Автор: Герт Ирина Васильевна
Современное качество образования и эффективное внедрение педагогических информационных технологий
Под использованием “новых информационных технологий” в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы “основам информатики”, а комплексное преобразование “среды обитания” учащегося, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности.
Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее? Высказывание академика Семенова А.П. «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Из двух программ по русскому языку, функционирующих сегодня в педагогической системе ПНШ, я отдала предпочтение программе М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой, Т.А.Байковой, которая в большей мере отвечает требованиям времени и моему педагогическому кредо, основой которого является «оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности».
Содержание и методический аппарат учебника, как источника информации, помогают организовать учебную деятельность, способствующую формированию основных ключевых компетенций. Это задания для девочек, задания для мальчиков, работа в паре, работа в группах, работа с различными словарями. Задания построены таким образом, что у учеников появляется необходимость обратиться к дополнительному источнику информации — словарю. Уже в начальной школе они знакомятся с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов, фразеологизмов, орфографическим, орфоэпическим, словообразовательным. Нам, учителям, конечно, бывает иногда жалко времени на уроке на длительные самостоятельные поиски ребятами нужного слова. Но по стандартам второго поколения именно в начальной школе мы должны научить детей работать с разными информационными источниками.
В учебнике М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой, Т.А.Байковой многие задания способствуют развитию коммуникативно-информационной компетенции. Например, задание:
В берлоге живет _________, в гнезде _________, в гнездышке ________, в норе _______, в норке _______, в хатке_______, в логове ________.
Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов, используя толковый словарь». (см. таблица)
В результате выполнения этого задания дети существенно расширили свой словарный запас, узнав, как называются жилища разных животных; имея представление только о корне слова, они устанавливали, как суффикс (без употребления понятия) меняет смысл слова; сравнивали произношение и написание гласных в корне под ударением и без ударения (гнездо-гнездышко…).
Или другой пример. В ходе урока русского языка по теме «Изменение имен существительных по падежам» учащимся было предложено задание разделить слова на группы (глаз, глазастый, о глазе, глазурь, глазок, глазом, глаза, глазомер, глазунья, глазница). Дети самостоятельно выполнили задание и пришли к выводу, что есть группа однокоренных слов, форм слова «глаз», а также два слова, которые не относятся ни к первой, ни ко второй группе. Это достигается заданиями поискового характера – «докажи», «объясни», «сравни» и.т.п. В ходе обсуждения слов «глазомер» и «глазница» дети вынуждены обратиться к толковому словарю С. И. Ожегова. И таких заданий в учебнике достаточно.
Разносторонность анализа обеспечивает многократность возвратов к уже изученному, в постоянно меняющихся речевых ситуациях, создавая условия для активной коммуникации школьников и формируя прочность усвоения
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка — одно из основных условий формирования коммуникативно-информационной компетенции.
Проблемно-диалоговое обучение является основным в системе Л.В. Занкова: умение детей обнаружить свое незнание, сформулировать тему урока, высказать предположение, определить пути решения проблемы. Мною изучена возможность использования проблемно-диалогового обучения в курсе русского языка.
Темы уроков, где можно использовать проблемное обучение:
1. «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» (2класс)
2. «Парные согласные в корне слова» (2класс)
3. «Сложные слова» (3класс)
4. «Глаголы-исключения» (4класс) и т.д.
Отношение учителя к ученику в проблемно-диалоговом обучении должно быть как к субъекту, соучастнику.
Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация их исследовательской деятельности. Это позволяет развивать у школьников познавательный интерес, самостоятельность, культуру учебного труда; систематизировать, обобщать и углублять знания в определенной области учебного предмета; применять их на практике.
Такие возможности предоставляет система общего развития Л.В.Занкова, её учебно-методические комплекты, задания которых нацелены на создание, как я уже сказала, проблемных ситуаций.
Много заданий исследовательского характера в учебниках «Литературное чтение» (1-4) Н. А. Чураковой. Они помогают формировать и развивать необходимые для исследователя качества:
• наблюдательность;
• мышление;
• творческую активность;
• умение обосновывать и отстаивать свое мнение.
Немало заданий, помогающих формировать исследовательские навыки, в учебниках «Мы и окружающий мир» О.Н.Федоровой, Г.В.Трафимовой,
С.А.Трафимова.
