Автор: Котикова Виолетта Владимировна
Получение образования является правом каждого гражданина, т.е. возможность обучиться определенным умениям и навыкам, получить профессиональную специализацию, обладать в дальнейшем знаниями, которые помогут реализовать себя в современном мире. В качестве фундаментальной основы развития данного права следует отметить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. (ч. 1 ст. 26), последующей правовой платформой мы можем отметить Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года[1]. Образовательный процесс на территории нашего государства реализуется в рамках действия нормативно-правовой базы страны, а также в соответствии с нормами международного законодательства. Конституция РФ в статье 43 закрепляет основные права каждого гражданина на образование[2]. Государственная политика в сфере образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом об образовании 273-ФЗ, который был принят и одобрен в конце 2012 года[3]. С целью развития системы образования Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 09.05.2022) была утверждена «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования до 2030 года»[4].
Основу формирования технологии социального партнерства в системе образования составляют Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[5].
Важность формирования программ социального партнерства в соответствии ФГОС обусловлена тем, что данные стандарты в первую очередь, предусматривают разделение по уровням образования, которые учитывают в первую очередь возраст обучающихся, образовательную программу и структуру детско-взрослого сообщества.
К сожалению, не сегодняшний день, образовательные организации, осуществляющие подготовку по программам дошкольного образования, испытывают трудности в применении технологии социального партнёрства. А в частности: сложности в разработке и реализации социального партнерства, позволяющего повысить качество образования и эффективности освоения образовательной программы обучающимися.
В качестве примере можно рассмотреть деятельность Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 82» (МБДОУ «Детский сад № 82»). МБДОУ «Детский сад № 82» расположено в жилом районе города вдали от производящих предприятий и торговых мест, рядом с МБОУ средняя школа № 96, стадион «Локомотив, «Парк им. 1 Мая». 2е здание расположено вблизи «Парк им. 1 Мая», метро «Чкаловская», Администрация Канавинского района.
МБДОУ «Детский сад № 82» активно развивает технологии социального партнерства. Основными социальными партнерами учреждения стали: Пожарная часть Парка им. 1Мая, Школы №96 ,52 ,95, гимназия №50, ГБУЗ «Поликлиника №19», ГОУ ДПО «НИРО», кафедра дошкольной педагогики и Администрация района.
В образовательном учреждении важное значение отводится реализации Программы социального партнерства с семьями воспитанников. Цель данной программы — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнoпедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Следует отметить, что программы по развитию технологии социального партнерства с другими социальными партнерами учреждения не разработана. На наш взгляд, данное положение существенно затрудняет порядок и механизм применения социального партнерства с другими образовательными учреждениями, Администрацией, учреждениями культуры и другими организациям. В связи с чем, можно сформулировать такую проблему планирования применения технологии социального партнерства в МБДОУ «Детский сад№82», как отсутствие регламентов и локальных актов по развитию социального партнерства со всеми партнерами, что в значительной мере может сделать механизм наиболее понятным и прозрачным для исполнителей и других участников образовательного процесса.
Можно закрепить следующие трудности применения технологии социального партнерства в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 82»:
1. Во-первых, это недостаточно эффективная работа по освоению обучающимися образовательной программы, за счет применения технологий социального партнерства. В таблице 1 представлены результаты освоения образовательных областей воспитанниками МБДОУ «Детский сад № 82» по итогам 2022 г.
Таблица 1 — Результаты освоения образовательных областей воспитанниками МБДОУ «Детский сад № 82» по итогам 2022 г.
Область образования |
На начало 2022 г. |
На конец 2022 н. |
Изменение, +/- |
Физическое развитие |
86,1% |
89,2% |
3,10% |
Речевое развитие |
66,2% |
78,8% |
12,60% |
Социально-коммуникативное развитие |
68,4% |
78,2% |
9,80% |
Познавательное развитие |
67,5% |
82,4% |
14,90% |
Художественно-эстетическое развитие |
64,7% |
87,8% |
23,10% |
Изучив данные таблицы 1, можно сделать вывод о том, что мероприятия в рамках социального партнерства оказали положительный эффект, который заключается в повышении уровня усвояемости образовательных областей программы дошкольного образования.
