Автор: Голова Татьяна Валерьевна
В жизни современного общества происходят серьезные изменения, которые влияют и на школьное образование.
В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет в рамках нового стандарта.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Новый образовательный стандарт предполагает, что главным * содержанием образования становится развитие личности , которое в системе общего образования обеспечивает прежде всего формирование универсальных учебных действий.
Что же подразумевает под собой термин УУД*
Совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Одной из функций УУД является обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Самоконтроль , целеполагание, рефлексия
Коммуникативные способности как один из видов УУД основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей (партнера по общению или деятельности, умении слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.)
Основная идея Стандарта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях?
Учебный предмет «Русский язык» в школьной программе занимает особое место, так как в его задачи входит следующее: научить пользоваться словом, а не только правилами на письме; привить любовь к прекрасному, развить логическое мышление обучающегося. Обязательным этапом современного урока русского языка является использование текста в качестве главной дидактической единицы. Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка в условиях реализации обновленного ФГОС основного общего образования является важной составляющей современной школьной практики
Современный урок русского языка в условиях обновлённого ФГОС ООО должен включать следующие шесть основных этапов:
— мобилизация (предполагает включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность);
— целеполагание (обучающиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
— осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой обучающиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
— коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
— взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке)
В концепции модернизации современного образования провозглашается компетентностный подход, который предполагает развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, умение вести диалог. Наиболее эффективно реализовать компетентностный подход на практике позволяет групповая форма работы.
При групповом обучении возникает учебный коллектив, влияющий на становление личности каждого.
ученики придерживаются определённых правил:
— уметь слушать каждого участника группы;
— высказывать свои мысли, даже если они кажутся неверными;
— не приписывать себе успех.
Выделяются следующие этапы работы группы:*
1. Подготовка к выполнению группового задания:
а) постановка задачи;
б) инструктаж о последовательности работы;
в) раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б) распределение заданий внутри группы;
в) индивидуальное выполнение задания;
г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
д) подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть:
а) сообщение о результатах работы в каждой группе;
б) анализ познавательной задачи, рефлексия;
в) общий вывод о работе групп и достижениях при выполнении поставленной задачи.
Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и способности каждого учащегося, открывает большие возможности для группы, для возникновения коллективной познавательной деятельности. Каждый ученик может поверить в свои силы, почувствовать интерес к предмету.
современные образовательные технологии могут помочь сделать уроки русского языка более индивидуализированными и адаптированными к потребностям каждого ученика.
Одной из технологий, развивающих высоко востребованные в современном обществе компетенции, является проектная технология. Использование данной технологии активизирует мыслительную и практическую деятельность обучающихся в процессе овладения учебным материалом, повышает уровень самостоятельности и инициативности при выполнении учебных задач, способствует формированию умения применять полученные знания на практике, развивает творческие способности обучающихся, формирует умения работать в группе.
Участники проекта активно взаимодействуют на всех этапах реализации метода, осознают успешность образовательной деятельности, что способствует повышению интереса к изучаемому учебному предмету и влияет на эффективность образовательного процесса в целом, так как в ходе проектной деятельности формируются как предметные, так и метапредметные умения.
Примеры использования проектных технологий на уроках русского языка в условиях реализации обновлённого ФГОС основного общего образования:
1. Создание интерактивного плаката по теме «Правописание суффиксов причастий». Обучающиеся могут работать в небольших группах, собирать информацию, создавать плакаты и представлять их перед классом.
2. Разработка учебного видео по теме «Морфология и орфография». Обучающиеся разбиваются на группы, снимают и монтируют учебные видео по данной теме.
3. Создание настольной игры по теме «Лексика и фразеология». Обучающиеся разрабатывают правила игры, рисуют карточки и придумывают задания.
4. Проведение исследования на тему «Особенности языка социальных сетей». Обучающиеся анализируют посты в социальных сетях, делают выводы о том, какие особенности языка наиболее распространены.
5. Создание интерактивной презентации по теме «Типы речи». Обучающиеся подбирают примеры текстов разных типов, создают слайды с текстами и анализируют их.
6. Разработка интерактивного теста по теме «Синтаксис и пунктуация». Обучающиеся создают тестовые задания по данной теме и предлагают их для прохождения своим одноклассникам.
7. Проведение ролевой игры по теме «Монолог». Обучающиеся готовят и проводят выступления на различные темы, анализируют выступления своих одноклассников.
8. Создание веб-сайта с уроками русского языка .
Одной из главных технологических инноваций, используемых на уроках русского языка в современных школах, является применение интерактивных досок и специализированных компьютерных программ. С помощью ИКТ учителя могут сделать процесс обучения более интересным и увлекательным для учеников.
Использовать интерактивные доски и компьютерные программы на уроках русского языка можно различными способами. Например:
1. Изучение правил орфографии: учитель может создать интерактивный плакат с основными правилами орфографии, который обучающиеся могут использовать для самопроверки при выполнении заданий.
