Автор: Ибрагимова Ирина Ильдусовна
Современные подходы изучения состава числа в пределах 10
Изучение состава числа является краеугольным камнем в системе начального математического образования. Прочное усвоение состава чисел первого десятка — это основа для успешного овладения устными и письменными вычислениями (сложением и вычитанием), понимания принципов устного счета, решения задач и дальнейшего изучения математики. Традиционная методика, основанная на механическом заучивании («зазубривании») стандартных таблиц («тройка — это два и один, один и два»), часто приводит к формальным знаниям, которые быстро забываются и не переносятся на практические задачи.
Современные методические подходы и приемы:
1. От наглядности к абстракции: принцип последовательности
Изучение состава числа должно быть максимально наглядным и предметным.
· Этап 1: Практические действия с предметами.** Ученики работают с счетным материалом (кубики, шишки, карандаши, фигурки). Задание: «Раздели 5 яблок на две тарелки. Как это можно сделать?» Ребенок методом перебора обнаруживает все варианты (4 и 1, 3 и 2, 5 и 0).
· Этап 2: Образная наглядность. Работа с картинками, схемами, графическими моделями. Используются «домики состава числа» — эффективный и любимый детьми инструмент. «Заселение» этажей домика помогает структурировать знания.
· Этап 3: Знаковые модели. Только после предметных и образных действий осуществляется переход к цифровой записи: 5 = 4 + 1, 5 = 3 + 2 и т.д.
2. Игровые технологии как основа мотивации
Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Через игру учебная задача воспринимается легко и с интересом.
· Дидактические игры: «Математическое лото», «Домино», «Найди пару» (подбери две карточки, составляющие в сумме заданное число).
· Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» (цена товара — 5 рублей, надо расплатиться двумя монетами), «Почта» (разнести письма на два этажа дома с определенным номером).
· Подвижные игры: «Найди свой дом» (у детей цифры, по сигналу они должны найти пару, чтобы вместе составить число, написанное на обруче-«домике»).
3. Проблемно-поисковый и проектный подходы
Вместо предоставления готовых истин учитель создает ситуацию, требующую от детей самостоятельного открытия.
· Проблемная ситуация: «Буратино принес 4 золотые монеты. Ему нужно заплатить за обед Коту Базилио и Лисе Алисе. Как он может разделить деньги? Какие есть способы?» Дети в группах или парах предлагают решения, учатся аргументировать свою точку зрения.
· Мини-проекты: Создание своей собственной книги «Состав числа 6» с рисунками и примерами.
4. Интеграция с другими предметами и жизненными ситуациями
Состав числа не должен быть абстрактной темой на математике. Важно показывать его применение:
· На уроке физкультуры: «Сделайте 7 прыжков: сначала 3, а потом сколько?»
· На уроке технологии: «Возьмите 6 деталей: 4 красных и 2 синих».
· В бытовых ситуациях: «Накрой на стол для семьи из 4 человек. Сколько нужно вилок и ложек? (По 4, что в сумме составляет 8 предметов)».
5. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
ИКТ-технологии значительно расширяют арсенал учителя.
· Интерактивные тренажеры позволяют ребенку в игровой форме (пазлы, кликеры, перетаскивание элементов) отрабатывать и закреплять знания.
· Онлайн-игры и приложения на планшетах или интерактивной доске («Математические гонки», «Собери число») обеспечивают мгновенную обратную связь и высокую вовлеченность.
· Создание простых презентаций с анимацией, где числа «разбегаются» и «собираются».
6. Дифференцированный и индивидуальный подход
Ученики обладают разной скоростью восприятия и мышления. Современный урок предусматривает:
· Разноуровневые задания: для сильных учеников — задачи на состав числа с тремя слагаемыми (6 = 1+2+3), на поиск недостающего компонента; для испытывающих трудности — больше работы с предметами и картинками.
· Работа в малых группах, где дети могут помочь друг другу.
· Использование персональных карточек-помощников(«домики» чисел).
Современная методика изучения состава числа в первом классе — это синтез проверенных временем практик (наглядность, практика) и инновационных подходов (игровые, проблемные, ИКТ-технологии). Такой интегративный подход позволяет превратить процесс из скучного заучивания в увлекательное исследование, развивает не только вычислительные навыки, но и логическое мышление, коммуникативные навыки, умение доказывать и искать решения. Формирование прочного, осознанного представления о составе числа становится надежной основой для дальнейшего математического образования младшего школьника и воспитания у него интереса к предмету.
Ибрагимова И.И.