Статья из опыта работы

Автор: Овчинникова Дарья Владимировна

Из опыта работы «Использование нейроигр как нетрадиционных методов и форм с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Наблюдается ежегодный рост числа детей, сталкивающихся с различными отклонениями в развитии. В дополнение к речевым трудностям, у современных детей часто встречаются проблемы с координацией движений, как общей, так и мелкой моторики, а также с процессами восприятия, концентрации внимания и запоминания информации.

Этим детям трудно понимать и выполнять сложные указания, так как их внимание неустойчиво, и они воспринимают лишь фрагменты информации. Это негативно сказывается на формировании навыков чтения. Ребенку сложно выделить основную мысль текста, проследить развитие сюжета и выстроить логическую последовательность событий, нарушается внутреннее планирование.

В результате, эти дети, поступая в школу, испытывают трудности в освоении чтения и письма. Для уменьшения числа школьников с подобными проблемами, количество которых постоянно увеличивается, необходимо начинать коррекцию еще в дошкольном возрасте.

Такие дети требуют специализированной помощи. В связи с этим, одним из перспективных направлений внедрения инноваций в коррекционную практику является применение нейропсихологических методов.

В чем ценность нейропсихологии?

Эффективность нейропсихологического подхода подтверждена исследованиями и практикой. Это здоровье сберегающая и игровая методика. Подход направлен на коррекцию психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, эмоциональной сферы) через движение, что актуально для детей с особыми потребностями, особенно с тяжелыми нарушениями в развитии.

Основы отечественной нейропсихологии заложены классиками: Выготским, Лурией, Цветковой, Семенович и другими.

Известно, что мозг состоит из двух полушарий, каждое со своими функциями. Правое полушарие, отвечающее за образное мышление и творчество, координирует движения и пространственное восприятие. Левое полушарие, логическое и аналитическое, обрабатывает слуховую информацию и планирует действия.

Нейропсихологическая коррекция способствует гармоничному развитию обоих полушарий. Это эффективный метод безмедикаментозной помощи при гиперактивности, СДВГ и задержке развития, без побочных эффектов.

Нейропсихология – отличное дополнение к коррекционной программе, позволяющее глубже понять проблему и выстроить грамотное сопровождение.

Нейропсихологические игры развивают мозг ребенка, стимулируют память и мышление, снижают утомляемость, улучшают моторику и благоприятно влияют на чтение и письмо. Они формируют уверенность в себе, улучшают физические и эмоциональные навыки, делая ребенка менее подверженным стрессу и более общительным.

В своей работе с детьми с нарушениями речи я использую дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для мелкой моторики, релаксационные упражнения, а также упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.

Предлагаю вашему вниманию ряд полезных техник:

Рассмотрим нейропсихологические методы:

Дыхательные упражнения: они нормализуют дыхание, успокаивают нервную систему, улучшают концентрацию, развивают речевые навыки и способствуют общему оздоровлению.

Глубокий вдох, и на выдохе произносим:

• Кипящая кастрюля: пых-пых

• Ходики: тик-так

• Автомобиль: би-би

• Дождь: кап-кап

• Воробушек: чик-чирик

• Звенит звонок: дзынь-дзынь

«Задуваем свечи». Представляем торт с 3-5 свечками и задуваем их небольшими порциями воздуха.

Зрительная гимнастика. Упражнения для глаз улучшают зрительное восприятие, активизируют зрительные зоны мозга и внимание.

Рекомендуется проводить перед письмом.

1.Поиск предметов в комнате только глазами.

Найти предметы определенного цвета или формы.

Кинезиологические упражнения — улучшают межполушарное взаимодействие и активизируют мышление.

«Колечко». Быстро перебираем пальцы, соединяя их с большим в кольцо. Выполняем в прямом и обратном порядке каждой рукой, затем вместе.

«Ухо-нос». Беремся левой рукой за кончик носа, правой — за противоположное ухо, хлопаем в ладоши и меняем руки.

Игры «Коза-Заяц-Вилка».

