Автор: Крылова Елена Сергеевна
Специфика развития танцевального творчества у детей младшего дошкольного возраста средствами музыкальных этюдов
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции — радость, удовольствие. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ребенка.
Танцы способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации, помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность, а также развить такие качества,
как целеустремленность, организованность, трудолюбие, внимание, волю и коммуникабельность. Народная хореография способна развивать патриотические чувства, восстанавливать и пропагандировать национальные формы танца, фольклора [3].
Особенности приобщения детей к народному танцевальному искусству изучались в исследованиях О.А. Апраксиной, Т.С. Комаровой, Н.И. Моревой и др. учеными изучались познавательные и игровые интересы, интерес к народной поэзии, песне, танцу, природе. Авторы подчеркивают, что танец – это сфера деятельности, основанная на движении, позах, пластике и мимике, ритме как средствах эмоциональной выразительности.
Занятия танцем направлены на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, решая задачи социально-коммуникативного развития.
В ходе занятий в танцевальном творчестве дети знакомятся с названиями движений, элементов костюмов, названиями реквизита для танца, стилей и направлений характера музыки, названиями танцев, что способствует речевому развитию дошкольников.
В процессе обучения детей танцевальных движениям, пляскам миспользуем разные методы: наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный, двигательный метод, словесный метод; практический метод, импровизационный, метод наглядного моделирования. Данные методы позволяют нам познакомить детей с произведением, расширить их кругозор, повысить их познавательную и двигательную активность, а также добиться более выразительного исполнения постановки.
Процесс формирования танцевальных способностей зависит и от форм работы с детьми. Как правило, работа с детьми строится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Одной из интересных и увлекательных форм работы с детьми — является проведение праздников и развлечений. На них дети испытывают радость собственного творчества, самовыражения, исполняя танцевальные композиции, выученные на занятиях.
От правильного подбора музыкального репертуара во многом зависит формирование у детей музыкальных способностей и тех умений, и навыков, которые дают возможность эмоционально воспринимать музыку и свободно двигаться под неё. Поэтому репертуар подбирают так, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру, чтобы они отвечали требованиям высокой художественности, воспитывали вкус ребенка: это музыка отечественных и современных композиторов, плясовые, современные детские песни, плавные танцевальные мелодии.
Для успешного обучения детей музыкально-ритмическим движениям необходимо создавать непринуждённую обстановку, обеспечивать психологический комфорт каждому ребёнку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение. Танцуя вместе с детьми, а это всегда активизирует деятельность детей, вовлекаю их в общий ритм движений, дети преодолевают барьер стеснения, неловкости и быстрее запоминают танец. В методической литературе понятие «танец» рассматривается в различных значениях:
¾ Танец – это искусство отражения в образно-художественной форме тех или иных образов посредством движений тела, пластики, жеста и мимики.
¾ Танец – это ритмичные движения в такт музыке (бытовой, любительский танец и т.п.).
¾ Танец – это жанр, устойчивый вид музыкально-танцевального искусства.
¾ Танец – это язык тела, жеста, души человека, пространство для его творческого самовыражения.
Каждый возрастной период дошкольного детства имеет свои, уникальные особенности, накладывающие отпечаток на специфику образовательного процесса. В соответствии с темой методической разработки рассмотрим подробней особенности старшего дошкольного возраста. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов. Зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».
Организуя творческую работу с детьми средствами музыкальных этюдов, необходимо учитывать, что данный вид деятельности является не только игрой, но и несет в себе определенной познавательный элемент, позволяет развить эмоциональное, художественно-эстетическую сторону личности. В этом возрасте дети обладают определенными музыкальными и хореографическими навыками, от которых нужно отталкиваться на занятии.
В работе А.Н. Зиминой указано, что дети старшего дошкольного возраста «уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т. д.)».
Отталкиваясь от данных умений и навыков, характерных для детей старшего дошкольного возраста, путем целенаправленной работы нужно развивать творческую активность детей, расширять их представлений о музыке, ее средствах и художественных образах, а также их воображение, мышление, эмоционально-чувственное начало и определенные танцевальные навыки.
Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина – считали, что ребенка следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.
Для развития танцевального творчества младших дошкольников наиболее эффективным средством являются музыкальные ритмические игры-этюды, которые представляют собой законченные двигательные композиции с определенным эмоциональным содержанием и тематикой. Подобные игры вызывают живой интерес у детей благодаря таким своим особенностям, как возможность образного перевоплощения, разнохарактерность игровых персонажей и их общение между собой по ходу музыкального сюжета. Необходимо отметить, что только высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, подсказывать исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на его качество.
В процессе обучения детей танцевальным движениям формируются умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями; происходит формирование пластики, культуры движения, их выразительности и формирование умений ориентироваться в пространстве. Формирование правильной постановки корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные задачи решаются в процессе развития у детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей. Кроме того, формируется общая культура личности ребенка, способности ориентироваться в современном обществе; нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми. Создаётся атмосфера радости детского творчества в сотрудничестве.
Развитие творческих способностей у детей, музыкального слуха и чувства ритма; развитие воображения и фантазии.Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Приобщение детей к удивительному миру музыки и танца, способствует их всестороннему развитию. Детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. Это позволяет нам смотреть на музыкально-ритмическое воспитание в ДОУ как на важный и нужный процесс развития детей.
Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым.
Пройдет совсем немного времени занятий танцем, и можно заметить, как ребенок преобразится: появится гордая осанка, правильная координация движений, утонченная пластика. Кроме того, он начнет чувствовать ритм, понимать характер музыки, у него разовьется художественный вкус, творческая фантазия. Все это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения. Окунувшись в удивительный мир танца и музыки, мы становимся способными открыто выражать свои эмоции.
Таким образом, танцевальное искусство несет в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект: выражая себя, открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий, мы тем самым освобождаемся от зажимов и комплексов. Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел ритмических танцах универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами — музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы, предложенной Э. Жака-Далькрозом.
Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».