Современные технологии речевого развития дошкольников

Автор: Шамсутдинова Лилия Минияровна

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

             В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает: ·

— владение речью как средством общения и культуры;

— обогащение активного словаря;  

— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

— развитие речевого творчества;

—  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

           Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии:

· «Обучение составлению творческих рассказов»,

· Мнемотехника,

· Технология синквейна  

— Технология сторителлинг

· Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),

— Здоровьесберегающие технологии

· Минидраматизации, инсценировки

              Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

              Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

             Мнемотехника помогает развивать:

— ассоциативное мышление

— зрительную и слуховую память

— зрительное и слуховое внимание

— воображение

             Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

            Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

            Мнемотаблицы используют для:

— обогащения словарного запаса,

— при обучении составлению рассказов,

— при пересказах художественной литературы,

— при заучивании стихов.

          Технология синквейна. Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Последовательность работы:

· Подбор слов-предметов.

· Подбор слов-действий, которые производит данный объект.

· Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».

· Подбор слов – признаков к объекту.

· Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова — признаки».

· Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.  

Практическая часть

              Сказкотерапия — это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов.

             Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

 · Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

· Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

· Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.

 · Обучение преодолению страхов и трудностей.

· Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

 

Основные методы сказкотерапии

— Прослушивание сказок

— Рассказывание сказки.

— Рисование сказки.

— Сочинение сказки.

— постановки сказки

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы: «Салат из сказок» (смешивание разных сказок);  «Что будет, если… (сюжет задает воспитатель);  «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад); «Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Здоровьесберегающие технологии

·        Артикуляционная гимнастика;

·        Дыхательная гимнастика;

·        Пальчиковая гимнастика;

·        Зрительная гимнастика

·        Физминутки;

·        Массаж и самомассаж;

·        Психогимнастика

·        Релаксация.

Все эти упражнения тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

           Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему).

           Рассказы могут быть описательными и повествовательными (сюжетными)

           В связи с этим можно выделить три категории рассказов:

1. Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);

2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);

3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений)

          Третья категория рассказов – в полном смысле творческая, которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации.

         Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов:

· текст реалистического характера;

· текст фантастического характера.

Отдельно можно выделить обучение детей творческому рассказыванию по картинам по технологии Т.А. Ткаченко, представляющее собой использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию.

                Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

    Технология  Сторителленг 

 Сторителленг — педагогическая технология, которая широко применяется в обучении. Она выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Задачи сторителлинга :

• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

• систематизировать и донести информацию;

• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

• наглядно мотивировать поступки героев;

• сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет :

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

                Все перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.

×
×