СОРСИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Автор: Татарченко Ирина Алексеевна

Введение. СОРСИ (система образовательных ресурсов социокультурной интеграции) представляет собой инновационный подход, который значительно повышает мотивацию обучающихся на уроках физической культуры в 10-11 классах. В условиях быстро меняющегося мира, где информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, внедрение СОРСИ позволяет создать многогранную и увлекательную образовательную среду.

Актуальность использования СОРСИ в лечебной физической культуре состоит в том, что данная технология способствует формированию у обучающихся интереса к активному образу жизни и здоровью. Через интеграцию различных видов спорта, технологий и культурных аспектов, обучающиеся получают возможность сами определять свою спортивную идентичность, что не только развивает их физические способности, но и повышает уверенность в себе.

Практическая значимость отражена в методическом потенциале СОРСИ: данная технология помогает учителям применять индивидуализированный подход, учитывая интересы и особенности каждого ученика. В результате, уроки физической культуры становятся не просто обязательной частью школьной программы, а увлекательным путешествием в мир здоровья и спорта, что в свою очередь создает устойчивую мотивацию к занятиям.

Методы и организация исследования по использованию технологии СОРСИ на уроках физической культуры лечебной и оздоровительной направленности основаны на системном подходе к интеграции новых методик в процесс обучения. В рамках исследования была разработана методология, включающая диагностические инструменты для оценки состояния здоровья обучающихся и их физической подготовки.

Применение технологии СОРСИ позволяет создать индивидуализированные образовательные маршруты, способствующие улучшению физического состояния и общей активности детей. Уроки физической культуры, ориентированные на оздоровление, структурированы с учетом особенностей каждого ученика, что помогает достигать наилучших результатов.

В процессе реализации уроков применялись разнообразные виды физической активности, учитывающие состояние здоровья и мотивацию с помощью таких методов, как: игра, соревнование, восстановление, укрепление, адаптация, нормализация, функциональный и структурный методы.

Результаты исследования и их обсуждение. Система образовательных подходов постоянно изменяется в связи с развитием науки и технологий. В педагогике наблюдается тенденция к внедрению инновационных методов, которые позволяют не только улучшить качество образования, но и создать творческую и эмоциональную атмосферу на уроках. Одним из таких методов является СОРСИ – сюжетная образовательная развивающая соревновательная игра. Эта методика стала важным инструментом в повышении мотивации обучающихся, особенно на уроках физической культуры для старших классов.

Как отмечает О.М. Ивченко, СОРСИ интегрирует в себя элементы игрового и соревновательного характера, что делает процесс обучения более интересным и захватывающим для подростков. Игра позволяет сфокусироваться на физических упражнениях и здоровье в формате, который воспринимается как развлечение, а не как обязанность. Это способствует не только развитию физических навыков, но и формированию положительной мотивации к занятиям спортом [3, c. 220].

СОРСИ основана на принципах игрового обучения. В отличие от традиционных методов преподавания, где основное внимание уделяется усвоению теоретических знаний, СОРСИ акцентирует внимание на практическом применении навыков через сюжетные линии и творческие элементы. Такой подход создает целостное образовательное пространство, где каждый ученик чувствует себя активным участником процесса.

Основной компонент СОРСИ – это сценарий или сюжет, который требует от обучающихся вовлеченности и взаимодействия. Например, можно создать сюжет на основе спортивного сценария, где обучающиеся должны решать различные задания, связанные с физическими упражнениями, командной работой и стратегическим мышлением. Это позволяет развивать не только физические способности, но и когнитивные навыки, такие как анализ, планирование и коллективное решение проблем [1, c. 155].

Для реализации СОРСИ важно включать в сюжет элементы, близкие к интересам обучающихся. Это может быть связано с актуальными спортивными событиями, такими как Олимпийские игры или чемпионаты, любимыми спортивными командами, а также популярными играми и фильмами. Учитывая вкусы и предпочтения подростков, учитель может создать максимально привлекательный и вовлекающий сценарий.

С.Н. Чибисова приводит следующий пример реализации СОРСИ. Учитель предлагает ученикам взять участие в игре, сюжет которой разворачивается вокруг команды супергероев, которые должны пройти через различные уровни, выполняя физические задания для того, чтобы спасти мир. Каждый уровень подразумевает разные физические активности, такие как бег, прыжки, эстафеты, а также интеллектуальные задачи, которые требуют командной работы [5, c. 272].

Ключевым моментом в использовании СОРСИ на уроках физической культуры является его здоровье-сберегающий аспект. Уроки, основанные на игре, преодолевают традиционные рамки физического воспитания, позволяя обучающимся не только развивать физические навыки, но и заботиться о своем здоровье.

