Современные педагогические технологии в работе социального педагога.

Автор: Галимзанова Айгуль Сагатбаевна

Опыт стран, столкнувшихся с проблемой наркотиков значительно раньше России, показал, что решить ее только с помощью запретительных медицинских и юридических ограничений невозможно. Таких, «внешних» по отношению к личности, социальных антинаркогенных барьеров недостаточно, чтобы остановить наступление наркотиков. Основные усилия должны быть «сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, т. е. на воспитании личностной устойчивости к наркотическому соблазну. Это обусловливает необходимость применения социально-педагогических технологий в профилактике наркомании». (5, с.25)

Очевидно, что организация такой профилактической работы на уровне, например, микрорайона или одной школы не даст ощутимых результатов. Профилактика может быть эффективной только при условии, если она будет проводиться в масштабах всего целостного социально-территориального образования (например, города, области) и в ней будут задействованы все общественные силы, причем их действия будут скоординированы и построены на единых принципах. Это означает, что профилактика наркомании должна осуществляться в рамках целостной программы регионального уровня, которая, по сути, представляет собой разновидность социально-педагогической технологии, реализуемой множеством субъектов.

При организации такой профилактической работы необходимо учитывать:

·                   характерные особенности социализации детей и молодежи в современных условиях;

·                   наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

·                   специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

В современной педагогической науке можно выделить несколько воспитательных парадигм, на основе которых строятся современные воспитательные системы: личностно-ориентированная, развивающая, продуктивная, витагенная, адаптивная.  На наш взгляд, наиболее оптимальной педагогической технологией, на основе которой можно построить эффективную систему работы социального педагога по профилактики наркомании является адаптивная технология.

Актуальность адаптационных подходов к обучению, на мой взгляд, обусловлена целым рядом обстоятельств.

             Адаптивная технология это технология, которая в качестве фундаментальной основы имеет идею сохранности физического и психического здоровья детей

Адаптивная технология основана на формировании у учащихся социально приемлемых форм адаптации. Важнейшим условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, т.е. правильное определение того, как, насколько и ко всему ли возможна адаптация. В свое время еще Л.С. Выготский отмечал: «В самом деле, представим себе ребенка, совершенно приспособленного к окружающей среде. В этом случае развитие ребенка было бы приостановлено, потому что движущие силы этого процесса были бы заглушены» (1, с. 27). Основой адаптивной модели является творческая деятельность, непрерывный содержательный обмен с социальной средой. Это требует от личности осознания себя как деятеля, что препятствует таким формам адаптационного взаимодействия, как «подчинение, ритуализм, уход от жизни, бунт, мятеж» (1, с.17) и позволяет сформировать творческие качества личности, так необходимые для жизни человеку в информационном обществе, которое складывается в России.

 Адаптивная технология призвана построить индивидуальную траекторию развития личности с учетом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.

 Разработанные в адаптивной технологии конкретные методы и приемы, на наш взгляд, наиболее полно соответствуют задачам профилактической работы социального педагога:

— метод педагогической инверсии. Суть его в изменчивом, нелинейном, зачастую взрывном характере детского развития, что не позволяет раз и навсегда поставить педагогический диагноз. Уметь почувствовать, что именно в данный момент является для ребенка смыслообразующим и перестроить тактику взаимодействия и есть реализация педагогической инверсии. Это не отступление, не возврат – это учет реалий детского развития. Особенно это важно для организации работы с подростками группы риска. Именно не желание учитывать законы педагогической инверсии могут привести к тому, что подросток замкнется наедине со своими переживаниями и это может стать причиной его вовлечение в наркоманию.

воспитание должно идти в зоне ближайшего развития ребенка, Адаптация механизмов воспитательного воздействия к индивидуальности ученика состоит в правильном определении зоны его ближайшего развития, особенностей его психофизических процессов, вектора его индивидуальных интересов. Адаптация – это как подгонка готового платья к индивидуальной фигуре. Поэтому основой адаптивной технологии является психодиагностика. Работая, как социальный педагог в тесном сотрудничестве с психологом и классным руководителем, я, прежде чем планировать внимательно изучаю результаты психодиагностических исследований, выделяю группы учащихся со сходными проблемами и организую индивидуально-групповую работу с ними. Именно этот принцип был использован при работе над проектом «Мир без наркотиков».  Предлагаемая система занятий социального педагога с подростками основана именно на работе в зоне ближайшего развития, использовании методов психодиагностики. Технологии работы с детьми старше 11 — 12 лет включают обучение способам преодолевать конфликты и кризисные ситуации, осознанно выбирать ту модель поведения, которая не вредит здоровью, справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для себя как личности.

