Современные подходы к анализу урока иностранного языка

Автор: Кузьмичева Светлана Игоревна

Урок -это сложное явление. Он должен быть осмыслен учителем. Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех обучающихся. Результат урока-степень усвоения материала учениками. Проведение урока есть реализация плана, намеченного учителем, то есть качество и успешность проведения урока в значительной степени зависят от качества плана урока.

При нынешней роли учителя как организатора деятельности учащихся на уроке возрастают требования к его профессионализму, основой которого выступает методическая компетенция учителя.

Умение оптимально планировать уроки, отбирать адекватные средства обучения, вовремя реагировать на изменения в учебном процессе находятся в прямой зависимости от умения учителя анализировать свою собственную деятельность на уроке и внеурочных занятиях с учащимися с точки зрения закономерностей обучения иностранному языку и своевременно корректировать ее. В научном самоанализе своей профессиональной деятельности заключается рефлексивная функция учителя. К этой функции относятся умения наблюдать за своей деятельностью и деятельностью каждого ученика, анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, вскрывать причины явлений, обстоятельств. Целью данной работы является определение основных критерий анализа и самоанализа урока иностранного языка, с позиции современных подходах.

Далеко не все учителя имеют представления о многообразии показателей эффективности урока, схем и объектов анализа урока. Вместе с тем, умения провести качественный анализ и самоанализ урока выступают определенным индикатором теоретической и практической подготовки учителя. Анализ урока выступает как способ улучшения качества преподавания. Причины субъективного подхода к анализу уроков — слабость разработки вопросов анализа урока, отсутствие единой терминологии, недостаточное представление о закономерностях, правилах, методах организации наблюдений на уроке.

Таким образом, тема выбранной работы представляется нам актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Анализ урока иностранного языка как способ улучшения качества преподавания и индикатор теоретической и практической подготовки учителя.

  1. Особенности урока иностранного языка и современные подходы к его изучению.

Особенность урока иностранного языка состоит в том, что этот урок обучает прежде всего речевой деятельности на основе усвоенного языкового материал.

Обычно на уроке речевая деятельность связана с определенной темой. Тема на протяжении нескольких уроков остается неизменной, но на каждом уроке новым будет отработка определенных навыков и умений. Поэтому определять задачу конкретного урока следует в рамках системы уроков. Задачей конкретного урока следует считать то новое, что отличает этот урок от других на фоне изучаемой темы. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Деятельностная сущность   коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

Учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

Каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

Участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся, являются центром познавательной активности на уроке.

Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.

  1. Требования к изучению иностранного языка.

Овладение иностранным языком возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую деятельность. Урок должен быть построен в соответствии с определенными требованиями, вытекающими из целей, содержания и технологии обучения этому предмету в школе:

1. Речевая направленность урока. Задача – формирование четырех видов деятельности на уроке. Для этого необходима практическая ориентация урока – речь должна преобладать над сообщением и осмыслением. Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач.

2. Комплексность урока. Все виды речевой деятельности должны развиваться в равной степени, они влияют на формирование один другого. Все аспекты языка должны изучаться взаимосвязано – фонетика, лексика, грамматика.

3. Иностранный язык – цель и способ обучения. Это использование способов речевой наглядности для овладения деятельностью на иностранном языке. Речь учителя – это способ организации урока и способ обучения. Ведение урока преимущественно на иностранном языке!

4. Активность учащихся на уроке. Активность учащихся на уроке должна проявляться в их речемыслительной деятельности, а это, в свою очередь, связано с воспитанием их речевой инициативы

5. Разнообразие форм работы учеников. Объединение индивидуальной работы и коллективной. Индивидуальная работа – ответ по очереди, опрос учеников, индивидуально-массовая тренировка. Коллективные формы – работа в парах, группах, хоровые ответы. Коллективные формы являются перспективными для обучения общению.

6. Мотивационная обеспеченность урока. Мотивация на уроке обеспечивается, прежде всего, осознанием учащимися успешности изучения иностранного языка, ощущения прогресса в учении. Большая роль в мотивационном обеспечении урока принадлежит доступности и посильности предлагаемых заданий.

Глава II. Методические и практические рекомендации по анализу урока иностранного языка.

  1. Требования к анализу уроку.

Необходимые условия для совершенствования преподавания (согласно исследований Европейской комиссии):

Постоянная и регулярная рефлексия и самооценка учителей;

планирование уроков;

посещение уроков других учителей;

анализ и самоанализ уроков;

У учителя могут возникают вопросы для подготовки к уроку и самоанализу:

Что должен научиться делать обучающийся за время урока?

Как педагог делает это сам? (норма-в наглядности)

Как учитель проверяет освоение способа (все типы диагностических заданий и вопросов)?

