Автор: Соврикова Лариса Андреевна
Введение
В России исторически сложилась трехуровневая система музыкального образования «школа – училище – вуз», зарекомендовавшая себя самым высоким уровнем подготовки музыкантов. Детские музыкальные школы и школы искусств, относящиеся к дополнительному образованию (ДМШ, ДШИ) — это первоначальная ступень музыкального воспитания в России, которая обеспечивает тесную взаимосвязь целей обучения, компетенции выпускников и результатов обучения. Главной задачей дополнительного образования является формирование человека культуры и высоких нравственных устремлений, развитие и становление ученика как личности.
«ДМШ – это колоссальный институт воспитания граждан, воспитания сложной духовной жизни, который потом поможет всем нам, обществу в решении сложных проблем» (М.Швыдкой)
Последние года 3 – 4 ДМШ имени Д.Д. Шостаковича имеет большой конкурс поступающих, которые хотят учиться в школе. (3 – 4 человека на место). Вместе с тем отсев учащихся по итогам каждого учебного года приблизительно равен числу приема (50 – 60 человек). Этот факт, на мой взгляд, заслуживает внимания, анализа и предполагает выводы с последующими действиями!!! Что мы, преподаватели учреждения, можем сделать для того, чтобы обучение детей в музыкальной школе было желанным, успешным и результативным?
Для успешного учебного процесса в рамках обучения в ДМШ необходимо активное взаимодействие и взаимопонимание трех сторон: ученика, его законных представителей (родителей, дедушек и бабушек), а также преподавателя.
1. Важным аспектом педагогической работы является работа с родителями. По собственному опыту знаю, что если преподавателю удалось помочь родителям ученика осознать свою роль в воспитании у ребенка любви к занятиям музыкой, найти с ними человеческий контакт и взаимопонимание в вопросах воспитания, значит, он приобрел надежных сторонников, на которых всегда сможет опереться, ощутить помощь и поддержку.
Положительные результаты труда возможны лишь при постоянной поддержке родителей учащихся – с первых дней обучения они должны прочувствовать соучастие в обучении в музыкальной школе, поэтому надо сразу налаживать самый близкий контакт педагога с родителями учащихся, вводить их в круг проблем, учить их решать эти проблемы, учить помогать начинающим детям, обязательно подсказывая им, как это сделать результативно. Они обязательно должны воспринимать успехи своих детей как результат коллегиальной работы (своей и их ребенка).
Поэтому в помощь в ДМШ имени Д.Д. Шостаковича традиционно в начале учебного года (в первые сентябрьские дни) проводятся тематические родительские собрания (внутриотделенческие, внутриклассные, межотделенческие) по следующей тематике: «Учимся вместе», «Учиться учиться» и т. п., где разъясняется родителям учащихся их роль в обучении учащихся в музыкальной школе, даются конкретные практические советы.
2. Но решающее влияние на результаты учебного процесса имеет роль преподавателя. Музыкальная педагогика держит в руках ключи от многих проблем, внедряясь в самые тонкие вопросы детской педагогики и воспитания. Труд педагога сродни профессии врача, где нельзя ошибиться.
Труд педагога будет результативным и всегда будет цениться учениками и их родителями, если работа педагога – это постоянная отдача самого себя и постоянное стремление к самообновлению. Строжайшая дисциплина, самоотверженность в работе, стремление к самосовершенствованию, бескорыстие, скромность, честность, способность к самоанализу, чувство ответственности – все это необходимые качества современного педагога.
Самое главное в человеке – это доброта, особенно в наше время – время агрессии. Доброта составляет нравственную основу взаимоотношения людей. Основная задача преподавателя ДМШ – помочь ученику «открыть себя». Это невозможно без уважительного и доброго отношения к ребенку. Никакого диктата и окрика. Все спокойно, в меру строго, доверительно и правдиво. Надо стремиться к сотворчеству с ребенком. Надо стараться договариваться с детьми, не насаждать собственное мнение, а аргументировать ту или иную задачу, находить возможность общаться с ребенком на темы, интересные ребенку…. Ребенок должен чувствовать в преподавателе поддержку во всех отношениях, соучастие и сотворчество, но не воспринимать его как «карающее зло»….
В нашей работе постоянно встречаются психологические трудности (и не только с ребенком, а с родителями детей), поэтому современный преподаватель обязан быть еще и психологом. Бывают моменты отчаяния и бессилия. В нашей педагогической практике , как и в любой другой, без препятствий не обойтись. Ведь не зря говорят, что педагогика – это битва за человеческие сердца, а каждый ученик – это целый мир.
Самое страшное в педагогической практике – это равнодушие. Первый директор ДМШ имени Д.Д. Шостаковича О.А. Ковалевская учила молодых преподавателей: «Не будьте урокодателями!» Педагог должен быть одержимым жаждой научить своего подопечного! Наше время требует новаторства в педагогике: новых постижений произведений, новых трактовок, далеких от канонов. Нельзя создавать в классе унылую атмосферу скуки, пессимизма и муштры. Ни трудности жизни, ни перегрузки учеников не могут быть оправданием. Настоящие неравнодушные педагоги, любящие свое дело, умеют увлечь музыкой даже малоодаренных учеников, помогая каждому развить свои задатки.
Крупнейший советский педагог Л.В. Николаев считал, что педагогический процесс – это совместная работа ученика и учителя, сотворчество. Он утверждал, что если педагоги оказывают влияние на учеников, то и ученики также оказывают влияние на педагогов. Следовательно, нужно уметь учиться у своих учеников.
Педагогика – человековедение. Музыкальная педагогика – это именно творчество, а не ремесло. Каждый настоящий педагог индивидуален, неповторим. У каждого свой путь. Преподаватель для ученика всегда должен быть разным: то значительным, то спокойным, то энергичным, то артистичным, находить возможность общаться с ребенком на темы, интересные ребенку….
В системе мотивации обучения детей в музыкальной школе есть свои важные правила музыкальной педагогики:
— с младших классов погружать ребенка в изучение музыки в широком смысле слова ( не технологического процесса только)
— учить ребенка учиться, помогать ему в освоении этого важного навыка самостоятельно дома;
учить родителей ученика помогать учиться своему ребенку
— подбирать репертуар, согласовывая его с учеником. Но не идти на поводу у желания ребенка (репертуар развивающий, но одобренный ребенком)
— увлекать ребенка участием в детских творческих коллективах
— неустанно следить за ростом и переживаниями детей;
— помочь каждому укрепиться в своей самостоятельности;
— развить уверенность в своих силах;
— воспитать необходимые качества: волю, дисциплинированность, смелость, артистизм;
— приучить с детства воспринимать каждое концертное выступление как праздник