Методика организации исследовательской деятельности имеет свои особенности, т.к. во многом зависит от взрослых. И прежде, чем предложить своим ученикам приступить к этой деятельности, я должна была их многому научить. Исследователь должен не только уметь наблюдать, но и четко фиксировать свои наблюдения, уметь формулировать свои выводы.
Поэтому, выполняя практические опыты и наблюдения, мои ученики учились описывать то, что они видят, делать выводы и проверять их в повседневной жизни.
Например, изучая тему «Тела и вещества», после проведенных опытов, в тетрадях появляются записи:
1. Монета после нагревания между булавками не проходит.
2. Через несколько минут монета остыла и снова легко стала проходить между булавками.
Вывод: при нагревании монета расширилась, при остывании сжалась.
После трех опытов – главный вывод: «Все вещества при нагревании расширяются, при остывании сжимаются»
Перед изучением темы «Три состояния воды» учащиеся получают домашнее задание: провести наблюдения за небольшим пузырьком с водой, помещенным в полиэтиленовый пакет, а затем в морозильник. Они уже знают, что при охлаждении вещества сжимаются. Пузырек лопнул. Наблюдения при самостоятельно проведенном опыте активизировали интерес учащихся, мотивировали их самостоятельно добыть дополнительные знания по этому вопросу.
Проекты, которые мы выполняли, были рассчитанными как на 1-2 урока, так и долговременными; индивидуальными, групповыми и общеклассными.
Участие в проектной деятельности добровольное. Ученик может не участвовать ни в одном из проектов или участвовать в нескольких, выйти в любой момент или начать новый. В самом начале работы над проектами были школьники, которые оставались пассивными, но, глядя на работу, сотрудничество и результат других, тоже включались в деятельность.
Перечислю примерную последовательность действий, которую я использую при работе над проектом.
• Выбор темы.
• Сбор информации.
• Работа над проектом.
• Презентация.
• Анализ деятельности.
В качестве примера приведу вариант детских работ по проектной деятельности. Литературное чтение. Сказка «Морозко»
В ходе диалога вышли на классическое понятие «Добро побеждает зло», поставили вопрос: А что такое добро? И выдвинули идею, что можно исследовать слово ДОБРО.
На втором этапе назвали возможные темы для исследований.
Вот что получилось.
После коллективного обмена мнениями уточнили план работы и сроки выполнения проекта, обсудили возможные пути и источники информации.
Ученики выбрали свою тему для исследования. Во время работы учащиеся сами вышли на интересную область исследования: ДОБРО в фамилиях. Во время презентации все внимательно слушали выступления своих одноклассников, Выступления сопровождались мультимедийными презентациями. Дополняли их сообщения, анализировали работу. Уровень работ соответствует возрасту учащихся начальной школы.
В результате обсуждения учащимися были высказаны пожелания:
• обратить внимание на культуру оформления;
• указывать источники информации подробно;
назвать те области, в которых прославились люди с корнем ДОБРО в фамилиях.
Эта работа ученикам очень нравится, так как они трудятся самостоятельно, в свободном темпе, в интересных для них направлениях. С защитой проектов они выходят пока только за пределы класса в своей школе, выступая перед учениками первых и вторых классов, но уже готовятся к участию в этом году в районном фестивале «Мое первое исследование».
В своей работе с учащимися я пытаюсь укрепить сотрудничество детей и родителей, которые тоже являются источниками информации.
Например, папа Миловидова Вани Миловидов Михаил Николаевич (актер, режиссер НГАТОиБ) организовал экскурсию в театр, где познакомил учащихся с работой актеров, костюмеров, гримеров, музыкантов и т.д. Эта экскурсия была бы не столь познавательной и интересной, если бы Михаил Николаевич не принял бы участие в классном часе «Вся жизнь театр, а люди в нем актеры», где познакомил детей с такими понятиями как «искусство», «игра», «этюд», «чувство сцены» и т.д. В дальнейшем нам это пригодилось для совместных наших проектов: инсценировки по стихотворениям С. Маршака «Багаж» и К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Подводя итоги, можно сказать, что использование современных педагогических информационных технологий:
— повышает интерес учащихся к предмету, формирует положительную мотивацию учебной деятельности, осуществляет дифференцированный, индивидуальный подход к обучению на уровне ученика;
— оптимизирует и индивидуализирует процесс обучения, создаёт надежную систему мониторинга усвоения знаний, осуществляет процесс обучения в режиме сотрудничества учителя и ученика, повышает педагогическую квалификацию учителя.