Автор: Руденко Виктория Николаевна
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики.
Младший дошкольный возраст – очень важный период для всестороннего развития ребенка. Эти годы жизни являются переходным этапом в развитии малыша. У ребенка еще немало общего с детьми меньшего возраста, и вместе с тем уже появляются новые возможности в овладении навыками общения, игровой деятельности, в усвоении первичных сведений об окружающем мире. Поэтому жизнь детей с момента перехода во вторую младшую группу приобретает новое содержание: они постепенно включаются в систематическую и обязательную обще-групповую учебную деятельность, в выполнение трудовых поручений; у ребенка развиваются и совершенствуются игровые навыки; малыш усваивает новые, более сложные правила, определяющие его поведение, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Главной задачей педагога является создание благоприятных условий для полноценного физического и психического развития ребенка. Для решения проблемы создания благоприятных условий, я в своей работе для себя ставлю следующие задачи: при взаимодействии с детьми данного возраста учитывать возрастной состав группы, психологическую характеристику группы, т.е. темперамент каждого ребенка, его подвижность, индивидуальные особенности, познавательные интересы, показатели развития, также следует учитывать количественное соотношение мальчиков и девочек, социальные условия жизни детей.
Реализации поставленных задач способствует созданная развивающая предметно-пространственная среда группового помещения. Все пространство группы, предназначенное для детей этого возраста, используется целенаправленно и нацелено на создание эмоционально-благоприятной атмосферы и всестороннего развития детей. Основными принципами построения предметно-пространственной среды является оптимальная насыщенность, трансформируемость, доступность, вариативность и безопасность. Созданы центры, где размещены игрушки, дидактические пособия, конструкторы, разные по форме, цвету, величине, различные виды шнуровок, пирамидки, мозаика и т. д. Так созданы центр физического развития, центр художественно – эстетического развития, центр игр, центр конструктивной деятельности, центр уединения и другие (слайд 2).
Нужно сказать о том, что данные центры постоянно обновляются, что доставляет детям радость и удовольствие, а главное — побуждает их к игровой деятельности, что и является главной целью их создания.
Необходимо отметить, что именно игра является основным методом развития детей. Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни. (слайд 3,4).
Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной образовательной деятельности. Что, конечно же, сказывается на их развитии в целом. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к овладению знаний.(слайд 9)
Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок перестал быть объектом педагогического воздействия и стал активным участником творческой деятельности, цель которой-активизация его собственных знаний и умений. Каждый ребенок ненасытен и любознателен в познании окружающего мира. И конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.(слайд 10)
Игры со светом-самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Эксперименты с цветными стеклышками- это настоящая магия и волшебство. (слайд 7.8)
Фонарик-это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же появится сегодня за ширмой? (слайд 5)
А что, если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованным лесом, а сзади этой картинки поставить к примеру, белку или ежика и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же живет в лесу?».
Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ни чего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках.(слайд 6)
Когда я первые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях. Игры можно использовать на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях, при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира; при решении математических задач; так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня, с совместной работе детей и родителей дома.
Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательный процесс.
Цель игр с фонариком-расширить и закрепить знания детей, посредством дидактической игры «Игры с фонариком». Результатом использование таких игр является: повышение эмоционального, психологического благополучия; улучшение запоминания нового материала; наличие потребностей в овладении новыми знаниями.