Автор: Костенко Анна Викторовна
Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
Актуальность и перспективность данной темы обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования и современными требованиями к обучению.
Цель современного образования имеет внешнюю и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования, как государственного института, состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.
Система современного образования Российской Федерации является социальной и духовной опорой жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, системообразующим фактором национальной безопасности государства, стабильности и развития общества.
Задачи современного российского образования включают:
— реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;
— приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;
— подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;
— социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;
— обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования.
Существует ряд принципов, на которых и основывается система образования РФ:
— демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;
— гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;
— мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;
— непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;
— преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;
— адресность и доступность образовательных услуг.
Таким образом, образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, добиться высоких результатов качества обученности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Современное занятие ценно не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.
Педагогические требования к современному занятию:
— воспитательные;
— дидактические;
— психологические;
— гигиенические.
1. Воспитательные требования:
— формирование научного мировоззрения, любви к Родине, высших моральных качеств, трудолюбия;
— формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;
— формирование активного отношения к жизни;
— формирование высокой гражданственности.
2. Дидактические требования:
— четкая организация проведения занятия, рациональное использование каждой минуты;
— правильная постановка перед обучающимися цели и конкретных задач занятия;
— эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического планирования;
— каждый элемент структуры занятия — это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи;
— ее структурой занятия должна связываться методикой его, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат занятия;
— обеспечение познавательной активности обучающихся на занятии, рациональное сочетание словесно-наглядных, практических методов с проблемными;
— связь данного занятия с предыдущим;
— вооружение обучающихся новыми способами выполнения действий;
— формирования на их основе навыков и умений;
3. Психологические требования:
— преподаватель должен всесторонне изучать и учитывать на занятии психологические особенности каждого;
— психологическое состояние преподавателя и обучающихся влияет на результаты урока, поэтому преподаватель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на занятии;
— на результаты занятия влияет отношение обучающихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому преподаватель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;
— все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для обучающихся, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;
— преподаватель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение обучающимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к студентам.
4. Гигиенические требования:
— соблюдение температурного режима, норм освещения;
— преподаватель должен следить, чтобы обучающиеся не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.
Современные педагогические технологии:
1. Информационные технологии на занятиях истории и обществознания.
— мультимедийные презентации;
— флеш-фильмы;
— анимационные карты;
— тесты и тренажеры;
— викторины.
Использование компьютерных технологий на уроках имеет ряд преимуществ: знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий; использование показа репродукций картин художников; демонстрация графического материала (таблицы, схемы) и т.д. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности обучающихся на занятиях, снижает утомляемость. Занятие становится более ярким.
2. Проблемно — поисковые технологии на уроках истории и обществознания.
Главная задача каждого преподавателя — обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, развитие способностей обучающихся, приобщение их к творческой деятельности.
Проблемные вопросы, поставленные перед обучающимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.
Использование данной технологии имеет свои результаты:
— совершенствуется умение обучающихся обосновывать свою позицию;
— воспитывается уважение к чужой точке зрения;
— активизируется познавательная деятельность обучающихся;
— увеличивается количество творческих работ;
— преподаватель не даёт знания в готовом виде – обучающиеся открывают их сами.
3. Тестовые технологии в обучении истории и обществознанию.
Преимущество тестов в том, что:
— их возможно использовать на всех этапах обучения от первичного закрепления до итогового контроля и оценки знаний;
— их возможно использовать в различных формах работы: фронтальной, групповой, индивидуальной;
— разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом;
— обеспечивают объективность контроля;
— скорость проверки результатов.
4. Технология проектного обучения.
Проектный метод в процессе обучения позволяет:
— развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем и т.д.);
— коммуникативный потенциал обучающихся;
— решать информационные задачи;
— организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
— создавать комфортные условия обучения;
— активизировать мыслительную деятельность;
— снимать нервную нагрузку (релаксация).
Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
5. Здоровьесберегающие технологии.
Состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и государства. От преподавателя зависит, какое влияние на здоровье обучающихся оказывает их пребывание в образовательном учреждении, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии.
На занятиях и во внеурочной работе преподаватель решает 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья обучающихся: диагностические, коррекционные и формирующие.
К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится, прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует соблюдение ряда правил:
1. Соблюдение санитарных условий в кабинете: качественное освещение класса и доски. Соблюдение температурного режима, чистоты и свежести воздуха, отсутствие звуковых раздражителей.
2. Оптимизация деятельности обучающихся. Средняя частота и продолжительность сменяемости разных видов учебной деятельности (приблизительно норма 8-10 мин.)
3. Количество видов учебной деятельности: практические занятия, слушание, различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке (5-8 видов за урок).
4. Количество видов преподавания: наглядный, словесный, самостоятельная работа (не менее 4-х за занятие).
5. Чередование видов преподавания (через 10-12 минут).
6. Благоприятный психологический климат.
7. Физкульминутки.
8. Длительность применения технических средств обучения (10-12 минут);
9. Использование видеоматериалов для обсуждения, дискуссии, привития интереса к предмету.
10. Использование методов, которые способствуют активизации творческого самовыражения у школьников: ролевая игра, семинар, дискуссия и т.д.
6. Технология АМО (активных методов обучения).
Обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить преподавателю или родителям, не целью получить пятерку, а собственным интересом к учебной деятельности в такой форме.
В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося. И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.
Инициация |
«Поздоровайся глазами», «Галерея портретов». Цель: эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой. |
Вхождение или погружение в тему |
«Ассоциация». Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения. |
Формирование ожиданий учеников |
«Зима-лето». Определить ожидания и опасения учащихся и отследить их на протяжении занятия. |
Интерактивная лекция |
«Инфо-угадайка». Цель: сформировать первичное представление об основных понятиях темы. |
Эмоциональная разрядка (разминка) |
«Музыкальная пауза». Цель: Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии. |
Проработка содержания темы |
«Точный ответ». Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах. Обеспечить развитие коммуникативных навыков. |
Подведение итогов |
«Комплименты». Цель: Осмысление хода и результатов всего занятия. Получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. |
Таким образом, любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.