«Кулак-ребро-ладонь».

Упражнения с мячиками. Перекладывание из руки в руку, передача по кругу, перекрестные движения.

Рисование двумя руками.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Задания и упражнения направленные на развитие зрительнойи мышечной памяти,логического и абстрактного мышления, переключение и распределениевнимания, пространственного восприятия, а также целеустремленностии усидчивости. 

Данное упражнение – отличный шанс для ребенка укрепить свои навыки распознавания плоских геометрических форм, таких как квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и пятиугольник. Структура задания разработана с акцентом на активизацию пространственного мышления и внимательности ребенка, особенно его умения концентрироваться и быстро переключаться между задачами. Эти навыки критически важны не только для успешного освоения геометрии, но и для общего учебного процесса. В рамках задания ребенку предлагается определить количество представленной геометрической фигуры и внести полученные результаты в предназначенные для этого поля, а также идентифицировать недостающую фигуру. Этим детям трудно понимать и выполнять сложные указания, так как их внимание неустойчиво, и они воспринимают лишь фрагменты информации. Это негативно сказывается на формировании навыков чтения. Ребенку сложно выделить основную мысль текста, проследить развитие сюжета и выстроить логическую последовательность событий, нарушается внутреннее планирование. В результате, эти дети, поступая в школу, испытывают трудности в освоении чтения и письма. Для уменьшения числа школьников с подобными проблемами, количество которых постоянно увеличивается, необходимо начинать коррекцию еще в дошкольном возрасте. Такие дети требуют специализированной помощи. В связи с этим, одним из перспективных направлений внедрения инноваций в коррекционную практику является применение нейропсихологических методов.

В чем ценность нейропсихологии?Эффективность нейропсихологического подхода подтверждена исследованиями и практикой. Это здоровье сберегающая и игровая методика. Подход направлен на коррекцию психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, эмоциональной сферы) через движение, что актуально для детей с особыми потребностями, особенно с тяжелыми нарушениями в развитии.Основы отечественной нейропсихологии заложены классиками: Выготским, Лурией, Цветковой, Семенович и другими.Известно, что мозг состоит из двух полушарий, каждое со своими функциями. Правое полушарие, отвечающее за образное мышление и творчество, координирует движения и пространственное восприятие. Левое полушарие, логическое и аналитическое, обрабатывает слуховую информацию и планирует действия.Нейропсихологическая коррекция способствует гармоничному развитию обоих полушарий. Это эффективный метод безмедикаментозной помощи при гиперактивности, СДВГ и задержке развития, без побочных эффектов.Нейропсихология – отличное дополнение к коррекционной программе, позволяющее глубже понять проблему и выстроить грамотное сопровождение.Нейропсихологические игры развивают мозг ребенка, стимулируют память и мышление, снижают утомляемость, улучшают моторику и благоприятно влияют на чтение и письмо. Они формируют уверенность в себе, улучшают физические и эмоциональные навыки, делая ребенка менее подверженным стрессу и более общительным.В своей работе с детьми с нарушениями речи я использую дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для мелкой моторики, релаксационные упражнения, а также упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.Предлагаю вашему вниманию ряд полезных техник:Рассмотрим нейропсихологические методы:Дыхательные упражнения: они нормализуют дыхание, успокаивают нервную систему, улучшают концентрацию, развивают речевые навыки и способствуют общему оздоровлению.Глубокий вдох, и на выдохе произносим: • Кипящая кастрюля: пых-пых • Ходики: тик-так • Автомобиль: би-би • Дождь: кап-кап • Воробушек: чик-чирик • Звенит звонок: дзынь-дзынь«Задуваем свечи». Представляем торт с 3-5 свечками и задуваем их небольшими порциями воздуха.Зрительная гимнастика. Упражнения для глаз улучшают зрительное восприятие, активизируют зрительные зоны мозга и внимание. Рекомендуется проводить перед письмом. 1.Поиск предметов в комнате только глазами.Найти предметы определенного цвета или формы.
Кинезиологические упражнения — улучшают межполушарное взаимодействие и активизируют мышление. «Колечко». Быстро перебираем пальцы, соединяя их с большим в кольцо. Выполняем в прямом и обратном порядке каждой рукой, затем вместе.«Ухо-нос». Беремся левой рукой за кончик носа, правой — за противоположное ухо, хлопаем в ладоши и меняем руки.Игры «Коза-Заяц-Вилка». «Кулак-ребро-ладонь».Упражнения с мячиками. Перекладывание из руки в руку, передача по кругу, перекрестные движения.Рисование двумя руками.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Задания и упражнения направленные на развитие зрительной  и мышечной памяти,  логического и абстрактного мышления, переключение и распределение  внимания, пространственного восприятия,  а также целеустремленности  и усидчивости.

