учетом его психофизиологических особенностей и индивидуальных способностей [8].

В соответствии с требованиями федеральной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Детский сад №5» ИМОСК усилил свое внимание к деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников.

На первом этапе, с целью изучения уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследование. На основе работ Р. И. Дудкиной определены критерии уровней сформированности основ патриотизма у старших дошкольников [5]:

1. Когнитивный компонент. Представления и понятия детей о названии страны, достопримечательностях России и своего региона, о флаге, гербе и гимне России, о традициях, обычаях, быте, истории. 

2. Эмоциональный компонент. Способность детей к проявлению положительных эмоций по отношению к общественным событиям и явлениям.

3. Поведенческий компонент. Уровень умений проявления заботы об окружающих, способности к оказанию им помощи и поддержки, к анализу своих и чужих поступков.

Изучение уровня сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста проводилось по нескольким методикам (диагностическая беседа «Обычаи, традиции и быт» и диагностическая методика  «Экспериментальная ситуация» авторов О. Алексеевой, Л. Петропавловской; методика «Трудовые поручения», автора Н. В. Алешиной), каждая из которых позволила обследовать детей по каждому критерию и по полученным в совокупности результатам определить уровень сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, принимавших участие в исследовании.

Качественный и количественный анализ результатов обследования показал, что у большинства обследованных детей старшего дошкольного возраста не достаточно высокий уровень сформированности основ патриотизма. Данное обстоятельство продиктовало необходимость разработки и внедрения программы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

При составлении Программы мы опирались на методические разработки таких авторов как: О. Алексеева, Н. Ф. Андреева, Л. Н. Буйлова, Е. Н. Воронова, М. П. Дворянинова, Н. Н. Леонова, С. С. Сологуб, Н. Ю. Ясева и др.

Программа построена на позиции гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на воспитание его личности на основе формирования у него нравственно-патриотических ценностей и представлений посредством приобщения ребёнка к основным компонентам человеческой культуры – к знанию, искусству, труду, нравственному поведению, гражданско-патриотическим чувствам.

Реализация Программы проходила посредством использования разнообразных приёмов и методов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учётом психофизиологических особенностей детей – их эмоционального восприятия окружающего, образности и конкретности мышления, глубины и обострённости первых чувств, непонимании социальных явлений и др.

При организации учебно-воспитательного процесса педагоги использовали: фронтальный, групповой, индивидуальный способы организации детей с доминированием группового. Особое внимание уделялось построению скоординированной целенаправленной работы всех участников воспитательно-образовательного процесса (семья, ребёнок, педагогический коллектив) в условиях специально-организованной развивающей среды.

С целью выявления динамики уровня сформированности основ патриотизма у старших дошкольников после реализации Программы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, было повторно проведено исследование при помощи тех же методик, что и первый диагностический этап.

Сравнительные результаты педагогического обследования детей, принявших участие в исследовании, на первом (до реализации Программы) и втором (после реализации Программы) этапах, говорят о положительной динамике и повышении уровня сформированности основ патриотизма.

В результате участия в мероприятиях разработанной Программы у большинства детей сформированы основы патриотизма: наблюдаются положительные установки к семье; проявляется стойкий интерес к истории и культуре своей страны и малой родины; демонстрируются навыки положительного отношения к общественно-полезному труду; наблюдается осознанное нравственное поведение в отношении себя и окружающих людей; обнаруживаются умения договариваться со взрослыми и сверстниками, сопереживать, адекватно проявлять свои чувства и разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ – достаточно сложный, длительный процесс, который требует постоянных усилий специалистов дошкольной организации, систематической и планомерной работы с детьми, так как любые занятия с ребёнком должны способствовать формированию у него гражданско-патриотических чувств. Только таким способом, на наш взгляд, возможно воспитать из ребёнка настоящего патриота своей Родины, который будет не только гордится тем местом, где он родился и вырос, но и будет передавать знания будущим поколениям.

 

Список литературы

1. Безручкина Т. Ю. Формирование чувства патриотизма и любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста / Т. Ю. Безручкина, А. В. Маяцкая, М. Г. Шанкулашвили, Э. Г. Шатикова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 13.2 (460.2). – С. 20-28. – URL: https://moluch.ru/archive/460/97730/.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2009. – 420 с.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, В. А. Кондаков, В. А. Тишков. – Москва : Просвещение, 2019. – 307 с.

4. Дворянинова М. П. Формирование чувства патриотизма у дошкольников / М. П. Дворянинова. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/500127.

5. Дудкина Р. И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект / Р. И. Дудкина // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2017. – № 3. – С. 21–38.

6. Зимова М.Ф. Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФОП ДО  / М.Ф. Зимова. – URL: https://zimova4.edumsko.ru/articles/post/3333281.

7. Ощепкова А. Н. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста / А. Н. Ощепкова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 37 (484). – С. 118-120. – URL: https://moluch.ru/archive/484/105919/.

8. Сайт МДКОУ  «Детский сад №5» ИГОСК – http://izodou5.ucoz.ru/index/fop_do/0-86.

9. Яковлева Л. А. Особенности патриотического воспитания старших дошкольников / Л. А. Яковлева, Т. А. Садыков, А. С. Шевчук // Мир детства и образование: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический 

×
×