Специфика логопедической работы с детьми с дизартрией

Автор: Рандэ Елена Александровна

Рандэ Елена Александровна

Старший воспитатель

МБДОУ « Детский сад  № 80», г. Барнаул

СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается методы и приемы логопедической работы по преодолению дизартрии у детей дошкольного возраста. Уточнены и дополнены современные взгляды по данной теме, описаны методы и приемы коррекционной работы по восстановлению речи у детей с дизартрией, путем применения современных методов биоэнергопластики, интерактивных технологий и технологий нейростимуляции.

Ключевые слова: дизартрия, звукопроизношение, интонация, просодические расстройства, патология, комплексный подход, биоэнергопластика.

E.A.Rande

THE SPECIFICITY OF LOGOPEDIC WORK WITH CHILDREN WITH DYSARTRIA

Annotation. The article discusses the methods and techniques of speech therapy to overcome dysarthria in preschool children. Modern views on this topic are clarified and supplemented, methods and techniques of correctional work on speech restoration in children with dysarthria are described, through the use of modern methods of bioenergoplasty, interactive technologies and neurostimulation technologies.

Key words: dysarthria, sound pronunciation, intonation, prosodic disorders, pathology, integrated approach, bioenergetic plastics.

      

Чтобы у ребенка была нормальная речь, он должен хорошо видеть, слышать и обладать сохраненным интеллектом. Нормально развивающийся ребенок активно реагирует на поступающие к нему сигналы. Известно, что речь развивается с помощью слуха, зрения и общения. В настоящее время в России наблюдается тенденция к увеличению числа дошкольников с нарушениями речи, вызванными органической патологией центральной и периферической нервной системы (ЦНС). Разработка и внедрение в практику новых методов коррекционной логопедии, выбор оптимальных способов помощи детям с нарушениями речи является одной из актуальных задач дефектологии.     

Дизартрия – наиболее распространенная форма речевой патологии в детском возрасте. У детей возникновение дизартрии в первую очередь связано с воздействием неблагоприятных факторов на мозг ребенка в перинатальном, внутриутробном и послеродовом периодах.     

Конечно, дизартрия выступает как самостоятельное расстройство, но в большинстве случаев она лежит в основе системной задержки, если развитие речевой деятельности еще не завершено. В то же время у детей задерживается развитие системы фонем, объема словаря и грамматической структуры речи. При дизартрии прерывается не только воспроизведение звуков, но и вся просодическая организация речевого акта. По словам Е. Н. Винарской, Е. С. Алмазова, нарушение просодической части речи является ключевым и наиболее стойким признаком дизартрии. Причиной нарушений голоса при дизартрии является нарушение мышечного тонуса и, следовательно, патология афферентных и эфферентно – выводящих звеньев управления интонацией.     

Дизартрию исследовали многие специалисты: Е. Ф. Архипова, Г.В. Бабина, И. Б. Карелин, Л.В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Л.В. Мележова, И. И. Панчово, О. В. Правдина, О. Г. Правдина, С. А. Семенова, Н.В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева, О. Ю. Федосова, Г. В. Чирчина И Др. Несмотря на несомненные достижения в изучении проблемы дизартрии в области этиологии, патогенеза, классификации и симптоматики, трудности в совершенствовании методов и приемов работы логопеда остаются весьма актуальными, требующими особого внимания: разработки и внедрения новых технологий, использования моделей междисциплинарного взаимодействия и т.д.     

При работе с детьми, страдающими дизартрическими расстройствами, используется большое количество подходов: полисенсорный, нейропсихологический, комплексный. Е.В. Петрова считает, что более эффективным взглядом на развитие детей, страдающих дизартрией, является использование комплексных подходов. [4]     

Комплексный подход к логопедической работе с детьми, страдающими дизартрией, по словам М.О. Гуревича, включает в себя три блока: медицинский, психолого-педагогический и логопедическую терапию. Каждый блок имеет свои особенности. [2, с. 153]     

Первый блок — медицинский. Содержание направленности медицинской деятельности с детьми по преодолению дизартрии определяет врач-невролог. Она основана на диагностике органических причин дизартрии, изучении всех причин дизартрии, а также попытке преодолеть первопричину дизартрии. Как правило, в рамках медицинской работы по преодолению дизарктических расстройств используются медикаментозные препараты, физиотерапия и рефлексотерапия, физиотерапевтические процедуры и массаж.     

Второй блок — психолого-педагогический. Этот блок включает в себя систему работы педагогов, логопеда-дефектолога, психологов и родителей. У детей с одинаковым образом органического расстройства часто наблюдаются значительные различия в важной части речи, связанные с педагогическими факторами. Работа с детьми, страдающими дизартрией, включает в себя общее развитие их психических функций, тренировку сенсорных качеств. Работа логопедов, дефектологов, педагогов и психологов также включает в себя развитие и коррекцию пространственных представлений и не только.     

Третий блок — это логопедия. Этот блок включает в себя работу логопеда, которая всегда проводится индивидуально и специально разработана для каждого ребенка с дизартрией [2].     

Логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией, основана на общедидактических принципах и знании структуры речевых нарушений при различных формах дизартрии, механизмов развития общемоторных нарушений речи, возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.     