Данное упражнение – отличный шанс для ребенка укрепить свои навыки распознавания плоских геометрических форм, таких как квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и пятиугольник. Структура задания разработана с акцентом на активизацию пространственного мышления и внимательности ребенка, особенно его умения концентрироваться и быстро переключаться между задачами. Эти навыки критически важны не только для успешного освоения геометрии, но и для общего учебного процесса. В рамках задания ребенку предлагается определить количество 
В ячейку каждой представленной геометрической фигуры и внести полученные результаты в предназначенные для этого поля, а также идентифицировать недостающую фигуру.

Данное упражнение превосходно способствует развитию логического мышления у детей, так как в процессе его выполнения они применяют логические методы, такие как анализ, синтез, сопоставление и т.д., выявляют конкретные закономерности и формулируют аргументированные выводы. В рамках задания ребенку необходимо установить правило, по которому организованы изображения в каждой строке, то есть обнаружить повторяющуюся последовательность, определяющую порядок рисунков. После этого требуется добавить изображение, которое, исходя из логики и обнаруженной закономерности, должно следовать дальше.В заключение, можно утверждать, что нейропсихологические занятия оказывают благоприятное воздействие на психическое и речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.Применение нейропсихологических упражнений в работе дало заметные результаты. У детей  наблюдается усиление познавательной активности, повышение работоспособности, улучшение концентрации и устойчивости внимания, памяти, восприятия, развитие речи и мышления, а также улучшение физических навыков, таких как сила, равновесие, подвижность, усидчивость и графомоторные навыки.Дошкольный возраст – оптимальное время для нейропсихологических занятий, благодаря высокой пластичности мозга. Регулярные занятия быстро приносят плоды, и лучшая награда для меня – видеть радость ребенка от своих достижений и испытывать гордость за него.
Данное упражнение превосходно способствует развитию логического мышления у детей, так как в процессе его выполнения они применяют логические методы, такие как анализ, синтез, сопоставление и т.д., выявляют конкретные закономерности и формулируют аргументированные выводы. В рамках задания ребенку необходимо установить правило, по которому организованы изображения в каждой строке, то есть обнаружить повторяющуюся последовательность, определяющую порядок рисунков. После этого требуется добавить изображение, которое, исходя из логики и обнаруженной закономерности, должно следовать дальше.

В заключение, можно утверждать, что нейропсихологические занятия оказывают благоприятное воздействие на психическое и речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Применение нейропсихологических упражнений в работе дало заметные результаты. У детей наблюдается усиление познавательной активности, повышение работоспособности, улучшение концентрации и устойчивости внимания, памяти, восприятия, развитие речи и мышления, а также улучшение физических навыков, таких как сила, равновесие, подвижность, усидчивость и графомоторные навыки.

Дошкольный возраст – оптимальное время для нейропсихологических занятий, благодаря высокой пластичности мозга. Регулярные занятия быстро приносят плоды, и лучшая награда для меня – видеть радость ребенка от своих достижений и испытывать гордость за него.

Используйте нейропсихологические упражнения для выявления и развития различных способностей ребенка. Мозг всегда положительно реагирует на внимание, а нейропсихологические методы – это лучший стимул для его развития, который полезен в любом возрасте.

 

 

 

 

×
×