Автор: Арифуллина Эльмира Абдулкаюмовна
Современный российский национальный воспитательный идеал.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
• в соответствии с национальным приоритетом;
• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
• согласно Конституции Российской Федерации;
• согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Современный российский национальный воспитательный идеал.
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
· это развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
· формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
· усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
· формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
· приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
· достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО.
Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных)
ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования:
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
— воспитание человека, знающего и любящего свою малую родину, свой край, имеющего представление о Родине — России, ее территории, расположении;
— принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
— понимать свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства;
— понимать значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
— иметь первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
— принимать участие в жизни класса, школы, в доступной ему по возрасту социально значимой деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание:
-воспитать человека, уважающего духовно-нравственную культуру своей семьи, народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
— сознавать ценность человеческой жизни, признавать индивидуальность и достоинство каждого человека;
— проявлять сопереживание, оказывать помощь, выражать неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважать старших;
— воспитывать человека, который умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознавать ответственность за свои поступки;
— владеть представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, иметь первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
— сознавать нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявлять интерес к чтению.
3. Эстетическое воспитание:
-воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей;
— проявлять интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
— стремится к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в искусстве.
4. Физическое воспитание, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— бережно относиться к физическому здоровью, соблюдать правила здорового и безопасного образа жизни, в том числе в информационной среде;
— владеть основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
— ориентироваться на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, на занятия физкультурой и спортом;
— сознавать и принимать свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
5. Трудовое воспитание:
— сознавать ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
— проявлять уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление;
— проявлять интерес к разным профессиям;
— участвовать в различных видах доступного ему труда.
6. Экологическое воспитание:
— понимать ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду;
— проявлять любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, живым существам;
— придерживаться экологических норм.
7. Научное познание:
— выражать познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
— обладать первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
— иметь первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Цели, задачи и ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Цели воспитания на уровне основного общего образования.
· развивать личности, создание условий для ее самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
· формировать у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации на уровне основного общего образования.
- усвоение знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС основного общего образования.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования в области гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания, а также формирования ценностей научного познания.
1. Гражданское воспитание:
– воспитать человека, знающего и принимающего свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
— понимать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания;
— проявлять уважение к государственным символам России, праздникам;
-выполнять обязанности гражданина России, реализация своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей;
— выражать неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
— принимать участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности.
2. Патриотическое воспитание:
— осознавать свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру;
— проявлять уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
— проявлять интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России;
— знать и уважать достижения нашей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
— принимать участие в мероприятиях патриотической направленности.
3. Духовно-нравственное воспитание:
— ориентировано на человека, знающего и уважающего духовно-нравственную культуру своего народа, духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества;
— выражать готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков;
— отвергать антигуманные и асоциальные поступки, поведение, противоречащее традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям;
— сознавать соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
— проявлять уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей;
— проявлять интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества.
4. Эстетическое воспитание:
— понимать ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
— проявлять эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей;
— сознавать роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
— ориентирован на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— понимать ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
— выражать установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность);
— проявлять неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимать их последствия, вреда для физического и психического здоровья;
— осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей), стремится управлять собственным эмоциональным состоянием;
-адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
6. Трудовое воспитание:
— ориентировано на ученика, который уважает труд, результаты своего труда, труда других людей;
— проявлять интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
— сознавать важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе;
-участвовать в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— выражать готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов, потребностей.
7. Экологическое воспитание:
— понимать значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
— сознавать свою ответственность как граждан и потребителей в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— выражать активное неприятие действий, приносящих вред природе;
— ориентироваться на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
-ориентироваться на воспитание человека, участвующего в практической деятельности экологической и природоохранной направленности.
8. Ценности научного познания:
— выражать познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
— ориентироваться в своей деятельности на научные знания о природе и обществе, знают о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
— развивать навыки использования различных средств познания, навыки накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде);
— демонстрировать навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Цели, задачи и ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования.
Цель воспитания обучающихся на данном уровне образования – это развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе традиционных российских ценностей (жизни, достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, созидательного труда, приоритета духовного над материальным, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и преемственности поколений, единства народов России), а также принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации на уровне среднего общего образования:
· усвоить обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
· формировать и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
· приобретать соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
· достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС СОО.
1. Гражданское воспитание:
Наша задача – воспитать человека, знающего и принимающего свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
-сознавать своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания;
-проявлять готовность к защите Родины, аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду;
-ориентироваться на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан;
-осознавать и деятельно выражать неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности;
-обладать опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтерском движении, экологических, военно-патриотических и других объединениях, акциях, программах).
2. Патриотическое воспитание:
-осознавать свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре;
-осознавать причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность;
-проявлять деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России;
-проявлять уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности.
3. В области духовно-нравственного воспитания:
— проявлять приверженность к традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;
— оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям;
— проявлять уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан;
-понимать и деятельно выражать ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
— держать ориентир на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимать брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности;
-обладать сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры.
4. Эстетическое воспитание:
— стремиться воспитать человека, выражающего понимание ценностей отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия;
-проявлять восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние;
-проявлять понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве;
— ориентированно на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
5. Физическое воспитание, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— понимать и выражать в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей;
-соблюдать правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде;
— выражать на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдает и пропагандирует безопасный и здоровый образ жизни;
— проявлять сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимает их вред для физического и психического здоровья;
-демонстрировать навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием;
— развивать способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
6. Трудовое воспитание:
— воспитать человека, уважающего труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа;
-проявлять способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наемного труда;
-участвовать в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации;
— выражать осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
— понимать специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готов учиться и трудиться в современном обществе;
-ориентироваться на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
7. Экологическое воспитание:
-демонстрировать в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде;
-выражать деятельное неприятие действий, приносящих вред природе;
-применять знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве;
-иметь и развивать опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвовать в его приобретении другими людьми.
8. Ценности научного познания как направление воспитания раскрываются в следующих целевых ориентирах:
— выражать познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих интересов, способностей, достижений;
-обладать представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражают понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России;
-демонстрировать навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений;
— развивать и применяют навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.