«Современные воспитательные технологии в общеобразовательной школе»

Автор: Папакина Екатерина Алексеевна

Е.А.Папакина

                                                                                                                Пятигорск

Современные  воспитательные технологии в общеобразовательной школе.

    Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более тридцати лет назад в США. В 80-е годы она получила распространение во всех развитых странах, в том числе и в СССР. А сегодня мы просто не можем представить нашу современную педагогику без обучающих и воспитательных технологий.

    В основе современной педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его диагностирование и проектирование, возможность анализа путем поэтапного воспроизведения, а также предсказуемость ожидаемых результатов. Современная педагогика стремится быть в ряду научных дисциплин, для которых главной задачей является точность в определении конечного результата знаний путей его достижения.

    Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

  Современные педагогические технологии- это сложные системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

   В зависимости от целей и от того, насколько им соответствуют задачи, содержание, методы и формы учебно-воспитательного процесса, складываются инновационные или традиционные, результативные или малоэффективные педагогические технологии.

    Внедрение технологического подхода в практику школьного образования обнаружило тенденцию более быстрого развития технологии обучения по сравнению с технологией воспитания. Видимо, это связано с тем, что технология обучения  в меньшей мере зависит от субъективных факторов, поскольку правила русского языка или законы физики не зависят от отношения к ним ученика. Поэтому процессы создания и осуществления воспитательных технологий значительно сложнее, так как в основе их всегда лежат отношения между учителем и учащимися и они требуют от педагога умения вести за собой школьников, чтобы те сами выбрали отношение к делу, которое предлагает педагог, к личности учителя.

    Итак, что же такое современные воспитательные технологии? Это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между учителем и учениками, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель.

  Современные воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: диагностирование, целеопределение, проектирование, конструирование, организационно-деятельностный и контрольно-управленческий.

   Для технологии процесса воспитания имеет огромное значение диагностично поставленная цель. Это главный и определяющий успех воспитательной технологии, компонент деятельности педагога. Но процесс постановки диагностичной цели воспитания совсем не прост.

    Не могу не согласиться с  А.С.Макаренко, который заметил, что педагогика, в особенности теория воспитания, есть прежде всего наука целесообразная. Чем шире и

значимее цели воспитания, тем цель становится необъятнее и на практике не реализуется. Когда же цель конкретизируется, она легко достигается.

    Проблема цели воспитания в настоящее время особенно актуальна, потому что

происходит отказ от прежних ценностей и ориентиров и выработка новых. Поэтому мне близка позиция П.И.Пидкасистого, автора учебника «Педагогика», предлагающего общую цель воспитания сформулировать так, что она будет максимально приближена к индивидуальности каждого ребенка: формирование личности. способной строить жизнь, достойную Человека. А в свете последних событий(я имею ввиду мировой кризис) хочется добавить, что обязательно Человека успешного. Ведь именно мы, педагоги, должны помочь  нашим детям стать успешными, создать на своих уроках, на классных и школьных мероприятиях ситуацию успеха, чтобы ребенок, не понимающий, а поэтому ненавидящий математику, решив хоть один пример при граммотно построенной работе учителя, наконец поверил в себя, в свои силы. Или скромный и застенчивый, боящийся быть ведущим на школьном празднике, с помощью учителя сможет реализовать себя и поверит, что все у него получится, вот тогда

и получатся у нас   сформированные  личности, у которых в жизни обязательно все получится. 

    Цель воспитания должна опираться на ценностные отношения ученика к социально-культурным ценностям: человеку, природе,

обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, добру,истине,красоте,совести,долгу,любви,справедливости,ответственности,дружбе.

   Диагностично поставленные цели воспитания предполагают определять через результаты, которые ожидает педагог. В формулировке диагностичных целей должно содержаться действие: понимает, знает, умеет, проявляет интерес.

   Педагог при постановке  диагностических целей в процессе создания технологии воспитательного процесса должен ответить на следующие вопросы: какие ценности, личностные смыслы я хотел бы передать ученику? Какие конкретные умения, навыки или личностные качества будут формироваться в процессе осуществления данной технологии? Каким образом можно продиагностировать, насколько сформировано конкретное качество? В каких поступках, действиях, качествах личности ученика будет проявляться его отношение к миру, к людям, к  труду, к себе?

    Когда цель определена и сформулирована диагностично, проводится предварительная оценка уровня воспитанности, или уровня сформированности определенного   качества личности, или целого комплекса качеств и умений.

    Следующим шагом является разбивание педагогического процесса на компоненты, которые позволяют осуществлять воспитание на технологическом уровне. Он включает в себя отбор содержания, форм, приемов и методов воспитания. В этом процессе реализуются опыт и мастерство педагога, его профессионализм, педагогическая интуиция и знание психологических особенностей детей.

    Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

    Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и ее пошаговый анализ, который может произойти либо в сознании педагога, либо  в процессе обсуждения с коллегами. Хорошо разработанная воспитательная технология характеризуется тем, что при отсутствии хотя бы одного звена вся технология перестает работать.