Основными направлениями логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией являются:     

1.                      Нормализация мышечного тонуса, развитие произвольных движений артикуляционного аппарата и моторики в целом (особенно движений пальцев), устранение патологического автоматизма речевого аппарата. Методическими приемами являются массаж суставных органов и мышц кистей, а также пассивная и активная гимнастика этих органов. При необходимости следует провести работу по подавлению гиперкинезов и формированию произвольного сглатывания слюны.

2.                      Развитие физиологического и фонационного дыхания, нормализация просодической стороны речи: преодоление нарушений ритмической и мелодической интонации, коррекция голоса. Использование различных комплексов дыхательных упражнений, речевых и фонопедических упражнений позволяет увеличить объем вдыхаемого воздуха, развить у детей звучный выдох и голос.

3.                      Развитие фонематического восприятия, тренировка навыков звукового анализа и синтеза. Коррекция фонетической стороны речи различными методами звукопроизводства и автоматизации. Пропедевтика нарушений письма.

4.                      Развитие высших сенсорных и психических функций как основы речи.

5.                      Развитие и совершенствование словарного запаса и грамматического строя речи.

6.                      Развитие устной речи, правильного дыхания, формирование просодической стороны высказывания.

7.                      Обучение коммуникативным и социальным навыкам.

Кроме того, использование нетрадиционных методов и методик нейростимуляции повышает эффективность комплексного воздействия на дизартрию у детей дошкольного возраста:     

·аурикулотерапию;

·Су – Джок терапию;

·самомассаж кистей рук ( японская методика пальцевого массажа);

·массаж кистей и стоп;

·массаж волосистой части головы;

·«интеллектуальный массаж» швейцарского психолога Р. Ауглина;

·биоэнергопластику – соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук;

·кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия;

·фитотерапию;

·аромотерапию;

·БОС – терапию;

·арттерапию, включающую в себя следующие направления: изотерапию; имаготерапию (теат-

·рализацию); музыкотерапию: рецептивную, активную (вокалотерапию, ритмотерапию) и интегративную; куклотерапию, сказкотерапию; песочную терапию, игры с водой; библиотерапию; кинезитерапию: хореотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику и др;

·Мозарт – технологии (Мозарт – развитие, Мозарт – терапия, Мозарт – семейный ресурс);

·компьютерные игры, мультимедийные средства коррекции и т. д.

Все эти техники используются в развитии речи и обучении, а также в психических процессах.     

Одним из эффективных методов является Су – Джок – терапия, которая обеспечивает развитие когнитивной, лингвистической, эмоциональной и волевой сфер ребенка; упражнения Су – Джок косвенно стимулируют языковые области коры головного мозга и развивают моторику пальцев, необходимую детям с дизартрией.     

Кинезиологические упражнения – это серия движений, которые активизируют межполушарное взаимодействие и развивают мозолистое тело. Это улучшает память, внимание и мыслительные способности. Коррекция детей дошкольного возраста, страдающих дизартрией, является сложной задачей для специалистов. По мнению авторов (Жуков, Филичев, Мастюков), развитию двигательных функций отводится особая роль в комплексе корректирующих мероприятий, поскольку стимулирование развития двигательных функций и коррекция двигательных нарушений приводит к профилактике дизартрии. Термин «кинезиотерапия» прямо переводится как «лечение движениями».     

Метод биоэнергопластики используется для улучшения корректирующего эффекта нарушений речи при дизартрии и эффективно помогает в статической и динамической координации, точности движений, контроле над ними, развитии зрительно-пространственной организации движений и формировании мелкой моторики и артикуляции. навыки, которые необходимо подключить.     

Как считают Т.Б. Филичева и Е.К. Ярыгина, на сегодняшний день большое значение в логопедической работе с детьми дошкольного возраста имеют несколько инновационных технологий.     

Методологическая основа традиционных методов коррекции дизартрии сегодня дополняется успешными испытаниями современных интерактивных технологий (Pablo System, Habilect, «Интон-М», «Дэльфа 142.1»).     

Pablo System фокусируется на проведении модульной двигательной игровой терапии, оснащенной аудиовизуальной и тактильной обратной связью (1D правильность, 1D реакция, 2D двигательные, 2D когнитивные). [3].     

Терапевтические сеансы Habilect направлены на коррекцию зрительно-моторных навыков и речевых процессов на основе управления камерой Microsoft, работающего по принципу виртуальной реальности.     

Комплексная речевая команда «Into nm» помогает уловить тонкие акустические фонемы родного языка, осознать систему фонологических парадигм.     

Технология «Delpha 142.1» предполагает возможность создания отдельных языковых единиц (фонем, слов) путем активации сенсорных систем и индивидуального подбора игровых упражнений [5].     

Таким образом, целенаправленная коррекционно-развивающая работа по преодолению языковых нарушений, таких как дизартрия, способствует не только развитию психических процессов, связанных с функционированием языка, но и формированию познавательной активности, которая является основным критерием подготовки к школе.     

 

Список использованной литературы:

1.                      Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова.  – Москва: АСТ: Астрель, 2010. – 254 с.

2.                      Гуревич, М. О. Психомоторика / М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий. – Москва: 2000 Т 12 – 252 с.

3.                      Филичева, Т. Б. Применение Pablosystem в системе коррекции двигательной сферы у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Т. Б. Филичева, Т.В. Туманова, Т. А. Гарева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – 967 с.

4.                      Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – Москва : Издательский центр Владос, 2010. – 272 с.

5.                      Burling R. Language Development of a Garo and English Speaking Child // Word. 2014. – № 15. – P. 43-53.

 

×
×