«Создание речевой среды в группе» — консультация для воспитателей.

Автор: Зайцева Елена Владимировна

Редко можно встретить дошкольника, у которого полноценно развита речь. Поэтому нужно позаботиться о развитии детской речи, следить за ее чистотой. Нужно обучать детей говорить правильно, исправлять имеющиеся у них нарушения. Причем дефектами речи считаются любые виды отклонения от принятых в обществе норм родного языка.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Эта среда должна быть правильно организована, быть наполнена множеством сенсорных раздражителей и инструментов для игры с детьми. При этом среда эта должна сохранять свою доступность и естественность.

Что значит «хорошо организованная речевая среда»?

Хорошо организованная речевая среда способствует активной деятельности познавательного и творческого характера со стороны всех воспитанников группы детского сада.

Сегодня существует множество исследований, которые подтверждают, насколько важно создать такую речевую среду, которая бы соответствовала особенностям детей конкретной возрастной группы.

Необходимо стремиться оказывать на детей положительное воспитательное воздействие, развивать их желание познавать окружающий мир, знакомиться с родным языком. Ребенок должен осознавать, какие существуют явления в его родной речи, и стремиться их использовать в собственном общении с другими людьми: как взрослыми, так и сверстниками.

Поэтому сегодня считается, что развитие речевой среды в пределах детского сада является одним из самых важных направлений в совершенствовании педагогического процесса по формированию речи дошкольников.

Речевая среда создается таким образом, чтобы у детей были благоприятные условия для формирования речевых способностей. Причем возможность такая должна быть у детей не только во время проведения занятий, но и в процессе самостоятельной деятельности.

Предметное окружение должно стимулировать все основные виды деятельности ребенка: его умственную деятельность, физическую активность, игры, речевую деятельность. Все это закладывает фундамент для полноценного формирования речевых способностей.

Согласно федеральным стандартам речевая среда должна быть уютной и комфортной для детей.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно творческую деятельность всех детей группы.

Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда ( в последующем РРС) – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, — это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды ДОУ мы выделяем следующие:

— Речь педагога;

— Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

— Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Рассмотрим каждую составляющую РРС. Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность.

Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры.

Важно, чтобы воспитатели сами подавали хороший пример правильной речи.

Согласно работам Ф.А. Сохина и других исследователей, речевого развития, дети учатся разговаривать благодаря слуху и подражанию. Дети говорят то, что слышат. И то, какая речь их окружает, формирует внутренние речевые механизмы дошкольников. Они очень тонко перенимают особенности продуцирования фраз, употребления слов. Перенимают они и ошибки в произношении и другие дефекты речи.

Поэтому педагоги должны очень ответственно подходить к собственной культуре речи.

Работая с детьми, педагог должен:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся

дефекты речи.

2. Иметь ясную, чёткую и отчётливую речь, т.е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, Умеренно

громким голосом.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание

текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона,

грубых выражений.

На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее

пространство, его наполняемость. Речевые уголки должны быть в группах и

привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном

отведенном пространстве.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей

среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного

возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

·       обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

·       обеспечение богатства сенсорных представлений;

·       обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой

деятельности ребенка;

·       обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых

реакций;

·       обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

·       развитие артикуляционной моторики.

·       закрепление навыков, полученных на занятиях.

·       развитие связной речи.

·       развитие мелкой моторики.

·       активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

·       восприятие речи взрослых;

·       наблюдение за языком;

·       вовлеченность в активную речевую среду;

·       диалог между взрослыми.

Таким образом, особенности создания речевой среды в ДОУ:

·       речевая среда должна быть уютной и комфортной для детей;

·       речевая среда должна быть организована рационально, наполнена разными сенсорными раздражителями, содержать игровые материалы.

·       речевая среда должна сохранять свою доступность и естественность.

Хорошая организация речевой среды дает возможность детям формировать способности речи не только во время занятий, но и в процессе самостоятельной активности.

Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией

речевого развития детей каждого возраста.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная

гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки, вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв);

материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова);

игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки);

сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук;

логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова);

игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок);

разные виды театра;

библиотека детских книг по возрастам;

материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов);

кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики».

«Игровизор» — это интеллектуальный тренажёр. Для детей 3-х – 6 лет. Планшет, фломастер, тетради с заданиями.

«Игровизор» Вячеслава Владимировича Воскобовича, который разработал развивающие игры и пособия для детей. Он представляет собой прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, дети выполняют задания фломастером на водной основе, который оставляет яркий след, но легко стирается бумажной салфеткой, что позволяет многократно использовать листы-задания.

В играх с интеллектуальным тренажёром развивается мелкая моторика руки, точность движений, происходит подготовка руки к письму. Они способствуют развитию интеллектуальной культуры, умению учиться: принимать учебную задачу, находить пути её решения, контролировать себя в процессе работы, достигать результата. Ребёнок, выполняя задания, может оценить результат и легко исправить ошибку (картинка).

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

Требования к содержанию речевых центров в разных возрастных группах:

Младшая группа

 Уголок книги 5-6 наименований книг по 2-5 экземпляра, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей, а именно для данного возраста произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);

 Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт»,

«Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».

Картинки с простыми сюжетами и действиями

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического   строя речи, связной речи.

Дидактические игры на группировку, классификацию, «Что лишнее?», «Назови одним словом».

Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

Игровизоры, игрушки – телефоны.

Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»

Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.

Трафареты, шаблоны.

Игры для развития ручной умелости.

Картотека речевых игр.

Открытки о родном городе.

Средняя группа

 Уголок книг: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

Альбомы дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура).

Открытки для рассматривания.

Портреты писателей в соответствии с программой

Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»

Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что

изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

Игровизоры, игрушки- телефоны, занимательные головоломки.

Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

Игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

Открытки о родном городе, крае.

Предметы быта и старины.

Старшая группа

 Уголок книги 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему.

Портреты писателей в соответствии с программой

Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике.

Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.

Портреты художников – иллюстраторов.

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и

составь рассказ».

Азбука букв различной фактуры.

Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму

Игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).

Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты, перфокарты.

Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.

Иллюстрации о памятниках и музеях старины (Москва, Санкт – Петербург).

Карта России, где отмечены флажками города.

Подготовительная группа

 Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам.

Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются

тематические выставки с рисунками детей.

Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

Альбомы загадок, скороговорок, стихов.

Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.

Картотека словесных речевых игр.

Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.

Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).

Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.

Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.

Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу

«Найди отличия».

Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и

составь рассказ».

Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.

Уголок «Читаем сами», журналы «Непоседа», «Весёлые картинки»,

«Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

Как уже апробировано практикой при организации речевой среды

необходимо соблюдать следующие требования:

Дидактическое оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей.

Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно

лексической теме.

Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные

зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и

вызывать стремление к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка –

“одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные

коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность,

достижение эмоциональной устойчивости, само регуляции, вызывать у детей

речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы.

Ей можно придумать название, например, «Уголок речи и грамотности»,

«Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении

необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось

пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её

героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить,

или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную

гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети

научат красиво говорить на русском языке.

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по

развитию речи:

— развитие словаря ребёнка

— работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам

словообразования, формирование грамматически правильной речи)

— развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов,

пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и

поговорками, стихами).

— воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмального речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха,

закрепление в речи чистого звукопроизношения).

— подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным

анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)

— развитие мелкой моторики и графо моторной функции;

— знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в

книжный уголок);

Таким образом, речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

×
×