Какой результат ожидается в данной группе по данной теме?

Отвечая на эти вопросы, учитель производит моделирование, проектирование, конструирование урока. А затем анализ и самоанализ. Представляем общие требования к анализу уроку:

Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт;

глубина и всесторонность анализа, оценка урока с учётом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленностью и логической взаимосвязью;

оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов, их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи;

рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками по изучаемой темы;

акцент при анализе на наиболее существенные стороны урока, определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся;

объективность оценок; научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность;

учет специфики данного предмета.

  1. Типы анализа урока.

Существует несколько типов анализа урока

1 — краткий — отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;

2 — комплексный — предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.

Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.

3- аспектный — используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

Заслуживает внимания комплексный подход к определению объектов анализа и оценке урока иностранного языка Б.М. Есаджанян. Анализу здесь подлежат психолого-педагогические, лингводидактические, психолого-гигиенические и структурно-организационные группы критериев. По мнению Б.М. Есаджанян, с помощью психолого-педагогических критериев определяются следующие параметры урока:

  1. Воспитательная ценность урока, которая характеризуется воспитывающим содержанием всего учебного материала, используемого на уроке (текстов, упражнений, наглядных пособий и т.д.); организационной четкостью и деловой насыщенностью урока; сознательной дисциплиной учащихся во время урока, вдумчивым отношением школьников к работе, умением учителя сочетать коллективные и индивидуальные формы работы, уделять внимание каждому ученику, учитывать его индивидуальные особенности; справедливостью, мотивированностью и правильным комментированием учителем оценки ученика; умениями учителя держаться в классе.

  2. Развивающая ценность урока, т.е. развитие у школьников активности и самостоятельности в процессе учебной деятельности; внимание к тому, какими приемами пользуется учитель при ведении урока, какие задания и упражнения он использует и как эти приемы, задания и упражнения способствуют развитию личности и умственного потенциала школьников.

  3. Практическая и образовательная ценность урока, определяемая его итогами и, прежде всего, уровнем обученности школьников соответствующему виду (видам) речевой деятельности, достигнутым в результате совместной работы учителя и учащихся на уроке. Таким образом, в процессе анализа итогов урока необходимо сравнить указанный уровень со «стартовым» уровнем работы с определенным учебным материалом и измерить полученные результаты, как бы ни была тонка и трудноопределима разница между «стартовым» и достигнутым уровнями. Образовательная ценность урока характеризуется также приобретением учащимися знаний.

Лингводидактические критерии анализа и оценки урока, по мнению Б.М. Есаджанян, предполагают:

  1. обязательную коммуникативную направленность процесса обучения по отработке любого материала на уроке;

  2. соответствие избранных учителем приемов работы и способов работы специфике методики обучения неродному языку;

  3. правильность речи учителя, недопустимость грамматических, стилистических, интонационных и других ошибок в его речи.

В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны взаимосвязаны.

 

3. Требования к современному уроку.

В соответствии с новыми стандартами появились новые требования к уроку.

Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.

Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.

Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Таким образом, изменились подходы к анализу современного урока.

 

4.Примеры уровней оценки.

Итак, основной вид деятельности учителя-это урок. Один из современных подходов к оцениванию эффективности степени урока является системно-деятельностный подход. Рассмотрим примеры уровней оценки в анализе урока на основе методики Скворцовой Г.И. Реализация деятельностного подхода требует практической ориентации урока, организации собственной активности обучающихся.

В этом подходе предлагается оценивать работу учителя на уроке по уровням и баллам. Самый низкий уровень — это 0-ой- оценка 0 баллов, самый высокий 4 уровень и оценка 10 баллов.

Общий принцип выделения уровней

По каждому параметру урока задаётся четыре качественных уровней обучающей деятельности учителя на уроке (не считая нулевой).

Нулевой уровень фиксирует отсутствие требуемого умения.

Уровни 1-2 относятся к планированию обучающей деятельности учителя (планированию урока), а уровни 3-4 – к реализации замысла на уроке.

Третий уровень свидетельствует о том, что учитель умеет грамотно реализовать свои планы на уроке и достичь запланированных целей. Высший, четвёртый уровень фиксирует импровизационную способность учителя — способность по ходу урока реагировать на изменение ситуации в классе, достраивать, изменять сценарий урока в зависимости от вариантов непонимания, ошибок учащихся.

Оценка выставляется по 10-балльной шкале. Рекомендуется жёсткая фиксация баллов по каждому уровню для обеспечения большего разрыва между уровнями: 0-й уровень – 0 баллов; 1-й уровень – 1 балл; 2-й уровень — 4 балла; 3-й уровень – 7 баллов; 4-й уровень – 10 баллов.

