Автор: Ушакова Наталья Стефановна
Современные практико-ориентированные задания для текущего контроля по русскому языку как средство реализации ФГОС
Автор: Ушакова Наталья Стефановна
Организация: ГБПОУ РК «Крымский колледж общественного питания и торговли»
Населенный пункт: г. Симферополь
Аннотация. В статье представлен опыт использования практико-ориентированных заданий по русскому языку в процессе подготовки обучающихся по профессии 21. 02. 19. Землеустройство.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, ФГОС, подготовка землеустроителя, методика преподавания русского языка.
В современном мире необходимо обновление уроков русского языка практической направленностью. Каждый учитель слышал хоть раз от обучающихся: «А как это нам пригодится в жизни?» Конечно, если мы говорим о русском языке, то можем очередной раз напомнить учащимся, что это наш родной язык, богатый и красивый, знать и любить его необходимо. Предмет должен быть интересным. Интерес к его изучению приходит лишь тогда, когда обучающийся получает ответ все на тот же вопрос: «А как это нам пригодится в жизни?» Но ответ он получает не из уст учителя, а методом собственных размышлений через практико-ориентированные задания на занятиях. Только личная уверенность в том, что этот предмет необходим обучающемуся, вдохновит его на добросовестное изучение.
Практико – ориентированное обучение – это процесс освоения образовательной программы с целью формирования профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач.
Цель практико – ориентированного обучения – формирование у обучающихся умений и навыков практической работы, востребованных в разных сферах профессиональной деятельности, а также формирования того, где, как и для чего полученные знания, умения и навыки применяются на практике.
В данной статье будут приведены примеры практико — ориентированных заданий для текущего контроля по русскому языку, соответствующих подготовки по профессии 21. 02. 19. Землеустройство.
Практико-ориентированные задания.
Первостепенная задача для землеустроителя – быть внимательным, выполнять точные расчеты и умение их оформлять. Будущим профессионалам можно предложить задания на орфографическую зоркость в игровой форме.
Например:
- Проверку знаний орфоэпических норм можно проводить в письменной форме на отдельных листах, а именно – предложить обучающимся составить плакат «Давайте говорить как петербуржцы». Если обучающимся позволяет время на уроке, то можно разрешить разработать свои правила поведения в общественном транспорте в различных стилях речи.
- Подготовив заранее текст с пропущенными орфограммами и неверно расставленными знаками препинания, можно обыграть ситуацию, когда машинист должен передать важное сообщение диспетчеру, в котором предварительно необходимо исправить ошибки.
- Можно попросить обучающихся описать портрет идеального машиниста, используя не менее 7 художественно-изобразительных средств.
Кроме управления транспортом, профессия машиниста подразумевает постоянное общение с людьми. Большее доверие вызывают сотрудники, которые хорошо воспитаны и образованы, поэтому грамотная устная речь также необходима в работе, как и письменная.
- В профессиональной речи землеустроителя часто встречаются числительные. При склонении числительных обучающимися нередко допускаются ошибки. Для того, чтобы отработать склонение числительных и наглядно показать обучающимся необходимость этого знания, можно также обыграть связь с диспетчером или даже ситуацию, в которой землеустроителю необходимо выполнять роль диктора и называть точные измерения.
Обучающиеся должны построить диалог таким образом, чтобы в нем прозвучало хотя бы одно числительное во всех падежах. Группа слушает диалог и проверяет грамотность произношения.
Заключение
Тему каждого урока русского языка можно обыграть в соответствии с любой специальностью. Главное, включить воображение и всегда ставить себя на место обучающихся. Пока они отвечают на вопрос: «А как это нам пригодится в жизни?», мы, преподаватели, должны постоянно задавать вопрос себе: «А как наш предмет поможет избежать сложностей обучающимся в их будущем?» Нам необходимо ставить себя на место будущего профессионала и, глядя вперед, предугадать все ошибки, все языковые трудности, которые наш учащийся может встретить в своей работе. Самая главная задача – научить свободно и уверенно владеть родным языком каждого, кто приходит к нам на урок.
Литература
- Кадневский В. М. История тестов. М.: Народное образование, 2004. — 464 с.
- Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М., «Интеллект центр», 2001. — 296 с.
Ссылки на источники
ФГОС среднего профессионального образования – https://fgos.ru/search/spo/ [дата обращения: 14. 01. 2025]