Любая профилактика должна учитывать причины возникновения зависимостей, то есть быть причинно-ориентированной. Поскольку психическое, физическое и социальное здоровье ребенка зависит от социального окружения, личности самого воспитуемого и общественных условий, то и профилактическая работа должна строиться таким образом, чтобы гармонизировать все эти факторы.  Мы попытались решить эту проблему через организацию продуктивного пилот проекта – «Мир без наркотиков, табака и алкоголя».

Пилот — проект является дидактическим средством организации и управления деятельностью творческой группы учеников и учителей.
            Пилот-проект:

·        структурированная система специальных заданий на выработку умений и навыков учебной и исследовательской работы, содержащих все этапы и виды познавательной деятельности ученика;

·        прогнозирует и регламентирует все этапы познавательной деятельности, включая регуляцию общеучебных умений и навыков, процесс изучения, элементы проблемного обучения, практико-ориентированного обучения, групповое и персонифицированное обучение, умение работать в творческой группе, элементы научной методологии;  носит межпредметный и метапредметный характер по содержанию; многоуровневый по уровню достижения результата, включая возможное внедрение, как продукта познавательной деятельности в практику школы, культурного и научного окружения, в практику социума.

·        Цель каждого пилот — проекта – развитие и закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных в обучении (в урочной и внеурочной познавательной деятельности) при разработке познавательного персонифицированного проекта, отличающегося вариативностью, индивидуальной степенью сложности, неограниченности во времени исполнения, различным уровнем обученности учащегося.

·        Предоставляет ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию, учит их самостоятельно решать при этом возникающие проблемы.

Особенность пилот — проекта состоит в проектирование социально-культурной и образовательной среды таким образом, чтобы она максимально способствовала естественному развитию личности школьника и стимулировала его деятельность и была направлена на профилактику наркомании.

Пилот-проект «Мир без наркотиков, табака и алкоголя» проводится в рамках реализации принципов здоровьесберегающей педагогики и направлен на формирование у учащихся представлений о здоровом образе жизни и, тем самым, на профилактику наркомании.

Цель:

·        Формирование у учащихся научных представлений о пагубности вредных привычек, которые учащиеся получают в ходе самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

·        Формирование у учащихся потребностей в здоровом образе жизни.

·        Формирование мотивационных установок на ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

·        Формирование коммуникационной культуры, умение работать в творческой группе.

·        Развитие креативного мышления учащихся.

 Задачи:

·        Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

·        Формирование умения работать с различными источниками информации на различных носителях.

·        Развитие рефлексивной культуры и навыков саморегулирующей учебной деятельности.

·        Формирование умения вести дискуссию, отстаивать собственную точку зрения, умение публично обсуждать проблемы, принимать решения.

Образовательное пространство пилот-проекта составляют учебные дисциплины: физическая культура, основы безопасной жизнедеятельности, художественная культура, информатика, биология.

Участники проекта: учащиеся 5-11 классов.

План пилот проекта:

1 этап – формирование ученических творческих групп, участников пилот-проекта. Определение проблематики групп. Составление плана учебной и научно-исследовательской деятельности 

2 этап —  изучение литературы по проблематике. Творческое обсуждение и отбор материала для выполнения работ, утверждение в группах плана исследовательской деятельности. Консультирование со специалистами –

3 этап проведение исследования в соответствии с утвержденным планом. Промежуточные консультации со специалистами. Написание и изготовление работ.

4 этап —  Защита работ в группах, внесение коррективов в работы. Консультация со специалистами. Публичная защита работ в разнообразных формах: выставка, презентация.

 

В рамках реализации пилот-проекта было проведено силами учащихся и социального педагога:

1.                                  социологическое исследование ««Отношение учащихся к вредным привычкам: наркотикам, алкоголю, табакокурению»,

2.                                  учащимися подготовлены рисунки на тему «Мир без наркотиков, табака и алкоголя»

3.                                  под руководством педагогов-предметников учащиеся провели исследования и подготовили рефераты и доклады.

4.                                  Учащимися, социальным педагогом и учителем информатики подготовлен мультимедийный продукт – презентация на СД – диске «Мир без наркотиков, алкоголя, табакокурения»

5.                                  Социальным педагогом, творческой группой учителей были подготовлены рекомендации для родителей по профилактики наркомании.

6.                                  Социальным педагогом разработана система занятий с подростками.

На наш взгляд, именно адаптивная технология, кок концептуальная основа работы социального педагога может дать наибольший эффект при организации профилактической работы по наркомании.  Использование технологии продуктивных пилот-проектов позволяет организовать работу по профилактики наркомании, как коллективную творческую деятельность педагогов, учащихся, родителей, общественности и социального педагога и добиваться максимальной результативности в данном направлении

Литература

1.Выготский Л.С. Педология школьного возраста, М. 1996.

×
×