Автор: Масленникова Алина Николаевна
Масленникова Алина Николаевна
обучающаяся 3 курса заочной формы обучения по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление ФГБОУ ВО «Херсонский государственный педагогический университет» Херсон, Россия
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ И ОЗЕЛЕНЕНИЕМ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты совершенствования организации управления благоустройством и озеленением территории Каховского муниципального округа Херсонской области. Представлен анализ текущего состояния благоустройства и зеленых зон на данных Муниципального Казенного Учреждения (МКУ) «КСК», выявлены острые проблемы и недостатки в организации управления благоустройством и озеленением. В работе предложены перспективные направления для улучшения управления, такие как разработка долгосрочных программ благоустройства, активное вовлечение жителей в процессы планирования и реализации, а также внедрение экологических инициатив.
Ключевые слова: благоустройство, озеленение, управление, муниципальное образование, нормативно-правовая база, экологические инициативы, вовлечение жителей, долгосрочная программа.
Ситуация в Каховском муниципальном округе Херсонской области оценивается как сложная на фоне активных военных действий. Во время боевых действий, особенно в 2022–2023 годах, множество домов, общественных и административных зданий, а также объектов инфраструктуры (дороги, мосты, системы водоснабжения и канализации), были повреждены или разрушены. После боевых действий площадь зеленых и лесных насаждений в пределах черты муниципальной территории составила 2,1% (таблица 1).
Таблица 1
Распределение зеленых и застроенных земель в городской черте МКУ «КСК» на 01.10.24 г.
Назначение площади |
Ед. изм. |
Кол-во |
Общая площадь городских земель в пределах городской черты |
га |
1 617 |
в том числе -площадь застроенных земель |
га |
— |
Общая площадь зеленых и лесных насаждений в пределах городской черты |
га |
34 |
из них: -насаждений общего пользования (парки, сады, скверы и бульвары) |
га |
22 |
—лесопарков |
га |
11 |
—городских лесов |
га |
— |
-озеленения автомобильных дорог местного значения |
га |
1 |
Из 34 гектаров зеленых и лесных насаждений:
— 1,36% от общей площади занимают насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары). Эти зоны доступны для всех жителей и являются важными общественными пространствами, которые способствуют улучшению качества жизни, повышению социальной активности и здоровья горожан;
— 0,68% отведены под лесопарки, которые могут служить не только для отдыха, но и выполнять экологические функции, например, поддержание биоразнообразия и очищение воздуха;
— 0,06% используется для озеленения автомобильных дорог местного значения, что является достаточно малым показателем, но все же помогает улучшать экологию и внешний вид улиц.
Площадь зеленых насаждений (2,1%) в контексте разрушений выглядит крайне низкой, что может привести к перегрузке пространства Каховки. В идеале местные власти должны стремиться к большему количеству зеленых зон, что отражается в рекомендациях по урбанистическому планированию, где зеленые зоны составляют не менее 10-15% от общей площади муниципального образования.
Организация управления благоустройством и озеленением в Каховском муниципальном округе Херсонской области, как и в других пострадавших от военных действий в регионах, сталкивается с множеством проблем и недостатков (рисунок 1).
Разрушения инфраструктуры |
|
Отсутствие комплексного подхода и стратегического планирования |
|
Дефицит финансирования |
|
Неудовлетворительная координация с общественностью |
|
Экологические проблемы |
|
Отсутствие опытных специалистов |
|
Несогласованность с землепользователями |
|
Трудности по уходу за зелёными насаждениями |
Рисунок 1 – Проблемы в организации управления благоустройством и озеленением в Каховском муниципальном округе
Данные проблемы отразились на специфике процесса восстановления в Каховском муниципальном округе дополнив трудности необходимостью восстановления критической инфраструктуры в условиях ограниченного и минимального финансирования; требованиями разминирования территорий и восстановления объектов, пострадавших от интенсивных обстрелов; сложностями эмоционального восстановительного процесса людей, переживших военные действия.
Автором предложены возможные пути решения проблем: следование этапности восстановления; большее привлечение волонтеров и общественных организаций для участия в восстановлении; гибкость в проектировании с учетом экологических, климатических и экономических факторов при проектировании озеленения; фокус на устойчивые растения и восстановление природных биотопов; применение инновационных технологий в озеленении.
