Автор: Пичугина Галина Никитична инструктор по физической культуре
Инструктор по физической культуре Пичугина Г.Н.
Сценарий спортивного развлечения «Путешествие в космические дали»
Возраст: 5-6 лет.
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности.
Задачи:
— формировать навыки здорового образа жизни;
— развивать физические качества личности – быстроту, ловкость, выносливость, подвижность;
— воспитывать целеустремленность в достижении результата, чувство товарищества и ответственности перед командой
— доставлять детям радость посредством игровой деятельности тематического характера;
—повышать познавательную активность детей, используя элементы ИКТ-технологий;
Предварительная работа:
Знакомство с профессией космонавта на примере нашего земляка А,А, Леонова, чтение рассказов, заучивание стихов о космосе, рассматривание фотографий, картин, открыток с изображением космоса, энциклопедий.
Оборудование: кубы, два конуса для постройки ракеты, обручи на один меньше чем детей, мячи маленького размера, два мяча среднего размера, два обруча большого размера, ориентиры, лента с привязанными на концах палочками.
Участники: ведущий, дети.
Ход развлечения:
Ведущий:
День сегодня не простой,
Это в мире знает каждый.
Впервые в космос полетел
Человек с Земли отважный.
Ведущий: Дорогие ребята, мы с вами собрались на спортивное развлечение, посвященному Дню космонавтики. Каких космонавтов вы знаете? Кто первый полетел в космос?
Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?
Дети: А.А.Леонов.
Алексей Архипович Леонов — лётчик-космонавт Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос.
Леонов родился в Сибири, в деревне Листвянка, Тисульского района. с детства мечтал стать лётчиком. Для этого он много учился и занимался физкультурой. Его заметили и пригласили в первый отряд космонавтов.
18–19 марта 1965 года состоялся первый полёт Леонова в космос, он был вторым пилотом на корабле «Восход-2» вместе с Павлом Беляевым. Полет длился 1 сутки и 2 часа. В ходе полёта Леонов вышел в открытый космос и находился там около 12 минут.
Когда пришло время возвращаться, возникла проблема: скафандр космонавта в условиях вакуума сильно раздулся и не влезал в шлюзовую камеру. Но Леонов быстро нашёл выход из ситуации: чтобы попасть внутрь корабля, требовалось уменьшить размеры скафандра, и это можно было осуществить, только выпустив излишки кислорода.
При возвращении на Землю космонавты приземлились не там, где планировалось, а в глухой тайге. Леонов и его товарищ двое суток провели на морозе в глубоком снегу, пока до них не добрались спасатели.
Алексей Леонов — дважды Герой Советского Союза, автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей.
Ведущий: а вы хотите стать похожими на своего земляка и отправиться в необычное космическое путешествие к планетам?
Дети: Да
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в космическое путешествия я проверю ваши знания о космосе.
Назовите имя первого космонавта Земли (Ю. Гагарин)
Как вы думаете, Луна — это звезда или планета? (планета)
Как называется прибор, с помощью которого можно наблюдать за звёздами? (телескоп)
Как называется костюм космонавта? (скафандр)
Как называется книга Николая Носова о космических приключениях Незнайки? («Незнайка на Луне»)
Почему астронавты в космическом корабле не могут передвигаться на ногах, как на Земле? (из-за невесомости)
Назовите летательный аппарат, на котором летают герои в сказках. (ковёр-самолёт)
Назовите летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (НЛО, летающая тарелка)
Назовите летательный аппарат, на котором летала Баба-Яга. (ступа)
Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).
Что сказал Гагарин перед полётом? (Поехали!)
Сколько планет в Солнечной системе? (8 планет). (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун)
Как называется космодром, с которого в космос поднимаются российские ракеты? Где он находится? (Байконур, Казахстан)
Назовите русских женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)
Как звали собак, которые первыми вернулись из открытого космоса? (Белка, Стрелка)
Что мы называем «падающими звездами»? (метеориты)
Воспитатель: Начнём мы с тренировки. Готовы ребята?
Разминка «Космодром».
Всё готово для полёта, (Дети поднимают руки сначала вперёд, затем вверх).
Ждут ракеты всех ребят. (Соединяют пальцы над головой, изображая ракету).
Мало времени для взлёта, (Маршируют на месте).
Космонавты встали в ряд. (Встали прыжком – ноги врозь, руки на поясе).
Поклонились вправо, влево, (Делают наклоны в стороны).
Отдадим земной поклон. (Делают наклоны вперёд).
Вот ракета полетела. (Делают прыжки на двух ногах).