1. Целеполагание.

Критерий: диагностичность целей урока, предполагающих обучение и развитие; вовлечение учеников в постановку цели на уроке.

Для определения цели учителю нужно дать ответ на главный вопрос: что должен научиться делать ученик на этом уроке?

Уровневые показатели

0-й уровень: цели урока не сформулированы.

1-й уровень: учитель сформулировал как обучающую цель (что должен знать ученик), так и развивающую.

2-й: учитель сформулировал цели диагностично, измеримо как образовательный результат ученика (то есть дал ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик за 45 минут урока).

3-й: учитель на уроке организует ситуацию постановки учениками цели урока как собственной учебной задачи или ставит цель сам, но проверяет её понимание учениками и создаёт мотивацию её достижения.

4-й (сценарный уровень): учитель вовлекает учеников в корректировку, доуточнение цели, учебной задачи при изменении запланированной ситуации.

2. Содержание образования

Критерий: различение учителем содержания образования (чему учу) и содержания учебного материала (с помощью чего учу); вовлечение на уроке учеников в проектирование, выбор способа деятельности.

Если для определения цели урока учитель должен дать ответ на вопрос: «Что должен научиться делать ученик на данном уроке?», то для выделения содержания образования нужно ответить на вопрос «Как я, учитель, делаю это сам?»

Уровневые показатели

0-й уровень: содержание образования не определено и не различено с учебным материалом, т.е. нет ответа на вопросы: «Что должен научиться делать ученик на данном уроке?» и «Как я, учитель, делаю это сам?».

1-й уровень: учитель назвал единицу содержания образования и учебный материал (например, учебный материал – безударные гласные в корне слова, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора безударной гласной в соответствии с правилом), но не представил модель единицы содержания (схему, алгоритм, понятие, способ, различение).

2-й: учитель разработал и представил модель единицы содержания (схему, алгоритм, понятие, способ, различение); выделил все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения).

3-й: единица содержания на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии.

4-й (сценарный): на уроке учитель, реагируя на ошибки учеников, «включает» незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования.

3. Содержание учебного материала.

Критерий: способность учителя подобрать учебный материал для эффективного освоения запланированной единицы содержания образования на основе собственной мотивации учеников.

Уровневые показатели

0-й уровень: учебный материал подобран фрагментарно, не отражает требований программы и (или) исходного уровня обученности учащихся класса.

1-й уровень: учитель обосновал подбор учебного материала в соответствии с целями урока, единицей содержания и программными требованиями

2-й: учитель подобрал учебный материал и в ходе анализа урока обосновал подбор материала с учетом мотивации, интереса детей (учебный материал содержит проблемность, привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации).

3-й: подбор учебного материала позволил ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования на основе их собственной мотивации, интереса.

4-й (сценарный): учитель с учетом результатов диагностики по ходу урока импровизационно подбирает, конструирует, заново структурирует учебный материал.

4. Структура урока.

Критерий: соответствие выбранной структуры цели урока и полной психологической структуре деятельности ученика.

Уровневые показатели

0-й уровень: структура урока не соответствует типу и цели урока: 2 и более этапов урока включены или исключены из структуры необоснованно (или проведены после звонка).

1-й уровень: учитель обосновал соответствие запланированного им набора этапов урока поставленной цели (нет лишних или недостающих этапов).

2-й: на уроке все запланированные этапы организованы до звонка.

3-й: на уроке этапы организованы в соответствии с планом и соответствуют полной психологической структуре деятельности ученика: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов).

4-й (сценарный): учитель при необходимости на основе педагогической диагностики меняет запланированную структуру в силу изменения ситуации (возвращается к уже пройденным этапам, например постановочному и мотивационному, включает новые или исключает какие-либо этапы для максимальной эффективности достижения целей урока).

5. Межэтапные связи.

Критерий: наличие внешней и внутренней логики между этапами на уроке, организующей понимание учащихся при освоении единицы содержания образования

Уровневые показатели

0-й уровень: отсутствие внешней и внутренней логики между этапами (0 баллов).

1-й уровень: продумана и обоснована внешняя логика при переходе от этапа к этапу как логика учебного материала (связь этапов учебным материалом, общей темой или же просто словесная – логические «мостики»).

2-й: учитель выстроил и обосновал внутреннюю логику при переходе к следующему этапу как логику деятельности (связующим звеном является способ или запланированная единица содержания образования, осваиваемая на данном уроке).

3-й: организация учителем на уроке «точек» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: работа с пониманием учащимися логики переходов от одного этапа к другому (какова была задача этапа, что уже сделано, можно ли переходить к следующему этапу, что предстоит делать далее, готовность к переходу на новый этап).

