Автор: Шамсутдинова Лилия Минияровна
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Речевое развитие» включает: ·
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря;
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества;
— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии:
· «Обучение составлению творческих рассказов»,
· Мнемотехника,
· Технология синквейна
— Технология сторителлинг
· Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок),
— Здоровьесберегающие технологии
· Минидраматизации, инсценировки
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехника — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать:
— ассоциативное мышление
— зрительную и слуховую память
— зрительное и слуховое внимание
— воображение
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы используют для:
— обогащения словарного запаса,
— при обучении составлению рассказов,
— при пересказах художественной литературы,
— при заучивании стихов.
Технология синквейна. Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Последовательность работы:
· Подбор слов-предметов.
· Подбор слов-действий, которые производит данный объект.
· Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия».
· Подбор слов – признаков к объекту.
· Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова — признаки».
· Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.
Практическая часть
Сказкотерапия — это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов.
Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
· Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
· Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
· Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
· Обучение преодолению страхов и трудностей.
· Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Основные методы сказкотерапии
— Прослушивание сказок
— Рассказывание сказки.
— Рисование сказки.
— Сочинение сказки.
— постановки сказки
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы: «Салат из сказок» (смешивание разных сказок); «Что будет, если… (сюжет задает воспитатель); «Изменение характера персонажей (сказка на новый лад); «Введение в сказку новых атрибутов, героев».
Здоровьесберегающие технологии
· Артикуляционная гимнастика;
· Дыхательная гимнастика;
· Пальчиковая гимнастика;
· Зрительная гимнастика
· Физминутки;
· Массаж и самомассаж;
· Психогимнастика
· Релаксация.
Все эти упражнения тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.
Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей является систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему).
Рассказы могут быть описательными и повествовательными (сюжетными)
В связи с этим можно выделить три категории рассказов:
1. Рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);
2. Рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа);
3. Рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений)
Третья категория рассказов – в полном смысле творческая, которая требует от ребенка умения видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации.
Технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов:
· текст реалистического характера;
· текст фантастического характера.
Отдельно можно выделить обучение детей творческому рассказыванию по картинам по технологии Т.А. Ткаченко, представляющее собой использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию.
Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Технология Сторителленг
Сторителленг — педагогическая технология, которая широко применяется в обучении. Она выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Задачи сторителлинга :
• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
• систематизировать и донести информацию;
• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
• наглядно мотивировать поступки героев;
• сформировать желание общаться.
Метод сторителлинга позволяет :
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.
Все перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.