Спортивный час в»группах продлённого дня»

Автор: Марченко Елена Евгеньевна

                    Спортивный час в «группах продлённого дня»

          В группах продленного дня школьники приучаются чередовать умственный и физический труд, рационально строить режим дня, строго соблюдать гигиенические требования, укреплять здоровье, улучшать свое физическое развитие. Поэтому необходимо правильно определить место «спортивного часа» среди других форм внеурочных занятий (игры на переменах, прогулки и т.д.), а также между приемом пищи и отдыхом.

         Очень важно в организации «спортивного часа» добиться темного взаимодействия учителя физической культуры и воспитателей групп продленного дня. С этой целью создаются методические объединения воспитателей, на которых систематически рассматриваются вопросы физического воспитания. С воспитателями разрабатывают и разучиваются конкретные упражнения и игры, им дается представление о наиболее доступных методах обучения (показ, объяснение, игровой метод, использование учебных карточек). Полезной формой взаимодействия является обязательное посещение уроков физической культуры воспитателем и занятий «спортивного часа» учителем. Это дает воспитателю возможность определить состояние здоровья и уровень физической подготовленности школьников, ознакомиться с изучаемым материалом, ходом подготовки к предстоящим соревнованиям. В свою очередь учитель физической культуры оказывает методическую помощь воспитателям.

       Из практики работы групп IIII классов известно, что большинство воспитателей – учителя начальных классов, которые знакомы с содержанием программы по физическому воспитанию, знают методику проведения занятий по физической культуре и при определенной помощи учителя сами могут провести «спортивный час» на должном уровне.

      На  занятия учащиеся являются спортивной форме. По возможности «спортивный час» организуется на открытом воздухе, и только в ненастную погоду – в помещении (зале, рекреациях). Особенностью его методики является то, что занятия проводятся в непринужденной обстановке и носят игровой характер, но при этом четко организовываются. После построения учащихся им сообщаются задачи, затем проводится разминка в виде эстафет или подвижных игры, включающих в себя ходьбу, бег, преодоление препятствий, танцевальные и другие подвижные упражнения. Длительность разминки – 10 – 12 мин. При продолжительности занятия 60 мин, приблизительно 25-30 мин отводится на основную часть под руководством воспитателя, 15-20 мин – на самостоятельную работу и 5-8 мин – на заключительную часть в виде игр низкой интенсивности. Содержание основной части составляют усвоенные на уроках упражнения в беге и прыжках, метания, подвижные игры, эстафеты. Во время самостоятельной работы учащиеся выполняют задания по освоению и совершенствованию разучиваемых на уроках упражнений.

         Младшие школьники любят простейшие соревнования, которые могут проводиться в форме заданий: кто быстрее пробежит 25-30 м, кто покажет лучший результат в прыжках в длину с места или разбега, кто дальше бросит мяч, кто поразит цель. Необходимо использовать такие виды соревнований, как бег с обручем, скакалкой, прыжки по кружкам на скорость и точность. Эти и другие соревнования, организуемые детьми самостоятельно во дворах по месту жительства, дают высокий эффект в физическом воспитании.

Интересны для младших школьников также соревновательные развлечения и аттракционы (катание на велосипеде, набрасывание колец, игры в кегли).

Приведу описание некоторых известных подвижных игр, применяемых в «спортивном часе».

                                                  I класс

«Класс, смирно!». Играющие стоят в одной шеренге. Воспитатель, стоя к ним лицом. Подает команды. Команду нужно выполнять только в том случае, если учитель начал ее со слова «класс». Тот из ребят, кто ошибется, делает шаг вперед, но продолжает играть. В игре отмечаются ошибки (две): первая – играющий выполнил команду без предварительного слова «класс», вторая – играющий не выполнил команду, хотя она была подана правильно. Если играющий, совершивший ошибку и сделавший шаг вперед, вновь ошибается, он делает еще шаг вперед. В конце игры отмечаются ученики, не совершившие ни одной ошибки.

«Мяч соседу». Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Водящий – за кругом. Играющие передают мяч то влево, то вправо, но обязательно соседу. Задача водящего – дотронуться до мяча. Если водящий дотронулся до мяча, то игрок, у кого был мяч, становится водящим.

«Два Мороза». Все игроки располагаются на одной стороне площадки (зала). Двое водящих, Морозы, стоят посредине площадки лицом к играющим и произносят: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые; я Мороз-Красный нос, я Мороз-Синий нос. Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?». Дети дружно отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз», и перебегают на другую сторону площадки (зала). Морозы пятнают перебегающих. Морозы меняются после 2-3 пробежек.

Варианты: пойманные подсчитываются; пойманные «замораживаются», стоя на одном месте, где их запятнали Морозы; «замороженных» можно «отморозить» — дотронуться рукой во время очередных пробежек; «замороженные», не сходя с места, «замораживают» близко пробегающих (касаются рукой).

