Автор: Зубаирова Римма Фаридовна
Лето для детей – это долгожданный праздник.
Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр.
Только игра и живое непосредственное общение!
Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально! Главное помнить, что основная деятельность ребенка — игра, именно в ходе игры ребенок может узнавать что-то новое или закреплять уже полученные знания.
Родители должны помнить:
1. Не принуждайте ребенка заниматься, заинтересуйте его. Интерес ребенка-залог успеха.
2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее.
3. Не ругайте ребенка за ошибки. Критика способна разрушить интерес ребенка. Помогайте ребенку исправлять ошибки, делайте все весело, вместе, без принуждений и порицания.
4. Поощряйте речевую активность ребенка, стимулируйте к речи.
5. Не показывайте, что ожидали от него большего, если он что-то не смог. Главное запастись терпением и не превращать веселые игры в скучные занятия с множеством требований. Если Ваш ребенок заинтересован и делает попытки, то Вы на правильном пути.
6. Помните, что у Вас замечательный ребенок и вместе Вы способны на многое!
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия
«Перевертыши». Взрослый рисует геометрические фигуры: квадрат, треугольник и т.д. Ребенок должен превратить их в любой рисунок.
«Узнай форму». Ребенок должен узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
«Найди отличия». Ребенок учится находить отличия в похожих предметах.
«О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться, и наоборот.
«Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
«Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Игры, способствующие развитию внимания
«Да и нет, не говорите, черный с белым не носите.». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
Игры-головоломки, загадки, паззлы.
Поиск отличий на одинаковых картинках, поиск одинаковых предметов и т.д.
«Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
«Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».
«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.
«Назови, что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
«Карлики и великаны». На слово «карлики» нужно присесть, на слово «великаны» встать и поднять руки вверх. Ведущий называет поочерёдно эти слова и старается запутать детей. В конце игры остаётся самый внимательный участник.
Игры, способствующие развитию памяти
«Каждой вещи — своё место».
Как играем: вы наводите дома порядок? Привлеките ребенка к уборке. Пусть он скажет, где лежит та или другая вещь — полотенце, книга и т. д. Если он правильно ответил — значит, победил. В результате — и дома чисто, и ребенок доволен, и память упражняется.
Закрепляем: вы принесли покупки? Пусть ребенок поможет вам разложить их по местам. Скажите, что каждой вещи — свое место. Попробуйте положить неправильно, пусть он вас исправит. Посмейтесь вместе.
«Пирамида». Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом взрослый называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.
«Что ты видел в на каникулах?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях.
Игры на развитие творческого мышления
«Что будет, если?..» — поможет научить детей размышлять, делать выводы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы. Примеры заданий: «Что будет, если…
… человек перестанет есть?
… не выключить кипящий чайник?
… носить тесную обувь?
… не чистить зубы?
… забить мяч в окно?
… дразнить собаку?
… не спать?
… посадить цветы в песке? и др.
Развиваем воображение
•Найдите время посмотреть на облака или на листья вместе с ребёнком, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.
•Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.
•Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой и т.п.)
•Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.
•Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.