Автор: Шестакова Татьяна Викторовна
Формирование орфографической зоркости
у младших школьников
Учитель нач. классов Шестакова Т.В.
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе является поиск эффективных способов обучения орфографии. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания, зависит дальнейшее обучение ребёнка на следующем этапе обучения, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать и воспроизводить родной язык в устной и письменной форме. В обучении правописанию главным является орфографическая зоркость. Умение обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Вот почему вопрос о том, как системно построить работу над формированием орфографической зоркости у детей, начиная с первых шагов их обучения в школе, по-прежнему остается актуальным.
В чём же причины безграмотности детей?
- отсутствие интереса к изучению русского языка;
- неполноценный навык чтения;
- потеря интереса к чтению, отсутствие традиции семейного чтения.
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Дети должны осознать, что списывание, диктант, изложение, сочинение – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи. Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
На своих уроках стараюсь организовать исследовательскую работу детей или создать проблемную ситуацию так, чтобы они сами открыли новое знание, создавали алгоритм проверки той или иной орфограммы. В ходе урока выступаю в роли учителя-партнёра, наблюдателя и вдумчивого наставника, помогаю каждому ученику выстроить собственный путь личностного развития.
Для повышения орфографической грамотности в своей практике использую разнообразные способы и приемы: диагностические письменные проверочные работы, дидактические задания, составление и использование таблиц, проговаривание, комментированное письмо, перфокарты, письмо с пропусками. Важное место на уроке занимает словарная работа.
Очень хорошо помогает повысить орфографическую зоркость работа с текстом. В записанном тексте ученики находят в словах орфограммы, устно объясняют их у доски. Не менее интересна работа с тренажерами, которая помогает повторить изученные орфограммы, дает возможность ученикам передохнуть от письма на уроке. И конечно, первое правило успешной работы – это отработанный алгоритм объяснения и закрепления темы.
Орфографическое действие, как и любое сложное психическое образование, обладает определенной структурой. Например, М.Р. Львов выделяет 6 шагов, которые должен совершить ученик, выполняя орфографическое действие:
1) Найти орфограмму.
2) Определить её тип: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
3) Наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.
4) Определить последовательность шагов решения задачи, то есть составить алгоритм задачи.
5) Выполнить намеченную последовательность действий по алгоритму.
6) Написать слово в соответствии с решением орфографической задачи и сделать самопроверку.
Фактически, у младших школьников следует формировать четыре собственно орфографических умения, а именно:
1) Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы.
2) Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом.
3) Применять правило.
4) Проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Цель этой работы – объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки; закрепить навыки правильного написания слов; дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Приемы самостоятельной работы над ошибками выбираю самые разнообразные. Они зависят от типа правил, на которые допущены ошибки, от подготовленности класса, от умения учащихся работать самостоятельно.
Основные из этих приемов:
1) самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных мной особым знаком на полях;
2) самостоятельное объяснение ошибок, подбор проверочных слов, выбор слов из «Орфографического словаря», подбор слов с данной орфограммой, выписывание слов и словосочетаний с определенными орфограммами из текста диктанта и составление с ними предложения.
Такие приемы работы над ошибками активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками.
Одним из эффективных приёмов работы по предупреждению ошибок является комментированное письмо, которое приучает школьников к сознательному применению правила, способствует выработке навыков грамотного письма. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, даёт возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
Ежеурочное выделение времени для самостоятельной работы учащихся помогает отслеживать уровень усвоения материала и формирует умение работать самостоятельно, что в данном случае включает в себя и умение работать с инструкцией задания, и умение планировать свою работу, и самоконтроль. В то же время можно уделить больше внимания ученикам, которые испытывают учебные затруднения.
Что касается видов работы, то здесь подойдёт всё, о чём говорилось выше. Например, сегодня мы просим учеников списать предложение, вставляя пропущенные буквы; завтра – списав предложение, ребята должны самостоятельно найти в нём все орфограммы и выделить их; послезавтра – письмо под диктовку. Важно, что такая работа не должна отрывать от урока много времени, достаточно 5-10 минут, и её обязательно нужно оценить отдельно от остальной работы: для ребёнка отметка цифровая или словесная, а для учителя – понимание того, над чем и с кем надо ещё поработать.
Итак, говоря об орфографической зоркости, важно помнить, что необходимым условием её формирования является умение видеть орфограммы в слове, знать и уметь применять правила её проверки, осуществлять самоконтроль, то есть проверять написанное.