«Метко в цель». Играющие делятся на две команды. По жребию одна из них выходит на линию огня (она обозначается) и выстреливается в шеренгу. Каждый участник команды получает по одному (можно по 2-3) малому мячу (набивному или теннисному). В 5-8 м от играющих в линию параллельно команде ставят 10-12 городков. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Отстрелявшая команда собирает мячи и передает их другой команде, которая тоже старается сбить как можно больше городков. Залпы повторяются несколько раз.

                                                             II класс

«Зайцы в огороде». На площадке (в зале) обозначают два концентрических круга, один большой – диаметром 8-12 м (огород), другой малый – диаметром 2-4 м (домик сторожа), в нем располагается водящий. Зайцы прыгают в кругу, по кругу, выпрыгивают из него. Сторож бегает по огороду и ловит зайцев. Пойманных он отводит в домик. Когда будет поймано 2-3 зайца, выбирается новый водящий.

«Салки с ленточками». Все играющие, кроме водящего, передвигаются на площадке (залу) как им хочется. У каждого из них сзади за поясом прикреплена цветная ленточка, один конец которой (длиной 20-30 см) свободно свисает. По сигналу воспитателя водящий догоняет убегающих игроков, стараясь схватит за конец ленточки. Если ему это удается он закрепляет ее у себя за поясом и становится убегающим. Игрок без ленточки становится водящим. Он поднимает руку и произносит: «Я – салка!».

«Шишки, желуди, орехи». Дети становятся тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый в тройке – шишка, желудь и орех. Один из играющих – водящий. Он находится вне круга. Воспитатель произносит слово «орехи» (или «желуди», «шишки»), и все, кто ими является, меняются местами, а водящий старается занять чье-либо место.

Варианты: слова произносит не воспитатель, а водящий; играющие стоят в колоннах, в шеренгах.

«Команда быстроногих». Все играющие делятся на 2-3 команды, которые располагаются вокруг площади так, чтобы у всех был хороший обзор (можно сесть на скамейки). На площадке обозначается общая стартовая линия, на которую становятся по одному игроку из каждой команды. В 12-16 шагах от каждого из них рисуется кружок, а в нем помещается деревянная палочка. По сигналу воспитателя игроки бегут к кружкам, берут палочки, стучат ими 3 раза по земле (полу), кладут палочки в кружки и возвращаются обратно. Прибежавший первым приносит своей команде 1 очко, вторым – 2 очка и т.д. выигрывает команда, набравшая меньшее число очков.

Вариант: игроки бегут к кружкам и обратно не по прямой линии, а обегая расставленные на пути городки, булавы и т.п.

                                                         III класс

«Гонка мячей по кругу». Играющие образуют широкий круг и рассчитываются на первый-второй. Первые номера – одна команда, вторые –другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны. У них в руках по мячу. По сигналу воспитателя мячи передают по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передать мяч как можно быстрее, чтобы вернуть его капитану.

«Охотники и утки». Все выстраиваются по кругу. После того как дети рассчитываются на первый-второй, вторые номера (утки) входят в круг, а первые (охотники) остаются на месте. У   одного из охотников в руках волейбольный мяч. По сигналу воспитателя охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитая утка выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все утки не будут выбиты. После этого команды меняются ролями. Выигрывает команда, затратившая на охоту меньше всего времени.

Вариант: на игру дается определенное время – в этом случае подбитые утки из игры не выбывают, а подсчитывается число попаданий.

«Попади в мяч». Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 8-10 м. Посредине на табуретке лежит волейбольный мяч. У каждого из игроков команд в руках по малому мячу. По сигналу воспитателя игроки одной команды по очереди выполняют броски, стараясь сбить волейбольный мяч. Если кому-то из них это удается, команде засчитывается 1 очко. После того как одна команда закончит броски, бросают игроки другой команды. Выигрывает команда, набравшая большее число очков.

Варианты: игрок, попавший в мяч, имеет право на повторный бросок; игроки бросают мяч не по одному, а группами по 2-4 человека; броски выполняют одновременно всей командой.

«Линейная эстафета». Играющие делятся на 2-3 команды, располагающиеся вдоль границ площадки (зала), ближе к одной из ее (его) сторон так, чтобы все игрокам хорошо был видел весь ход игры. На площадке (в зале) проводится общая линия старта. На расстоянии 15-20 м от нее кладут 2-3 (по числу команд) больших набивных мяча, расстояние между мячами 2-3 м. Игроки, стоящие в командах первыми, выходят на линию старта и получают по малому набивному мячу. По команде воспитателя «Внимание, марш!» они бегут к большим набивным мячам (каждый игрок к своему мячу), обегают их с правой стороны, возвращаются к месту старта, где их ждет очередной игрок. Там первый игрок передает мяч ждет очередной игрок. Там первый игрок передает мяч второму, который так же, как и первый, обегает большой мяч и возвращается обратно, стараясь как можно скорее передать эстафету (малый мяч) очередному игроку. Игра продолжается, пока все игроки команды не закончат перебежки. Выигрывает команды, закончившая перебежки раньше других. 

 

 

×
×