Автор: Карташова Екатерина Александровна
Аннотация:
В статье рассматривается практика организации старшеклассниками образовательных и воспитательных мероприятий для младших школьников с опорой на наставничество и включение социальных партнёров. Описаны структура и этапы реализации проекта, раскрыта его роль в формировании профессионального самоопределения, развитии личности, социализации учащихся. Представлены механизмы привлечения социальных партнёров для расширения образовательного пространства и повышения эффективности практики.
Ключевые слова: трудовое воспитание, наставничество, профессиональное самоопределение, социальное партнерство, школа, события, внеурочная деятельность
Введение
Современная школа сталкивается с задачей не только формирования прочных знаний, но и развития у обучающихся универсальных компетенций, осознанного профессионального самоопределения и социальной ответственности. Одним из эффективных инструментов для решения этих задач становятся образовательные практики, реализуемые по модели «старшие — младшим», при поддержке социальных партнёров.
Материалы и методы
Изучена апробация практики «Старшие — младшим» на базе общеобразовательных организаций с участием социальных партнёров (музеев, вузов, библиотек, предприятий, волонтёрских движений). Анализ проводился с помощью анкетирования, интервьюирования участников, педагогов и социальных партнеров, а также наблюдения за процессом организации и реализации событий.
Результаты
Реализация практики проходит в три этапа:
1) Подготовительный (обучение старшеклассников педагогическим и организационным навыкам, разработка мероприятий в мини-группах);
2) Реализация (старшеклассники проводят для младших квесты, мастер-классы, экскурсии, конкурсы и образовательные игры — часто при участии социальных партнёров в качестве экспертов или ведущих);
3) Рефлексия (совместный анализ опыта, обсуждение трудностей и достижений, получение обратной связи).
В результате учащиеся 7–11 классов получают возможность примерить роли педагога, организатора, наставника, ведущего; развивают надпрофессиональные навыки (работа в команде, коммуникация, ответственность, публичные выступления, тайм-менеджмент и др.). Интеграция социальных партнёров расширяет тематику событий, обеспечивает доступ к современным знаниям, помогает продемонстрировать практическую значимость учебных дисциплин.
Обсуждение
Практика повышает мотивацию к учёбе и социальной активности, способствует профессиональному самоопределению у старшеклассников, развитию положительного климата в школьном коллективе. Вовлечение социальных партнёров обеспечивает инновационность подхода, способствует формированию социокультурной компетентности школьников. Педагогическая поддержка и обратная связь позволяют корректировать и развивать практику в зависимости от потребностей обучающихся и возможностей школы.
Заключение
Практика «Старшие — младшим» с привлечением социальных партнёров является эффективным инструментом для организации трудового и нравственного воспитания школьников, формирования профессиональной и личностной субъектности. Расширение сети партнёрских организаций даёт возможность школе реализовывать индивидуальные образовательные траектории, а обучающимся — осознанно подходить к вопросу самоопределения.
Список литературы:
1. Баева И.А. Социальное партнерство в образовании: теоретические основы и практический опыт. М.: Просвещение, 2021.
2. Захарова Т.В., Соколова М.А. Наставничество в образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы. // Вестник пед. наук, №4, 2022.
3. Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020 №394 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования».
4. Schmidt, A. et al. (2019). Peer Mentoring as a Tool for Professional Development. International Journal of Education Research, 47(6), 143-153.