Автор: Рыжова Ольга Владимировна
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В.А.Сухомлинский
Сотворчество- это такое педагогическое взаимодействие, которое принято считать высшей формой сотрудничества.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей особенно актуален в наши дни. Сотрудничество и сотворчество музыкального руководителя и родителей можно охарактеризовать, как процесс сопровождения семьи, целью которого
является оказание профессиональной помощи просветительского плана, в вопросах музыкального воспитания и развития ребенка.
|
Я в своей работе стараюсь перевести родителей из позиции наблюдателей в позицию активных участников образовательных отношений. Перечислю только некоторые мероприятия совместного с родителями творчества.
Родители становятся активными участниками:
— на утренниках и праздниках в качестве танцоров, сказочных героев
— в различных плановых тематических выставках рисунков, поделок;
— в пошиве костюмов для юных артистов и изготовлении декораций для театрализованных представлений и спектаклей, танцевальных номеров;
— в изготовлении различных музыкальных инструментов.
В детском саду была организована выставка музыкальных инструментов, сделанных совместными усилиями родителей и их детей. На ней были представлены самодельные экспонаты различных музыкальных инструментов от самых простых бутафорских до довольно сложных, на которых можно играть. Подрастая, дети уходят из детского сада, а музыкальные инструменты остаются, и я с удовольствием использую на музыкальных занятиях.
Музыкальная деятельность дошкольников может осуществляться в форме игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.
Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому созданная в ней музыкальная среда имеет большое значение для воспитания и развития его креативности. Умение детей переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.
В группах оформляем музыкальные уголки, где дети могут послушать любимые произведения в записи, спеть понравившиеся песни, сочинить мелодию на металлофоне, поиграть в музыкально-дидактические игры.
Стараюсь, чтобы музыкальный уголок стимулировал самостоятельную деятельность детей, был помощником в их творчестве.
Одним из важнейших средств развития творческой инициативы в музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельного действия детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Таким образом, наша задача не только продумать пособия, игры и другие материалы, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.
Успех музыкального развития детей зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, а также от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье. Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется её традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой.
В течение учебного года на родительских собраниях во всех возрастных группах и на консультациях мы обозначаем основную проблему во взаимодействии с родителями – непонимание ими значимости музыкального образования детей.
Включаю в анкеты для родителей, например, такие вопросы: «Что значит музыка в вашей семье?», «Как вы относитесь к классической музыке?», «Какое место в вашей семье занимает пение?» — и в соответствии с ответами даю родителям некоторые советы и рекомендации:
— чаще слушать с детьми хорошую музыку (классическую — Чайковского, Вивальди, Шопена, Моцарта), сделав это занятие семейной традицией. Если родители сами любят и часто слушают музыку, то и для их ребенка постепенно слушание музыки станет потребностью;
— для развития чувства ритма играть на простейших музыкальных инструментах. Поскольку не каждый родитель умеет играть на каком – либо инструменте, предлагаю создавать шумовые инструменты своими руками. Для этой работы советую использовать некоторые предметы домашнего обихода: деревянные или металлические ложки, коробочки, детские погремушки, пластиковые бутылки, жестяные банки, пуговицы и т.п.;
— больше петь с детьми и для детей самые простые детские песенки – во время прогулок, игр, перед сном.
— проводить с детьми различные игры на развитие музыкально – ритмических движений, музыкально – дидактические игры: ручками похлопали, ножками потопали и попрыгали.
Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться при условии тесного контакта музыкального руководителя и педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.
Совместные действия вселяют уверенность родителей и детей в свои силы, способствуют совместному сопереживанию событий, предшествующих празднику, и самому празднику.
В результате совместной работы выигрывают все, особенно дети. Они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек: «а оказывается, они так много знают, так интересно рассказывают, танцуют и поют!». И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту задачу вместе: детский сад – семья — общественность.