«Создание рабочей программы с помощью конструктора от портала «Мерсибо»

Автор: Брезгулевская Татьяна Николаевна

«Создание рабочей программы с помощью конструктора от портала «Мерсибо»

 

Автор: Брезгулевская Т.Н.,

учитель-логопед МАДОУ д/с № 13

 

Рабочая программа специалиста коррекционного профиля является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ дошкольного возраста. При этом, рабочая программа выступает инструментом индивидуализации содержания, методов и форм профессиональной деятельности учителя-дефектолога и учителя-олигофренопедагога, учителя-тифлопедагога, учителя-сурдопедагога и учителя-логопеда.

Сегодня я хочу рассказать вам об особенностях конструктора рабочих программ от портала «Мерсибо». Мы приобрели этот комплект сравнительно недавно и постепенно осваиваем все её возможности. В комплект входит USB-флэшка и буклет с методическими рекомендациями. Конструктор помогает быстро и сделать рабочую программу коррекционным специалистам при работе с дошкольниками.

Конструктор гибкий, он подстроится под специфику вашей работы: группу, возраст и диагноз детей, условия и место работы. Разделы программы и варианты ответов формируются на основании этих данных.

Конструктор рабочей программы позволяет создать макет пояснительной записки, целевого, содержательного и организационного разделов документа, соотнося его стребованиями ФГОС дошкольного образования и примерных АООП для детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста, содержанием комплексных программ воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

На выходе получается программа в полном объеме: от титульного листа до мониторинга развития детей. Останется только распечатать или отправить по почте.

Программа учитывает требования ФГОС дошкольного образования и Примерных АООП для детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста. Готовую программу можно использовать при аттестации

Рабочая программа формируется автоматически.

И мы начинаем работу, заполняя профиль.

Будьте внимательны, в конструкторе есть два раздела: Профиль специалиста и Рабочая программа. Специальности в этих разделах могут отличаться.

К примеру, в Профиле можно выбрать специальность «воспитатель» или «музыкальный руководитель». А при создании Рабочей программы такие специальности нельзя выбрать, т.к. конструктор не может сделать рабочую программу для них.

В конструкторе можно сделать рабочую программу только для логопеда, дефектолога, олигофренопедагога, сурдопедагога и тифлопедагога. 

Если вы совмещаете работу логопеда и дефектолога, заведите два профиля в программе: один для специальности «Логопед», второй — для «Дефектолога». Так вам не придется каждый раз менять первоначальные настройки и заново заполнять программу.

В каждой главе есть персонализированная информация, ее надо заполнить. Перед вами будет текст документа, когда вы нажмете кнопку «Заполнить», появятся варианты ответов. Отмечайте нужные варианты и в конце нажмите кнопку «Сохранить». 

Вначале вы описываете свою работу: специальность, категорию детей, с какой группой вы работаете и так далее. На основе ответов формируются разделы рабочей программы: пояснительная записка, цели, содержательный раздел и организация. 

 

Там, где требуется персонализация, вы выбираете свой вариант. Варианты также формируются автоматически, вам не надо вспоминать правильные формулировки и писать их вручную.

В конструкторе можно точно задать категорию детей, с которыми вы работаете:
— дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи),

— дети с РАС (расстройствами аутистического спектра),

— дети с нарушениями слуха,

— дети с нарушениями зрения,

— дети с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата),

— дети с ЗПР (задержкой психического развития),

— дети с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), ТМН (тяжелыми ментальными нарушениями),

— дети с множественными нарушениями в развитии.

Конкретные пункты программы формируются на основании ваших ответов, но есть крупные главы:

— пояснительная записка,

— целевой раздел,

— содержательный раздел,

— организационный раздел.

На первом экране есть подробное описание этих глав и работы программы.

В большинстве вопросов уже есть типичные формулировки ответов. Кликните на нужный, и он автоматически вставится в программу. 

Сейчас я предлагаю посмотреть сам конструктор.

После загрузки установочных данных с флешки, на рабочем столе появляется ярлык. При клике на него открывается конструктор. Можно кликнуть в любом месте экрана мышкой. Заставка пропадёт, можно работать.

1 этап: ввод установочных данных.

Для этого сначала создаём кабинет педагога. Кликаем мышкой на кнопку «Добавить педагога». Конструирование начинается с ввода установочных данных.

2 этап: конструирование целевого раздела программы.

Целевой раздел программы включает описание вариантов целей и задач, специфики особых образовательных потребностей детей и направлений работы с ними, перечни принципов и подходов к организации профессиональной деятельности, образцы описания этапов, сроков, механизмов реализации рабочей программы, примеры конкретизации образовательных результатов работы с воспитанниками на уровне характеристики ориентиров освоения образовательной программы.

Сначала заполняется титульный лист рабочей программы.

Затем автоматически генерируется содержание будущей рабочей программы. В нужные места конструктор уже вставил наименование должности педагога.