2. Интерактивное тестирование: после изучения определенной темы, обучающиеся могут пройти тест на интерактивной доске, что позволяет быстро проверить уровень усвоения материала.
3. Использование компьютерных программ для проверки орфографии и пунктуации: обучающиеся могут использовать программу “Орфограммка”, чтобы проверить свои тексты на наличие ошибок.
4. Онлайн-диктанты: учитель может использовать интернет-ресурсы для создания аудиодиктантов, которые обучающиеся могут записать на доске и проверить правописание.
5. Создание презентаций: обучающиеся могут создавать презентации на компьютере и проецировать их на интерактивную доску для обсуждения и анализа.
6. Ролевые игры на основе текстов: обучающиеся могут работать в группах, анализируя тексты и разыгрывая ролевые ситуации на основе прочитанного.
7. Использование виртуальной доски для создания кластеров и ментальных карт: обучающиеся могут совместно создавать и обсуждать идеи по теме урока.
8. Применение онлайн-словарей и справочников: обучающиеся могут искать информацию о словах и их правописании в словарях и справочниках, используя интерактивную доску .
Также на уроках русского языка активно используются коммуникативные методики, которые помогают обучающимся развить свои навыки общения на русском языке и расширить словарный запас. Одним из основных подходов является постановка обучающегося в центр образовательного процесса. Вместо того чтобы просто запоминать правила и теорию, современные учителя стараются создать условия, чтобы ученик мог применить свои знания на практике .
1.Коммуникативные задания – это задания, которые требуют от ученика активного общения на русском языке. Например, учитель может задать вопросы, чтобы ученик выразил свое мнение.
2.Ролевые игры – это ещё один способ применить полученные знания на практике. Во время ролевых игр обучающимся предлагается сыграть разные роли, например, врача и пациента или покупателя и продавца, и вести диалоги на русском языке.
3.Диалоги – это еще один важный элемент коммуникативных методик. Учитель предлагает проводить диалоги друг с другом на русском языке, во время которых обучающиеся могут применить свои знания и попрактиковаться в разговорной речи.
В итоге, благодаря коммуникативным методикам, обучающиеся получают возможность использовать русский язык на практике, улучшить свои навыки общения и расширить свой словарный запас.
Неотъемлемой частью современных образовательных технологий являются онлайн-ресурсы и электронные учебники.
Электронные учебники являются важным инструментом в процессе обучения. Они предоставляют обучающимся доступ к обширным коллекциям материалов, которые могут быть использованы для изучения различных тем. Электронные ресурсы также позволяют учителям контролировать прогресс обучающихся и адаптировать обучение в соответствии с их потребностями.
Одним из преимуществ электронных учебников является то, что они доступны в любое время и в любом месте. Электронные учебники также могут быть интегрированы с другими образовательными ресурсами, такими, как видеоматериалы, интерактивные задания и виртуальные лаборатории. Это делает процесс обучения более интересным и привлекательным для обучающихся, а также позволяет учителю использовать различные методы обучения, чтобы сделать уроки более эффективными.
Примеры использования онлайн-ресурсов на уроках русского языка могут включать следующее:
1. Использование электронных учебников. Обучающиеся могут просматривать и изучать русский язык через электронные учебники, которые содержат интерактивные материалы, видеоуроки, встроенные задания и тесты.
2. Онлайн-словари и энциклопедии. Обучающиеся могут использовать онлайн-словари и энциклопедии для расширения своего словарного запаса и получения дополнительной информации о русском языке.
3. Вебинары и онлайн-уроки. Учителя могут проводить вебинары и онлайн-уроки, где обучающиеся могут участвовать в интерактивных занятиях, задавать вопросы и обсуждать материалы с помощью коммуникационных инструментов в режиме реального времени.
4. Различные приложения и онлайн-ресурсы для изучения грамматики и правописания.Существуют многочисленные приложения и онлайн-ресурсы (например: «Грамота.ру», «Верные слова», «Интерактивный диктант» и др.), которые помогают обучающимся практиковать и улучшать навыки правописания.
5. Платформы для обмена и публикации творческих работ. Обучающиеся могут использовать платформы и онлайн-сервисы для публикации своих творческих работ по русскому языку. Это позволяет обучающимся получать обратную связь от учителей и сверстников, а также делиться своими достижениями .
Это лишь некоторые примеры использования онлайн-ресурсов на уроках русского языка. Важно учитывать цели и потребности обучающихся, а также выбирать ресурсы, соответствующие содержанию и методикам обучения, представленным в обновленном ФГОС основного общего образования.
Таким образом, применение современных образовательных технологий на уроках русского языка в условиях реализации обновленного ФГОС основного общего образования становится неотъемлемым фактором в формировании высокой грамотности и языковой культуры обучающихся. Эти технологии не только позволяют сделать обучение более интересным, эффективным и доступным для каждого ученика, но и способствуют их личностному развитию и успешной адаптации в современном информационном обществе.Все технологии и методы должны быть интегрированы в учебный процесс таким образом, чтобы они дополняли традиционные методы обучения и делали уроки более интересными и эффективными для обучающихся.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения учащихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.