Опустел наш космодром. (Приседают на корточки, затем поднимаются).
Ведущий: На планетах вас ждут разные испытания и неожиданности.
Предлагаю вам взять с собой быстроту, смелость, находчивость, смекалку и пожелать друг другу успехов.
Ребенок:
Чтоб ракетой управлять,
Сильным, смелым нужно стать.
В космос слабых не берут,
Ведь полёт — нелёгкий труд.
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
2.Игра «Построй ракету»
Две команды строят ракеты из геометрических фигур.
Ведущий: Молодцы! Собрали ракеты. Готовы к полёту?
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим — места нет!
3. Игра «Собираемся в полет»
– Звездолет мы смастерили,
А багаж собрать забыли.
Я буду показывать разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и топать, если он не нужен – кислородный баллон, подушка, аптечка, половник, звездная карта, шуба, фонарик.
4.Подвижная игра «Займи место в ракете»
На полу лежат обручи – ракеты, детей на одного больше, чем «ракет.» Под музыку дети бегают по кругу. С окончанием мелодии, надо занять место в ракете. Тот, кому не хватило «ракеты» (обруча), выходит из игры. После чего убирают один обруч. Игра продолжается.
Ведущий: Первая планета на нашем пути – Луна.
5.Игра «Полет на луну»
На длинную ленту с двух концов привязывают деревянные палки с прикрепленными к ним бумажными ракетами. Посередине ленты прикрепляется изображение луны. Два участника взявшись за палочки, наматывают на них ленту. Побеждает тот, кто первый приблизит ракету к луне.
Ведущий: а теперь мы научимся перемещаться на специальном луноходе.
Ведущий: Чтобы луноход двигался быстро, им должны управлять сразу два космонавта.
6.Эстафета «Гонки на луноходах».
Двум участникам нужно оседлать гимнастическую палку – «луноход» и «проехать», удерживая ее между ногами до поворотной отметки и обратно. Побеждает самый быстрый дуэт.
Ведущий: Молодцы! И с этим сложным испытанием справились! Внимание! Внимание! Из центра управления полетами поступило сообщение: «Ожидается метеоритный дождь!» Метеориты могут повредить ваши ракеты!
7. «Метеоритный дождь»
Дети собираются на ковре. Включаем музыку и танцуем. Вдруг раздается стук — стучим по чему-нибудь очень громко — это пошел метеоритный дождь и нужно поскорее спрятаться — забраться на планеты или ракеты. Дождь закончился, все снова гуляют и веселятся.
Ведущий: Молодцы, ребята, метеоритный дождь нам теперь не страшен.
Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит…
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
На этой планете мы должны с вами отгадать загадки.
8.Конкурс «Космические загадки»:
Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто …(космонавт)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета)
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…
( Метеорит)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый —
Знаю, то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный.
(Солнце)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу — серпом.
( Луна)
Загадки о звездах и планетах
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)
Рассыпалось ночью зерно,
А утром нет ничего.
(Звезды)
Раскинут ковер, рассыпался горох,
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
(Звездное небо)
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
(Юпитер)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
(Сатурн)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара.
(Венера)
Ведущий: Вы, наверное, знаете, что в открытом космосе нет притяжения Земли, все как бы плавает в воздухе, как в воде. Это называется…(невесомостью).
Ведущий: Космонавтам надо уметь ловить предметы, вылетающие из рук.
9. «Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.
Ведущий: Внимание! Нас просят о помощи космонавты с планеты Сириус. Их космический корабль потерпел крушение и им нужна помощь.
10.Эстафета «Спаси космонавта»
На одной стороне зала находится капитаны, на другой — члены команды. Капитаны, надев обруч на талию, по сигналу бегут на другую сторону зала, забирают с собой одного члена команды и «перевозят» на свой «космический корабль». Выигрывает та, команда, которая сможет быстрее спасти всех космонавтов.
Ведущий: Но вот наше путешествие походит к концу. И нам, ребята, пора возвращаться.
Мы из полёта возвратились
И на Землю приземлились
Идёт веселый наш отряд
И каждый встрече с нами рад!
Ребенок:
Настанет день,
Когда мы подрастем,
Ракеты в космос
Смело поведем.
Отважными и стойкими
Ребята быть готовы,
Мы будем космонавтами,
Даем вам это слово.
Ведущий: Ну вот и закончилось наше путешествие, не все планеты нашей Солнечной системы мы успели посетить, но мы обязательно продолжим наши путешествия по космическим просторам. До свидания, до новых путешествий!