Затем наступает очередь Пояснительной записки. Здесь потребуется наше вмешательство. Кликаем мышкой на оранжевую кнопку «Заполнить». Среди нормативно-правового обеспечения программы открывается панель для ввода наименования образовательной организации. Затем даётся определение рабочей программы специалиста, перечень её функций из стандарта профессиональной деятельности. Автоматически генерируются две схемы-иллюстрации. Заканчивается пояснительная записка конкретизацией направлений коррекционно-педагогической работы специалиста: нужно отметить все блоки или выбрать актуальные для специалиста.

Далее переходим к конструированию Целевого раздела программы. Цели и задачи работы генерируются автоматически. В задачах необходимо выбрать условия, при которых осуществляется образовательный процесс.

Направления работы конструируются на основе Примерной АООП для детей с ОВЗ (заданной категории) раннего и дошкольного возраста: от диагностического до коррекционного. При этом нужно кликать на голубую кнопку «Выбрать ответ» и во всплывающем окне выбирать варианты конкретизации трудовых функций. Затем данные сохраняются, благодаря голубой кнопке «Сохранить».

Далее переходят к соотнесению выделенных направлений работы и образовательных потребностей групп или группы детей, с которыми работает специалист. Все потребности из классификатора при этом отмечать не нужно.

Потом идёт перечень принципов и подвидов к реализации рабочей программы. Они конкретизируются благодаря упоминанию ФГОС ДО и Примерной основной общеобразовательной программы. Специальные принципы берутся из методик воспитания и обучения детей с ОВЗ.

3 этап: конструирование содержательного раздела программы.

Содержательный раздел рабочей программы включает характеристику видов диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми, перечень вариантов для комплексирования программ и определения содержания коррекционно-развивающей работы, шаблоны и образцы перспективного и календарного планирования, примеры оформления планов организационно-методической работы (включая описание задач и содержания работы с педагогами, специалистами и родителями), содержание работы специалиста по оснащению кабинета и повышению профессиональной квалификации.

Сразу же автоматически генерируется таблица с содержанием диагностической работы на логопедическом (дефектологическом) пункте или в дошкольной группе. Указываются комплексные программы. Затем проектируется примерное содержание коррекционно-развивающей работы с детьми. Это происходит автоматически.

Далее идёт проектирование содержания работы. Если в установочных данных были запрошены образцы, то планы автоматически вставляются под нужный возраст и категорию детей. Если такие образцы не требуются, то вставляются шаблоны-пустые таблицы.

Затем генерируется общая таблица, отражающая специфику планирования данного вида работ. Их можно будет скорректировать, если необходимо, позднее на этапе работы с готовым проектом рабочей программы.

4 этап: конструирование организационного раздела программы.

Организационный раздел даёт описание вариантов «безбарьерной» среды для нужной категории детей с ОВЗ, материально-технических условий (паспорт кабинета специалиста и документационное обеспечение), интерактивного сопровождения коррекционно-развивающей среды. Здесь есть возможность комплексного описания организационных условий работы специалиста: от составления графика работы и организации образовательного процесса, составления годового плана профессиональной деятельности до генерирования таблиц с методическим обеспечением рабочей программы и образовательных областей. Отдельным блоком генерируется описание учебно-методических и организационно-методических условий работы специалиста: программа предлагает шаблоны и даёт образцы готовых адаптированных учебных планов, планов непрерывной образовательной деятельности, циклограмма рабочей недели, регламентов реализации индивидуально-ориентировочных коррекционных мероприятий педагогов.

Затем описываются вариативные формы и методы, технологии реализации рабочей программы, специфика участия специалиста в системе комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ, его система сотрудничества с семьями воспитанников, формы совместной образовательной деятельности с родителями. Заканчивается организационный раздел рабочей программы таблицами мониторинга индивидуального развития детей.

5 этап: скачивание проекта документа и корректировка программы

Нажимаем на зелёную кнопку «Сохранить как .docx» над лентой-дорожкой конструктора. Сконструированный документ скачивается на компьютер пользователя (это от 50 до 150 страниц печатного текста) и готов к адаптации, модификации и доработке, в соответствии с конкретными условиями и особенностями профессиональной деятельности учителя-логопеда и дефектолога.

Заполнять программу можно в несколько заходов, не обязательно все делать сразу. Ранее выбранные ответы можно поменять, если ошиблись или изменились обстоятельства. Обратите внимание, информация, которую вы вносите, хранится на компьютере, а не на флешке. 

Программу можно установить на несколько компьютеров, но работать она будет при вставленной флешке.

Профили, которые вы заведете на одном компьютере, не будут отображаться на другом. Например, если вы сделаете программу для Пети на работе, то не сможете продолжить работу с ней на домашнем компьютере.  

Если вы хотите перенести готовую программу ребенка с одного компьютера на другой, сохраните его как вордовский файл и загрузите на другой компьютер. Такой вариант подойдет для ситуаций, когда вы делаете документ на одном компьютере, а печатаете с другого.

Если вы пользуетесь подпиской на онлайн-игры Мерсибо, то будет еще удобнее: Конструктор автоматически заполнит блок «Интерактивное сопровождение коррекционно-развивающей среды». Для каждой педагогической задачи будут прописаны необходимые игры, подобранные с учетом возраста и особенностей детей. 

×
×