Автор: Штейник Татьяна Алексеевна
Становление детского коллектива в начальной школе
С давних времен человек испытывает необходимость в социуме. В древнем мире выживание в одиночку становилось практически невозможным, так как нужно было добывать пищу, создавать место жительства, защищаться от опасных животных, заботиться о потомстве, а также выполнять различные другие виды деятельности, важные для жизни. В суровых условиях выполнять все одному становилось проблематично. Поэтому люди перестали испытывать многих сложностей при совместном существовании, все обязанности распределялись, работа была коллективной.
Коллектив – это группа лиц, объединенных какой-либо общей деятельностью, направленной на достижение определенной социально значимой цели.
В современной реальности потребность во взаимодействии с людьми никуда не исчезла. С момента появления на свет первым кругом общения человека непосредственно становится семья. Родители и родственники являются главными помощниками для ребенка, благодаря которым он обеспечивается всеми жизненными благами. Также семья выступает в роли источника информации, ведь маленький человек начинает активно познавать мир и получать ответы на интересующие его вопросы.
Когда ребенок поступает учиться в начальную школу, перед ним открывается многообразие отношений, что оказывает значимое влияние на развитие его личности. Помимо родителей, в жизни младшего школьника появляется еще один важный взрослый человек – учитель. В условиях школы нередко появляется необходимость в коллективной работе. Периодически учитель должен выстраивать деятельность на уроке таким образом, чтобы у учеников была возможность поработать вместе (в парах или группах). В первом классе идеально подходит использование игровых методик, так как игра в этом возрасте удовлетворяет потребность ребёнка, а включение в работу проходит лучше.
Естественно, что у детей могут появляться трудности в общении со сверстниками. В период адаптации в школе между первоклассниками периодически возникают ссоры, а иногда и конфликты. Такое поведение может быть обусловлено следующими причинами:
· Небольшой жизненный опыт. В силу возраста дети не знают, как следует поступать в тех или иных ситуациях. В течение всей жизни человек накапливает знания и умения, которые помогают ему успешно существовать в обществе, осуществлять свою жизнедеятельность.
· Недостаточно богатый словарный запас. Ребенку трудно подбирать подходящие слова во время разговора. Младшие школьники, которые не умеют решать проблемы словесно, могут переходить на применение физической силы.
· Повышенная эмоциональность. Некоторые дети особенно остро реагируют на внешние раздражители, что может помешать им адекватно оценивать и решать возникшие проблемы. Управление эмоциями – это сложный процесс, который требует развития ряда навыков, таких как способность осознавать свои чувства, понимать их причины и стараться выражать в приемлемой форме. Также помимо управления своими эмоциями важно научиться понимать чувства других людей.
· Влияние неблагополучной семьи. Воспитание в неблагополучных семьях, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. У младших школьников могут наблюдаться конфликты с учителями и одноклассниками, частое употребление ненормативной лексики, повышенная эмоциональность. Недостаток родительской заботы и внимания также приводит к отстраненности и снижению эмпатии.
Вопрос об особенностях развития детского коллектива во все времена является актуальным. Весомый вклад в разработку проблемы о формировании детского коллектива внесли советские педагоги и ученые А.С. Макаренко, Н. К. Крупская, А.Н Лутошкин, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский.
На учителя начальных классов возлагается колоссальная работа, направленная на поддержку возникновения благоприятных взаимоотношений между младшими школьниками. Для более плодотворных результатов необходимо понимать, как происходит развитие детского коллектива. А.Н. Лутошкин при изучении данной темы достаточно доступно и понятно описал каждый этап:
1. «Песчаная россыпь». Дети подобны песчинкам, собранным вместе, но при этом каждая из них сама по себе. Ребята плохо знакомы друг с другом, им трудно или боязно начать общение.
2. «Мягкая глина». Глина несложно поддается воздействию. Учитель подобен мастеру, который работает с этим материалом. Благодаря грамотному подходу в классе проявляются усиления в развитии коллектива. На этом этапе между первоклассниками формируются связи по общим интересам, появляются дружественные отношения.
3. «Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив класса озабочен тем, чтобы каждый действовал правильно. Между одноклассниками видны проявления поддержки, которые похожи на мерцание маяка. У детей не всегда может получаться найти общий язык, следовать коллективным требованиям. Иногда проявляется инициатива.
4. «Алый парус» — символ устремленности вперед, дружественной верности. На этом этапе детский коллектив становится более сплоченным, участники заинтересованы в общей деятельности. Дети слажены и инициативны, но они могут не всегда и сразу принимать свои ошибки из-за возникающих «бурь» в их жизнедеятельности.
5. «Горящий факел» — живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что пребывание ребенка в коллективе становится важным в его всестороннем развитии и формировании индивидуальности. Общение оказывает помощь в создании здоровых и адекватных отношений с другими людьми, развитии коммуникативных навыков. В коллективе класса младший школьник знакомится с социальными нормами, ценностными ориентирами, накапливает личный опыт.
Если еще со времен начальной школы педагог старается воспитывать своих учеников дружными, готовыми помогать друг другу и оказывать моральную поддержку, то в дальнейшем велика вероятность предотвращения неблагоприятных последствий, вызванных наличием конфликтов, в том числе буллинга и суицидальных наклонностей среди детей.