В течении учебного года уровень физического развития воспитанников стал выше на 3,1%, речевого развития – на 12,6%, социально-коммуникативного – на 9,8%, познавательного развития – 14,9%, а также художественно-эстетического развития – на 23,1%.
В среднем, уровень освоения обучающимися образовательной программы в 2022 г. составил 83,28%. Если сравнивать аналогичный показатель предыдущего периода, то можно заключить о том, что за два года изменений не происходит. На конец 2021 г. среднее значение уровня освоения составил 83,28%. Данная ситуация является негативной, поскольку развития в работе с ростом общего уровня освоения воспитанниками образовательной программы. Существующее положение дел свидетельствует и о низкой эффективности применения технологии социального партнерства в МБДОУ «Детский сад №82», которая реализуется с целью повышения качества образования.
2. Вторая трудность – это отсутствие эффективности применения технологии социального партнерства в области профессионального развития педагогических кадров учреждения.
Оценим образовательный уровень педагогов в таблице 2.
Таблица 2 – Образовательный уровень педагогов МБДОУ «Детский сад № 82», 2022 г.
Образовательный уровень |
Численность педагогов |
|
Человек |
% в общей численности педагогов |
|
Высшее профессиональное: |
7 |
54 |
Из них педагогическое |
9 |
30 |
Среднее профессиональное: |
13 |
46 |
Из них педагогическое |
13 |
46 |
Обучаются в ВУЗе |
0 |
0 |
Обучаются в педколледже |
0 |
0 |
Высшее педагогическое образование имеют 9 педагогов МБДОУ «Детский сад № 82», что является сравнительно небольшим показателем и составляет лишь 30% от общего числа педагогических работников. Среднее профильное педагогическое образование имеют 13 сотрудников. На 2022 г. ни один из сотрудников не проходит профильное образование в ВУЗе и педагогическом колледже.
Данное положение дел позволяет сделать вывод о том, что уровень профессиональной подготовки педагогических кадров МБДОУ «Детский сад № 82» на низком уровне.
Сложившиеся проблемы позволяют заключить о том, что действующий механизм применения технологий социального партнерства в МБДОУ «Детский сад № 82» неэффективен и требует оптимизации.
В связи с чем, предлагается разработка такой программы по совершенствованию модели технологии социального партнерства в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 82», которая будет способствовать всестороннему и устойчивому развитию учреждения.
Сформулируем цели и задачи предлагаемой к разработке программы.
Цель программы: создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 82» в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего поколения; использовать возможность социума города Нижнего Новгорода, микрорайона ДОУ для создания единой воспитательной системы.
Конечными результатами реализации программы должны стать:
1. Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.
2. Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
4. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
В результате такого взаимодействия происходит развитие качество образования. Работая в таких условиях, в детском саду есть возможность расширять культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности, повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств дошкольников. Дети не только познают окружающий социальный мир, но взаимодействуют в нём со сверстниками и людьми разных профессий. Приобретают навыки поведения в обществе. Можно однозначно заявить, что сегодня, социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы, повышающей качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
[1] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). – Текст: Электронный // КонсультантПлюс: комп. справочная правовая система / компания «Консультант Плюс». – Сетевая версия. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – Текст: Электронный // КонсультантПлюс: комп. справочная правовая система / компания «Консультант Плюс». – Сетевая версия. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
[3] Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: редакция от 24 марта 2021 года: принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Текст электронный // СПС «Кодекс». – Режим доступа: по подписке.
[4] Российская федерация. Постановление Правительства. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования до 2030 года» от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 09.05.2022) – Текст электронный // СПС «Кодекс». – Режим доступа: по подписке.
[5] ФГОС. – URL: https://fgos.ru/