    Рассмотрим пример воспитательной технологии-технологии организации и проведения школьного праздника «Мир народам Кавказа».(Этот праздник мы приурочили к «Дню народного единения»).Надо сказать, что в классах в предыдущие годы проводились мероприятия, воспитывающие толерантность, но такой праздник, в котором участвовали ученики с 1 по 11 класс, был запланирован впервые. Как показала диагностика(анкетирование учащихся) ребята очень хотели, чтобы такой праздник прошел в школе.(В школе учатся ребята более 15 разных национальностей, поэтому им было интересно узнать много нового о другой культуре, традициях, обычаях, кухне.)

Воспитательная цель была поставлена: формирование ценностного отношения к миру, к людям разных национальностей, их культуре, традициям, обычаям, литературе, танцам, труду, кухне. И к себе.

     Технологическая цепочка нашего воспитательного дела была следующая:

-подготовительный этап(предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка заданий и материалов);

-психологический настрой, или начало воспитательного дела;

-содержательная деятельность;

-завершение;

-рефлексия;

-проекция на будущее.

   На первый взгляд может показаться, что от традиционного подхода к проведению

воспитательного мероприятия воспитательная технология практически не отличается, но для осуществления воспитательной технологии необходимо выполнение некоторых правил, которые будут определять характер, работоспособность и эффективность воспитательной технологии:

-организация и проведение воспитательного дела, строгое соблюдение его логической структуры;

-высокий культурный уровень содержания и форм этого дела;

-организация духовного «напряжения» воспитательного дела;

-непродолжительная подготовка дела,  чтобы дети не потеряли интереса к нему;

-использование всех трех каналов восприятия: слухового, зрительного и сенсорного.

Когда каждое логическое звено воспитательной технологии соотнесено с правилами эффективности, успех гарантирован, если, конечно, содержание соответствует целям.

   Подготовительный этап, хоть и был не очень продолжительным, но это была почти половина дела.

Итак, всем классам было предложено выбрать национальность, которую они будут представлять на празднике. Национальности были предложены из числа тех, которые проживают на Северном Кавказе. Каждый класс, выбрав национальность, должен был подготовить компьютерную презентацию,

в которой должен был познакомить с символикой, географическим положением, особенностями, знаменитыми людьми, гордостью нации. Второе задание заключалось в том, чтобы продемонстрировать национальный костюм, обязательно рассказав о нем.Третье -показать обычай или обряд своей национальности. Следующий конкурс был творческий: нужно

было представить танец, песню или стихотворение. Последнее задание – представить национальное блюдо, рассказав о нем.

    Интерес к делу у ребят проявился, как только им прочитали Положение праздника.

Как только были разобраны национальности, закипела работа  по подготовке во всех классах. Ребята после уроков в компьютерном классе вместе с классными руководителями делали презентации, искали материал, обсуждали, какие песни, танцы, обряды, обычаи будут показывать, какие блюда приготовят, рассматривали в Интернете костюмы, интересовались историей их создания. Некоторые классы сшили костюмы сами на уроках  технологии, другим посодействовали родители, а кто-то взял на прокат- равнодушных не было. И учеников, и учителей захватило интересное дело. После уроков из каждого кабинета звучала национальная музыка-ребята репетировали. И вся

эта приятная суета была наполнена радостью, весельем, отличным настроением. Так что психологический настрой был дан еще задолго до начала самого праздника.

   А в день самого праздника царил такой доброжелательный настрой в школе, что после приветствия весь зал расцвел улыбками. И не было здесь уже не малышей, не старшеклассников, не учителей — все были равноправными участниками происходящего действа, добрыми друзьями.

Надо сказать, что побежденных на этом празднике не было: все классы замечательно представили свои презентации, продемонстрировали костюмы и рассказали о них, в этих же костюмах знакомили с традициями, обычаями, обрядами разных национальностей, читали стихотворения национальных поэтов, исполняли  лезгинку и калинку-малинку, кадриль, водили русский хоровод. Зал взрывался от аплодисментов, несмотря на то что это  был конкурс, и жюри должно было определить лучших.

   Завершением праздника был конкурс национальных блюд. По условиям конкурса каждый класс должен был приготовить одно блюдо, но этим почему-то никто не ограничился, каждому хотелось проявить себя. Поэтому рефлексию проводили дружными аплодисментами и дружеским обмениванием вкусных блюд, от которых минут через 20 ничего не осталось. Проекция на будущее была определена сразу же за поеданием вкусных пирогов: ребята решили, что праздник должен стать в школе традиционным.

    Сложность и неоднозначность воспитательного воздействия,

многообразие факторов, влияющих на формирование личности ученика, не позволяют осуществить полный контроль и на его основе обратную связь. Личность ребенка развивается и формируется целостно, и наше воздействие может потонуть в массе других влияний. И все же по отношению ученика к учителю, к другим детям можно судить о достижении цели, а, набравшись терпения, через некоторое время учитель увидит результаты своего труда в действиях, умениях, поступках и проявлении личностных качеств своих учеников.

 

                                                                                                                                      

×
×