статья

Автор: Афанасьева Оксана Михайловна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКЕ

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с особенностями взаимодействия педагогов в при инклюзивном образовании. Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, взаимодействие.
Создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья является одним из приоритетов социальной политики государства.
Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время качества жизни других участников образовательного процесса и создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами является одним из самых важных и неотъемлемых условий их успешной адаптации к социуму, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Дети с ограниченными возможностями часто оказываются обособленными от своих здоровых сверстников, государство создало для них хоть и хорошие, но особые условия существования в специальных учебных заведениях.
В то же время каждый ребенок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование также, как и его сверстники.
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность его для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей особыми потребностями.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети различаются потребностями в обучении. Оно старается разработать индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выигракт как обычные дети, так и дети с особыми потребностями .
Создание специальных образовательных условий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и дальнейшая их реализация возможна при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями требует сотрудничества различных специалистов, профессионалов и родителей. Далеко не все области педагогики требуют аналогичного уровня сотрудничества и командной работы как инклюзивное образование.

Пять основных принципов командной работы:

признание инклюзии как единой психолого-педагогической идеологии;
уважение ко всем членам команды, взаимопонимание, искренность готовность к взаимопомощи;
равноправное участие всех членов команды в образовательном процессе, ответственность за результаты общей работы;
четкое распределение ролей членов команды, соблюденте приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.
Одним из важнейших звеньев взаимодействия педагогов образовательной организации в инклюзивной практике является
психолого-медико- педагогический консилиум (ПМПк), на заседаниях которого ведется комплексная работа по обсуждению целостного портрета школьника, определению содержания различных видов деятельности, выявлению проблем и определению путей ПМС-сопровождения, отслеживанию динамики его социализации. На этапе согласования деятельности ИМПКк происходит консультирование родителей, педагогов, специалистов учреждения, информирование всех членов образовательно-воспитательного процесса о рекомендациях консилиума.
Таким образом, для внедрения инклюзивной практики необходимы определить функциональные обязанности и обеспечить взаимодейстие специалистов муниципального уровня инклюзивной образовательной организации

 

 

 

 

×
×