4-й (сценарный): учитель не только обсуждает с учениками логику «движения» на уроке, но и вносит оперативные изменения в структуру урока на основе педагогической диагностики и детской рефлексии.

6. Формы обучения.

(индивидуальная, индивидуализированная, групповая, фронтальная и др.)

Критерий: соответствие выбора форм обучения запланированной цели и единице содержания образования, результатам педагогической диагностики и рефлексии учеников на уроке.

Уровневые показатели

0-й уровень: запланированные формы обучения не позволили реализовать цели урока (реальный результат урока по итогу экспресс-диагностики не превышает 5 баллов, т.е. 50% учащихся и более не справились с заданиями). Необоснованно используются формы организации деятельности учащихся на уроке.

1-й уровень: запланированные формы обучения соответствуют поставленной цели урока и единице содержания.

2-й: при планировании урока выбор форм обоснован данными педагогической диагностики с предыдущих уроков (прогноза вариантов ошибок и «слабых» мест в знании учеников) и детской рефлексии: учитель прогнозирует ошибки учеников, планирует работу на основе этого прогноза.

3-й: на уроке учитель следует плану: применяет запланированные формы обучения и диагностические задания. Итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся проведена в соответствии с запланированными целями и подтверждает обоснованность выбора форм. Проблематизация «правильных ответов» учеников не проводится.

4-й (сценарный): урок организуется в форме учебного сотрудничества, осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Неправильные ответы не отбрасываются. При необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения.

7. Методы обучения.

Критерий: соответствие используемых методов (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики.

Уровневые показатели

0-й уровень: выбор методов не соответствует целям урока, особенностям осваиваемой единицы содержания образования, не обоснован данными педагогической диагностики (0 баллов).

1-й уровень: учитель обосновал выбор методов в соответствии с целями урока и особенностями изучаемой единицы содержания.

2-й: учитель обосновал выбор методов данными психологической (особенности контингента учащихся) и педагогической диагностики (результаты освоения, типы ошибок, варианты понимания) на предыдущих уроках.

3-й: учитель применяет запланированные методы обучения, что позволяет включить ученика в качестве активного субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи (цели), планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция.

4-й (сценарный): учитель с учётом ситуации (в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики) вносит изменения в запланированные методы обучения (например, может перейти от запланированных репродуктивных методов к продуктивным – поисковым, проблемным – в случае необходимости: для доопределения задач или уточнения, перепроектирования уже полученного, но «не работающего» способа).

8.Подведение итогов урока.

Уровневые показатели

1-й уровень: учитель обсуждает с детьми, чему они научились, сам выставляет оценки.

2-й уровень: в ходе совместного анализа и рефлексии учитель даёт обоснованную оценку результатам урока.

3-й уровень: учитель с детьми соотносит запланированные и достигнутые результаты, намечает дальнейшие шаги, отмечает продвижение учащихся.

4-й уровень (сценарный): учитель организует оценивание итогов урока на основе предварительно выработанных критериев, с учётом самооценки, взаимооценки.

8. Самоанализ.

Умение учителя анализировать собственную обучающую деятельность на уроке с целью её коррекции.

Критерии:

Самостоятельное обоснование учителем всех позиций анализа урока.

Следование логике (алгоритму) анализа (цель – средства – результат).

Адекватность самооценки учителя (различение замысла и реализации урока; оценка эффективности урока с учётом его результативности по каждой названной цели).

0-й уровень: отсутствие самоанализа.

1-й уровень: учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ урока.

2-й уровень: в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока.

3-й уровень: в ходе анализа и рефлексии представлено обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель-средства-результат».

4-й уровень (сценарный): учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока — с учётом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.

Таким образом, в основу критериев также заложены принципы реализации компетентностного подхода на уроке:

ученик сам ставит цель,

сам проектирует или выбирает средства,

сам оценивает результат и корректирует свои действия.

Неотъемлемой частью урока становится работа с мотивацией, интересом учащихся.

 

 

 

Заключение

Таким образом, анализ урока -это основной источник знаний о качестве образования в школе, о психолого-педагогических и методических возможностях учителя, это средство изучения и обобщения педагогического опыта, часть научно-методического исследования. Это способ улучшения качества преподавания, показатель уровня сформированности профессиональной компетентности учителя, индикатор теоретической и практической подготовки учителя. Главная цель анализа урока – повысить эффективность и качество образования. Необходимо применять системно-деятельностный, компетентностный подходы к анализу современного урока. Современной методикой системы оценки урока по ФГОС является методика Г. И. Скворцовой.

Скачать статью

×
×