Совершенствование управления благоустройством в Каховском муниципальном округе Херсонской области после войны требует комплексного подхода, ориентированного на восстановление и развитие городской инфраструктуры, улучшение качества жизни местных жителей, а также на предотвращение возможных экологических и социальных проблем. Автором предложены несколько перспективных направлений для улучшения управления благоустройством (таблица 2).
Таблица 2
Перспективные направления в управлении благоустройством в Каховском муниципальном округе
Направление |
Цель |
Восстановление и модернизация инфраструктуры |
— восстановление разрушенных объектов инфраструктуры; — создание «умных» инфраструктурных решений |
Экологическое восстановление и устойчивое развитие |
-очистка и озеленение территорий; — управление отходами; — решение проблемы с водными ресурсами |
Участие местных жителей в благоустройстве |
-программы по вовлечению местного населения; — образовательные и социальные проекты |
Цифровизация и модернизация управления |
— создание цифровой платформы для управления благоустройством; — цифровизация муниципальных услуг |
Социальное развитие и улучшение качества жизни |
— создание доступной и безопасной городской среды; — развитие культурных и спортивных объектов |
Гармонизация с природным ландшафтом |
-устойчивое планирование застройки |
Партнёрство с частным сектором и международными организациями |
-привлечение инвестиций |
Данные направления помогут создать устойчивую и комфортную среду для жизни в Каховском муниципальном округе после военных действий, восстановив не только инфраструктуру, но и социальную жизнь общества.
Долгосрочная программа по благоустройству и озеленению Каховского муниципального округа должна быть направлена на восстановление и развитие зеленых территорий, улучшение экологии, а также создание комфортной, доступной и безопасной среды для жизни местных жителей.
Важными аспектами долгосрочной программы восстановления региона выступают экологические инициативы (рисунок 2).
Восстановление экосистем и природных территорий |
|
Развитие зеленых зон и городской экологии |
|
Устойчивое сельское хозяйство и продовольственная безопасность |
|
Системы управления отходами и переработка |
|
Энергосбережение и возобновляемые источники энергии |
|
Экологический мониторинг |
|
Образовательные и просветительские программы |
|
Развитие экологичного транспорта |
Рисунок 2 — Направления экологических инициатив Каховского муниципального округа
Экологические инициативы должны охватывать не только восстановление природных ресурсов, но и создание устойчивых и безопасных для окружающей среды практик, которые улучшат качество жизни местных жителей. Системный подход к решению экологических проблем и активное участие граждан позволят не только улучшить экологическую обстановку, но и способствовать экономическому и социальному развитию региона.
Вовлечение жителей Каховского муниципального округа в процесс планирования и реализации проектов восстановления после войны — это основа успешного и устойчивого развития региона. Это не только способствует созданию комфортной и безопасной среды, но и укрепляет социальную сплоченность, создавая основу для долгосрочного сотрудничества между гражданами, властями и различными заинтересованными сторонами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (Дата обращения 03.11.24 г.)
2. Государственная программа «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» Утверждена постановлением Правительства от 22 декабря 2023 года №2255. Действующая редакция госпрограммы «Восстановление и социально-экономическое развитие Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области»). – URL: http://government.ru/rugovclassifier/908/events/ (Дата обращения 13.11.24 г.)
3. Распоряжение Главы Каховской Военно-гражданской администрации от 03.04.2023 года № 162 «О создании муниципального казенного предприятия «Каховские коммунальные системы» — Правительство Херсонской области – URL: https://khogov.ru/wp-content/uploads (Дата обращения 03.11.24 г.)
4. Администрация Херсонской области – URL: https://khogov.ru/local-authorities/kahovskij-municzipalnyj-okrug/ (Дата обращения 11.11.24 г.)
5. Жданова М. И., Белинская В. М. Основы экологии городов. — М.: Академический проект, 2021. — 313 с.
6. Сидоров В. И. Организация управления благоустройством и озеленением территории муниципальных образований: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. — М.: МГУ, 2021. — 24 с.
7. Чернышева М.В. Формирование комфортной городской среды как уровень повышения качества жизни // Integral. Международный журнал прикладных наук и технологий. — 2020. — №2. – С. 23-35.