Исследования показывают, что физическая активность напрямую связана с улучшением психоэмоционального состояния подростков. В игровой формат СОРСИ способствует увеличению уровня физической активности, что в свою очередь улучшает общее самочувствие обучающихся. Такие занятия помогают бороться с гиподинамией и способствуют укреплению здоровья, повышая иммунитет и предотвращая развитие различных заболеваний [2, c. 13].

Соревнования в рамках занятий физической культурой могут принимать разные формы: от легких кроссов до более серьезных спортивных мероприятий. Соревновательные элементы создают условия для самовыражения, помогают развивать командный дух и постоянное стремление к улучшению результатов.

Применение соревновательных элементов в образовательном процессе так же имеет множество преимуществ. Соревнования помогают развивать не только физические, но и психические качества, такие как целеустремленность, настойчивость и уверенность в себе. Важно, чтобы соревновательные элементы были доступны каждому ученику, и речь шла не стереотипно о выигрыше – лучшие результаты будут достигаться при фокусировке на улучшении личных показателей и навыков.

Лечебная физическая культура основывается на принципах, направленных на восстановление и коррекцию функциональных нарушений. Применение ЛФК предполагает использование специально подобранных упражнений, которые учитывают индивидуальные потребности и возможности каждого участника.

Методы ЛФК можно разделить на активные и пассивные. Активные методы включают в себя выполнение физических упражнений, которые задействуют различные группы мышц. Пассивные методы могут включать в себя массаж и мануальную терапию, что также способствует восстановлению [4].

Систематическое применение ЛФК позволяет сильнее акцентировать внимание на проблемных зонах, таких как позвоночник и суставы. Важно осуществлять мониторинг состояния занимающихся для корректировки нагрузок.

Использование игровых и соревновательных элементов в рамках ЛФК может быть разнообразным. Например:

1. Игры на укрепление опорно-двигательной системы, где участники должны работать в парах или маленькими группами.

2. Соревнования по легкой атлетике, адаптированные к уровню физической подготовки участников, что позволяет создать соревновательный дух и улучшить физическое состояние постепенно [4].

Согласно правилам СОРСИ, необходима группировка участников по уровню физической подготовки и состоянию здоровья. Это помогает создать комфортные условия для тренировок, где каждый может развиваться в своем темпе, не испытывая дискомфорта. Пропорция в группах также должна быть сбалансирована, так как это обеспечивает здоровую атмосферу для взаимодействия и сотрудничества.

Выводы.  Таким образом, методы и приемы использования СОРСИ на уроках физической культуры с оздоровительной и лечебной направленностью представляют собой широкий спектр возможностей для улучшения состояния здоровья обучающихся. Индивидуальный подход, вовлеченность через игровые элементы и соревнования, а также применение методов лечебной физической культуры — все это способствует созданию эффективных и приятных условий для занятий.

Подходя комплексно к организации уроков, можно добиться высоких результатов как в плане физической подготовки, так и в плане укрепления здоровья участников. СОРСИ открывает новые горизонты в сфере физической культуры, помогая каждому ребенку быть активным и счастливым.

Занятия по СОРСИ должны включать в себя подготовительный этап, основной и завершающий. На подготовительном этапе внимание уделяется разминке, направленной на улучшение гибкости и подвижности суставов. Основная часть включает в себя игровые и соревновательные упражнения с акцентом на развитие определенных физиков. Завершение занятий должно сосредоточиться на заминке, что помогает привести организм в норму после нагрузок.

 

Литература

1.              Антипина, В. А. Влияние фитнес-технологий на развитие детей и подростков / В. А. Антипина, С. А. Григан // Фитнес и его роль в оздоровлении населения России : Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летнему Юбилею Института физической культуры и спорта РГПУ им. А.И. Герцена, Cанкт-Петербург, 26 ноября 2021 года. – СПб.: ООО «Медиапа, 2022. – С. 154-161.

2.              Зотова, Е. В. Как просто и интересно для детей сформировать двигательную активность / Е. В. Зотова // Инструктор по физической культуре. – 2024. – № 5. – С. 13.

3.              Ивченко, О. М. Использование технологии СОРСИ и Квест — игры в организации активного отдыха детей / О. М. Ивченко, Т. С. Попова // Стратегия и тактика здоровьесберегающей деятельности в современном детском саду : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Иркутск, 01 ноября 2023 года. – Иркутск: Аспринт, 2024. – С. 220-222.

4.              Курачев, Д. Г. Современные технологии физкультурно-оздоровительной работы / Д. Г. Курачев, Л. Г. Курачева // Вестник Башкирского государственного медицинского университета. – 2024. – № S3. – С. 139-143.

5.              Чибисова, С. Н. Использование здоровьесберегающей технологии через игру «СОРСИ» / С. Н. Чибисова, О. Н. Швецова // Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий : Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 22 октября 2021 года / Отв. редактор А.В. Фоминых. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2021. – С. 271-273.

 

×
×